Афазия: симптомы, диагностика и лечение

Содержание

Афазия

Афазия: симптомы, диагностика и лечение

1. Что такое афазия?

 1.2 Афазия и алексия

2. Как функционирует речевой аппарат человека

3. Этиологические факторы возникновения афазии

4. Классификация видов афазии

5. Клиническая картина

6. Дифференциальная диагностика

7. Лечебные мероприятия

8. Реабилитация пациентов с афазией

9. Профилактика и прогноз

Афазия – это полная или частичная потеря умения передавать свои мысли с помощью слов. Человек испытывает трудности в общении с другими, начинаются проблемы с восприятием окружающего мира. Этот термин впервые введен в 1864 году французским терапевтом Арманом Труссо.

Признаки заболевания:

  • неспособность узнавать голоса, звуки, предметы;
  • сбои в чувствительности;
  • искаженная, неправильная речь, исковерканные, короткие предложения;
  • нарушенная ориентация в пространстве;
  • невозможность разборчиво писать, затрудненное чтение;
  • неустойчивость внимания, разлады в памяти, интеллекте. 

Патология неврологического характера остаётся одной из самых распространённых проблем современного здравоохранения в большинстве развитых стран мира и Российская Федерация не является исключением.

Заболевания сердечно-сосудистой системы и осложнения с ними связанные делят второе место по распространённости среди всех летальных исходов заболеваний или случаев тяжёлой инвалидизации.

При развитии острого нарушения мозгового кровотока происходит повреждение различных участков головного мозга и частым проявлением или осложнением инсульта становится развитие афазии. Специалистами давно замечено, что частота возникновения афазии при инсульте коррелирует с его видом.

Так при ишемической форме афазия развивается в 2 раза чаще, чем при других формах нарушения мозгового кровообращения. Диагностика, лечение и реабилитация больных, страдающих афазией остаётся важной задачей неврологов и нейрохирургов.

Что такое афазия?

Под латинским термином афазия в медицинской терминологии понимают неврологическое заболевание, связанное с расстройством части когнитивных функций человеческого организма.

К когнитивным функциям головного мозга человека относят: речь, память, рисование и письмо, понимание или осознанность, ориентацию в пространстве и времени, а также внимание и праксис.

При афазии в значительной степени страдают такие функции, как речь, письмо и восприятие слуховой и в некоторых случаях визуальной информации.

Афазия и алексия

Не стоит путать афазию с алексией. Это два совершенно различных термина.

Алексия возникает, как врождённый дефект речевого аппарата ребёнка, таким образом у ребёнка изначально не формируется речь и значительно затрудняется её восприятие.

В отличие от алексии при афазии речь у пострадавшего была уже сформированной. Таким образом афазия является всегда заболеванием, имеющим приобретённый характер, в то время как алексия – первичное поражение речевых центров. 

Афазия возникает в результате органического поражения нейронов речевого центра, находящихся в коре больших полушарий.

Расстройство речи приводит к формированию стойкой социальной и психологической дезадаптации пострадавшего, так как контакт с окружающим миром в значительной степени затрудняется.

Афазия проявляется такими симптомами, как: выраженное нарушение речевой функции, обеднение словарного запаса в первую очередь родного языка. Пострадавшей более не может осознанно выстраивать предложения, а также воспринимать чужую устную или письменную речь.

Как функционирует речевой аппарат человека

Коммуникативные особенности людей напрямую связаны с формированием второй сигнальной системы или речевого аппарата. Все человеческие достижения в первую очередь связаны с прогрессивным развитием коммуникативных способностей, что позволило людям активно обмениваться накопившейся информацией и взаимодействовать сообща.

Важно отметить, что человеческий мозг синтезирует и воспринимает речь благодаря развитым речевым центрам. Оба речевых центра находятся в коре больших полушарий и носят название исследователей их открывших.

  1. Речевая зона Брока – рече-моторный или просто моторный центр, отвечающий за формирование устной речи человека. Данный центр отвечает за моторную функцию: фонологическое и синтаксическое построение исходящей от человека речи. Моторный центр является своеобразным вербальным анализатором и отвечает за работу лицевой мускулатуры и языка.
  2. Речевой центр Вернике – центр, отвечающий за анализ и восприятие поступающей речевой информации из вне. Зона Вернике имеет анатомическую локализацию в области височной извилины и как правило располагается в одном доминантном полушарии. Центр Вернике помимо обработки поступившей речевой информации также занимается обеспечением интонационных характеристик исходящей речи.

Несмотря на анатомическое разделение двух вышеперечисленных речевых зон, они постоянно взаимодействуют между собой и работают слаженно, как единое целое. Восприятие и анализ поступающей информации, дальнейшая интерпретация полученных данных и формирование ответной реакции – важнейшие функции, сформировавшие вторую рефлекторную сигнальную систему человека.

Этиологические факторы возникновения афазии

Причиной развития такого когнитивного расстройства, как афазия могут стать самые разнообразные факторы, как внешней, так и внутренней среды человека. Однако, чаще всего к развитию афазии приводят внутренние факторы. К самым часто-встречающимся этиологическим факторам развития афазии можно отнести:

  • Черепно-мозговая травма. Один из самых частых внешних факторов. Афазия может возникнуть при дорожно-транспортном происшествии или во время борьбы, когда тканям головного мозга пострадавшего приходится испытывать выраженную кинетическую энергию. Сотрясение головного мозга может приводить к ушибу его тканей в результате гидродинамического удара или же к развитию разрыва церебральных сосудов или сосудов паутинной оболочки.
  • Острое нарушение мозгового кровообращения или инсульт. Самая частая причина развития афазии. В большинстве случаев инсульт возникает в результате поражения сердечно-сосудистой системы, что приводит к ишемическому повреждению головного мозга. Если тромб локализован на уровне средней мозговой артерии, то происходит поражение речевого центра и развитие моторной афазии. К предрасполагающим компонентам сосудистых заболеваний также относят: гипертоническую болезнь, дислепидемические нарушения состава крови, атеросклероз и метаболические нарушения.
  • Онкологические заболевания. В структуре причин возникновения афазии также часто встречаются. Афазия в таком случае возникает при повреждении опухолью речевого центра или при сдавлении последнего опухолью доброкачественного характера.
  • Инфекционно-воспалительные заболевания. Данная этиологическая причина чаще всего встречается у детей и молодых лиц, так как именно они более подвержены генерализованным инфекционным процессам. К афазии могут привести менингит и энцефалит.

В более редких случаях причиной становятся такие хронические дегенеративные заболевания нервной системы, как болезнь Альцгеймера и Пика, которые также могут затронуть речевые зоны больших полушарий.

Классификация видов афазии

В клинической неврологической практике принято выделить следующие виды афазий:

  • Динамическая, возникает при органическом повреждении задних участков лобных долей. Проявляется нарушением программы высказывания, что приводит как к нарушению восприятия речи, так и нарушению её формирования.
  • Акустико-гностическая, проявляется поражением аналитической зоны Вернике. Характеризуется утратой фонематического слуха. Человек с данной формой перестаёт адекватно воспринимать речь собеседника;
  • Акустико-мнестическая, проявлением становится нарушение зрительного представления о предмете и потеря слуховой памяти. Такая афазия проявляется обеднением речи, пропуском частей речи и наличием парафразированных речевых ошибок;
  • Амнестико-семантическая, при поражении задневисочных отелов головного мозга. Нарушается понимание сложных грамматических конструкций, простая речь не страдает;
  • Эфферентная моторная афазия, проявляется при поражении зоны Брока, при этом у больного появляются артикуляционные дефекты речи или апраксия;
  • Афферентная моторная афазия, развивается с поражением постцентральной борозды. Основным нарушением при данной форме является кинетическое нарушение речи или выраженное затруднение речевой функции, связанной с формированием конкретных звуков. У больного также отмечается нарушение восприятия речевой информации при чтении и письме. 

Клиническая картина

Афазия характеризуется разнообразными нарушениями, которые проявляются более или менее активно в зависимости от клинической формы афазии. Самыми частыми проявлениями афазии становятся следующие симптомы:

  • Больной пропускает фразы и отдельные слова, чаще всего существительные;
  • Повторение одних и тех же словосочетаний или словосочетаний;
  • Медленная речь пострадавшего, с выраженными интервалами между предложениями, либо наоборот речь пострадавшего становится беглой, нелогичной, превращающейся в “кашу”;
  • Наличие парафраз – описательная характеристика смысловой нагрузки слова. Речь становится описательного характера;
  • Пострадавший от афазии не может вспомнить название предмета или объекта, о котором идёт речь, однако знает функцию и внешний его вид.
  • Речь пострадавшего становится экспрессивной и содержит большое количество глаголов.

Важно отметить, что больной чаще всего легко вспоминает название предмета при подсказках или в контексте, например, если назвать первый слог нужного слова, то больной без труда вспомнит его окончание. 

Дифференциальная диагностика

Несмотря на то, что афазия относится к неврологическим заболеваниям подход к диагностике носит мультидисциплинарный характер. Чтобы точно определить клинико-морфологические проявления заболевания необходимо полноценно провести диагностическое обследование больного. 

На базе Клинического Института Мозга функционирует мощное диагностическое отделение, которое обладает всей необходимой аппаратурой и специалистами смежных профилей, что обеспечивает высокую степень информативности предоставляемых диагностических данных.

Важнейшую роль в исследовании пациента играет топическая диагностика. Данную процедуру проводит невропатолог или нейрохирург. Для этого собираются все данные анамнеза настоящего заболевания, проводится определение специальных симптомов, а также физикальное обследование больного.

На ровне с обследованием неврологом пострадавший должен быть обследован психотерапевтом для исключения или подтверждения психических отклонений и установления степени социальной адаптации больного афазией.

Степень достоверности полученных данных во многом зависит от квалификации специалиста и его практического опыта.

Для диагностики афазии применяются такие исследования, как:

  • Компьютерная и магнитно-резонансная томография. Оба исследования могут проводиться без контрастирования и с контрастированием. Для визуализации мягких тканей информативнее – проведение МР- исследования.
  • Обзорная рентгенография головы и шеи. Рентгенография проводится при наличии в анамнезе черепно-мозговых травм для подтверждения или исключения дефектов твёрдых тканей (черепной коробки).
  • Ультразвуковое исследование – сонография и ультразвуковое цветное доплеровское картирование цервикальных (шейных) сосудов. Данное УЗ-исследование проводится для исключения поражения сосудов шеи.

Помимо инструментальных исследований важным компонентом диагностического обследования является проведение комплекса лабораторных анализов. Обязательно проводится определения группы крови и резус-принадлежности пациента, определение липидного профиля и общего анализа крови. 

Лечебные мероприятия

В лечении афазии также, как и при любой другой неврологической патологии главенствующую роль играет возможность применения патогенетически обоснованной терапии. Только после полноценно проведённого диагностического обследования можно таргетно назначать терапию.

Первым делом в независимости от формы афазии проводится устранение жизнеугрожающих фактором. Проводятся мероприятия по интенсивной терапии, пациент стабилизируется и только после этого начинается этап лечения афазии и последующая реабилитация. 

В лечении афазии важно, как можно более быстро активизировать метаболический дисбаланс, возникший в головном мозге. Для этого применяются следующие группы препаратов:

  • Церебропротекторы и ноотропы: Пирацетам, Ноотропил, Церебролизин.
  • Сосудистые препараты: Октавегин, Винпоцетин и аналоги.
  • Витамины группы В, природные антиоксиданты и нейропротекторы.
  • Противосвёртывающие или коагулянты в зависимости от формы сосудистого поражения.

Немало важный пункт – проведение физиотерапевтических процедур. Применяется лечебный электрофорез, магнитотерапия, иглорефлексотерапия, лечебный массаж и физкультура. Все методики позволяют повысить эффективность основной терапии и ускоряют регенеративно-репаративные процессы.

Реабилитация пациентов с афазией

На этапе реабилитации основной акцент в лечении делается на социальную адаптацию и формирование у пострадавшего новых навыков коммуникации. С больным работают такие специалисты, как реабилитолог, логопед, психотерапевт и невролог.

Также к процессу реабилитационной программы подключаются социологи и обязательно родственники пострадавшего.  Только полноценный мультидисциплинарный подход к лечению и последующей реабилитации могут эффективно бороться с проявлениями афазии.

 

Профилактика и прогноз

После того, как у человека возникла афазия важно исключить повторные нарушения мозговой деятельности. С целью вторичной профилактики проводится диспансерное наблюдение таких пациентов.

Периодический осмотр у невролога и кардиолога позволяют в значительной степени снизить риск рецидивов основного заболевания, которое привело к развитию афазии.

В целом при следовании рекомендациям специалистов человеку с афазией удаётся добиться социальной адаптации и жить на приемлемом уровне жизни.

Клинический институт мозга статьей в социальных сетях

Другие статьи по теме:

  • Афферентная и эффертная моторная афазия
  • Амнестическая афазия
  • Моторная афазия
  • Сенсорная афазия

Источник: https://www.neuro-ural.ru/patient/dictonary/ru/a/afaziya.html

Афазия Брока: причины, симптомы, диагностика и лечение

Афазия: симптомы, диагностика и лечение

Афазия — это расстройство неврологического характера, представляющее собой потерю коммуникационного навыка, выражающуюся в неспособности как говорить, так и понимать речь. В зависимости от симптоматологии различают различные виды афазий.

В этой статье мы расскажем вам об афазии Брока, также известной, как эфферентная моторная афазия.

Как протекает афазия Брока и каковы её причины? Афазия Брока характеризуется проблемами в коммуникации средней и высокой степени тяжести, связанными с отсутствием или нарушением речи.

Афазия Брока

Нарушение речи: что такое афазия Брока

Афазия Брока затрагивает разговорную речь. Характерной чертой этой афазии является неспособность человека бегло говорить и свободно выражать свои мысли, а также формировать целые предложения. Человек также испытывает проблемы с артикуляцией. При этом способность понимать речь сохраняется либо нарушается гораздо меньше.

Вы хотите узнать, как работает ваш мозг и проверить его основные способности? Вы можете сделать это с помощью инновационного Общего когнитивного теста CogniFit. Менее, чем за 30-40 минут узнайте всё о своих когнитивных способностях. Присутствуют ли симптомы, указывающие на наличие каких-либо когнитивных расстройств?

Существуют четыре системы или компонента языка:

  • Фонологическая система: отвечает за обработку мозгом акустического сигнала, представленного в виде слов и слогов
  • Морфологическая система: свойства и взаимосвязи языковой системы в целом, затрагивающие структуру слов посредством правильной комбинации составляющих их морфем
  • Синтаксическая система: гарантирует логичность и последовательность сочетания слов в фразах и речи
  • Семантическая или лексическая система: представляет собой систему лексики языка, т.е. совокупность понятий и идей.

Согласно классической модели, афазии классифицируются в зависимости от локализации повреждения мозга.

Таким образом, афазия Брока вызвана поражением находящегося в лобной доле двигательного речевого центра — Центра Брока.

 Центр Брока отвечает за различные функции, связанные с речью: порядок фонем в словах, организацию слов в предложении (синтаксис), семантическую интеграцию и моторную организацию речи.

Афазия Брока — мозг: Центр Брока расположен в лобной доле мозга. Рис.: Sciencedaily

Диагностика афазии Брока

Для выявления афазии Брока можно воспользоваться различными инструментами нейропсихологического тестирования, как общими, так и специальными для обнаружения афазии. При выполнении любого нейропсихологического тестирования, в том числе теста на афазию Брока, необходимо учитывать два критерия, которые могут влиять на устное общение:

  1. Уровень образования: при оценке необходимо учитывать образовательный уровень человека.
  2. Этиология и степень поражения: у пациента может присутствовать когнитивный дефицит, связанные с диффузными нарушениями, например, памяти или внимания, которые негативно влияют на коммуникационные навыки.

С помощью нейропсихологических тестов CogniFit («КогниФит»), эффективность которых подтверждена научным путём, можно проверить память, внимание и другие когнитивные способности, а также улучшить их с помощью регулярных тренировок мозга.

Диагностика афазии Брока основана на изучении различных аспектов речи. Необходимо изучить, какой из этих аспектов нарушен, и, в зависимости от этого, идентифицировать вид афазии. В настоящее время большее внимание уделяется симптомам афазии, которые необходимо корректировать, а не классификации самого синдрома. Областями изучения являются:

Спонтанная речь при афазии Брока

Речь идёт о способности начинать и поддерживать разговор. Оценка спонтанной речи производится по такому параметру, как беглость речи. При этом:

  • Небеглая, замедленная речь: человеку сложно произносить слова, он способен говорить только короткими фразами, прикладывая значительные усилия при артикуляции, при этом быстро устаёт. Для его речи становится характерна диспросодия (нарушение ритма, смысловых и синтаксических ударений, монотонность) и наличие аграмматизмов (нарушений при построении синтаксических структур).
  • Беглая или слишком беглая речь: нормальное или быстрое (более 200 слов в минуту) произношение слов, сопровождаемое нормальной артикуляцией и ударениями. В данном случае нарушения, известные, как парафазии, затрагивают содержимое речи. Парафазии бывают симантические (используется ошибочное слово, относящееся к той же категории, что и нужное) и фонологические (фонетические ошибки, например, когда человек путает буквы или слоги в слове).

Для афазии Брока характерна замедленная, косноязычная речь.

Понимание при афазии Брока

Оценить понимание речи при данном виде афазии сложно, поскольку ошибки при ответе или неправильные ответы могут быть связаны не с проблемами понимания речи, а с трудностями произношения.

Поэтому при оценке используются инструменты, не требующие говорения от тестируемого. Диагностическим критерием в данном случае является сохраняется ли способность к пониманию речи или нет.

У пациентов с афазией Брока она сохраняется.

Повторение при афазии Брока

Заключается в способности расшифровать слуховую информацию, отыскать соответствующий фонологический код и воспроизвести услышанное. Если какой-либо из этих процессов нарушен, повторение также будет некорректно. С помощью повторения букв, слов, псевдослов (вымышленных слов) и фраз изучается, есть ли проблемы с повторением (характерные для афазии Брока) либо эта способность не нарушена.

Память на имена при афазии Брока

Это способность называть предметы своими именами, т.е. доступ к лексике и нахождению конкретного линвистического элемента. Пациенты с афазией Брока испытывают значительные затруднения с этим, это расстройство известно, как аномия (потеря способности называть предметы).

Автоматические последовательности при афазии Брока

Автоматические последовательности — это базовый лингвистический навык, который заключается в произношении хорошо известных последовательностей, например, чисел, месяцев и т.д. Также это могут быть крылатые фразы или пословицы. Автоматическая речь может сохраняться при большинстве афазий, даже тяжёлых.

Признаки и симптомы афазии Брока

После того, как мы рассмотрели области, которые изучаются для диагностики афазии, выделим специфические симптомы, характерные для афазии Брока:

  1. Замедленая речь: пациент говорит медленно, используя небольшое количество слов, и быстро устаёт.
  2. Аномия: трудности с называнием предметов.
  3. Аграмматизм: неспособность правильно конструировать завершённые предложения и фразы.
  4. Трудности с повторением: понимают, что им говорят, но не могут повторить услышанное.
  5. Осознание дефицита: при других видах афазий человек может не понимать, что допускает ошибки, ему кажется, что его речь корректна. При афазии Брока пациенты осознают, что испытывают затруднения, поскольку очень устают от говорения.

Кроме указанных симптомов афазия Брока может сопровождаться симптомами неврологического характера:

  • Орофациальная апраксия: неспособность управлять движениями рта и лица, не вызванная физическими причинами.
  • Односторонний парез: слабость, снижение силы в одной из сторон тела.
  • Гемиплегия: паралич одной стороны тела.
  • Нарушения способности читать и писать.

Причины афазии Брока

Как правило, наиболее распространённой причиной афазии Брока является перенесённый ишемический инсульт (кровоизлияние в мозг) в левом полушарии мозга (считается, что оно отвечает за речь). Также афазия Брока может развиться после черепно-мозговой травмы (ЧМТ) или из-за опухоли в мозге.

Кроме того, симптомы афазии Брока наблюдаются при других нейродегенеративных заболеваниях:

  • Первичная прогрессирующая афазия: прогрессивное нарушение речи. На начальной стадии у человека с этим расстройством не наблюдаются другие признаки деменции. Характерна замедленная речь, наличие аграмматизмов и аномии.
  • Болезнь Альцгеймера: кроме характерных для этого заболевания типичных симптомов когнитивных нарушений (дефицит памяти и внимания, дезориентация и т.д.), человек с болезнью Альцгеймера испытывает трудности с речью, аномию, используя общие термины или околичности (не имеющие прямого отношения слова, с помощью которых он пытается выразить мысль, поскольку не может это сделать кратко).
  • Болезнь Паркинсона: характерно замедление речи, низкая синтаксическая сложность, и, зачастую, аграмматизмы.

Вы подозреваете у себя или своих близких болезнь Паркинсона? Проверьте прямо сейчас, присутствуют ли симптомы. указывающие на наличие болезни Паркинсона, с помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на паркинсонизм.

Реабилитация при афазии Брока

Реабилитация или восстановление способностей при афазии Брока зависит от степени тяжести первоначальных симптомов. На начальной стадии заболевания можно восстановить и реорганизовать некоторые отделы мозга, компенсируя таким образом дефицит когнитивных способностей. Целями реабилитации при афазии Брока являются:

  • Улучшение навыков устной и письменной речи
  • Облегчить пациенту поддержание ежедневной коммуникации
  • Достигнуть эффективной коммуникации, хотя в данном случае речь идёт об упрощённой форме речи
  • Улучшить качество жизни пациента

Реабилитацией при афазии Брока занимаются логопеды, хотя нейропсихологи также играют важную роль в этом процессе, помогая тренировать когнитивные функции, задействованные в речи (память, внимание, исполнительные функции).

Степень и скорость восстановления различаются: так, понимание и повторение восстанавливаются быстрее, чем память на имена и беглость речи.

В зависимости от лингвистического дефицита человека разрабатывается лечебный план, который включает:

  • Базовую нейропсихологическую стимуляцию и тренировку (памяти, внимания, исполнительных функций, рассуждения, вычислений и т.д.)
  • Упражнения на развитие памяти на имена для коррекции аномии с использованием фонологических (первая буква слова, например) и семантических (категория, к которой относится искомое слово) ключей.
  • Тренировка говорения.
  • Увеличение размера фраз и предложений. Например, постепенно увеличивать число слов в предложении — до двух, трёх и т.д.

Это только часть той работы, которую можно провести для восстановления способностей людей, страдающих афазией. Важно не определить вид афазии, как, например, афазия Брока, а выявить нарушенные способности и работать над ними. Будем признательны за вопросы и комментарии к статье.

Перевела с испанского Анна Иноземцева

Psicóloga especializada en psicogerontología y neuropsicología. Siente vocación por la práctica clínica, especialmente por el ámbito del envejecimiento, el daño cerebral, la discapacidad y las dificultades de aprendizaje en niños.
Me encantaría poder ayudarte con cualquier consulta, no dudes en preguntarme.

This post is also available in: Испанский Французский Немецкий

Источник: https://blog.cognifit.com/ru/%D0%B0%D1%84%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%8F-%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0/

Афазия, формы и лечение

Афазия: симптомы, диагностика и лечение

Афазия – это полная или частичная утрата речи, обусловленная органическими локальными поражениями коры больших полушарий головного мозга, чаще всего возникает после перенесенного инсульта, опухолях мозга или черепно-мозговой травмы. Ее развитие зависит от локализации мозгового поражения. Афазия бывает различных форм и степени тяжести — от незначительных затруднений в артикуляции или названии предметов до полной потери понимания речи или речевого выражения мысли.

Формы афазии

В первые дни после нарушения мозгового кровообращения речевые расстройства у больных могут проявляться в форме афазии тотальной: больной не говорит и не понимает обращенной к нему речи.

Тотальная афазия через несколько дней или недель может смениться сенсорной или моторной афазией: больной начинает понимать обращенную к нему речь, но общается с окружающими при помощи речевого «эмбола» — стереотипно повторяющегося звукосочетания, слога или слова, иногда хорошо интонируемого.

Существует несколько форм афазии, однако можно выделить две основных формы афазии:

Сенсорная афазия

Сенсорная афазия Вернике – это нарушение понимания речи, как чужой, так и собственной при сохранении способности говорить. Возникает при повреждении левой височной доли головного мозга.

Как правило больной говорит довольно охотно и много, однако в связи с утратой понимания того, что он слышит, он не понимает ни себя, ни окружающих.

Форма сенсорной афазии характеризуется двумя основными чертами:

  • речь больного непонятная окружающим ввиду отсутствия в ней смысла (непонимание собственной речи приводит к потерю контроля над ней, больной изобретает новые слова, заменяет буквы или слоги в существующих, меняет слова местами, произносит несвязные между собой вереницы слов и предложений)
  • речь окружающих и собственная непонятна больному (в связи с нарушением восприятия звука, потерей различия звукового состава слов, больной не понимает смысла в том, что он слышит) 

Моторная афазия

Моторная афазия Брока – это нарушение способности говорить при сохранении способности понимать речь. Возникает при повреждении лобной доли головного мозга (двигательного речевого центра Брока). Больной с трудом произносит или не произносит слова, в основном произносит простые слова или по слогам. Основными чертами формы моторной афазии являются:

  • речь больного плохо различима, однако чаще понятна и имеет смысл, сопровождается красноречивыми жестами (больному с трудом дается произношение и переход от одного слова к другому)
  • речь окружающих для больного понятна хорошо

Лечение афазии

Лечение афазии в большинстве случаев проходит успешно. Существуют специальные программы восстановления речи при разных формах афазии, которые носят дифференцированный характер. Логопед в процессе индивидуальной работы с больными афазией модифицирует имеющиеся в арсенале дефектологии приемы и методы коррекционно – педагогической работы, привнося свой индивидуальный опыт.

Лечение афазии заключается отнюдь не только в восстановлении способности, но и в восстановлении пораженной части головного мозга, являющейся причиной расстройства речи.

Если у Вас или Ваших близких существуют проблемы с речью, запишитесь на консультацию к логопеду. В клинике «Ваше здоровье» прием ведет высококвалифицированный специалист, имеющий многолетний опыт работы по специальности «Логопедия»  Ротберт Элла Борисовна, которая поможет подобрать оптимальную методику  коррекции речи.

Выделяют несколько форм афазии, которые характеризуются нарушением либо понимания речи, либо ее воспроизведения. При тяжелых случаях афазии у человека нарушается способность как понимать  окружающих, так и говорить. Это речевое расстройство чаще возникает у лиц пожилого возраста как следствие тяжелых мозговых заболеваний (инсульт, опухоли) либо травм мозга. 

У детей афазию диагностируют, когда органическое повреждение мозга произошло после овладения ребенком речью. При этом афазия приводит к нарушению дальнейшего ее развития, иногда к распаду сформированной речи. Афазия часто приводит к глубокой инвалидизации. 

Возможности компенсации речевых и психических нарушений у детей и взрослых резко ограничены. Взрослые с афазией, как правило, теряют профессию, с трудом адаптируются в быту. Непонимание  окружающих, невозможность выразить свои желания вызывают нарушения поведения: агрессию, конфликтность, раздражительность.

Источник: https://klinika-zdorovya.ru/diseases/afaziya/

Афазия или разлад речи

Афазия: симптомы, диагностика и лечение

Собственная речь и возможность выражать свои мысли и желание – является одним из самых главных возможностей человека полноценно находиться в социуме и реализовать себя. Люди с ограниченными речевыми возможностями не понаслышке знают, как трудно вести насыщенную жизнь и полностью себя проявлять в ней.

Другое дело – когда человек имеет от природы все данные и возможности, чтобы говорить и правильно воспринимать услышанное, однако со временем теряет эту, казалось бы, естественную способность своего организма.

Афазия – это как раз расстройство речи человека частичное или полное, а также невозможность воспринимать речь собеседника.

Особенности болезни

Болезнь может проявляться разными видами и формами. Классификация афазий зависит от психического и неврологического состояния больного. Для их устранения требуется длительное время реабилитации и лечения. Со временем выздоровевшего человека ожидает повторное обучение и восстановление привычной для него речи.

Возникает болезнь из-за серьезных поражений головного мозга, а именно тех участков, которые отвечают за речь человека. Афазия отличается от других подобных заболеваний тем, что связная речь человека утрачивается не в раннем детстве, а после полной возможности вербального общения уже во взрослом состоянии организма.

Дети до 4 лет не попадают в категорию больных данным заболеванием. Любые отклонения речи у них связаны с другими причинами или особенностями физиологии и строения. Большую роль при этом играет психологический фактор и развитие ребенка в этом возрасте.

Афазия проявляется только у тех ,кто успел частично или полностью грамотно и правильно овладеть устной и письменной речью, а затем утратил возможность это делать.

Часто легкие виды болезни не воспринимаются больным серьезно или же он испытывает определенный дискомфорт при выражении своих мыслей и боится в этом признаться своим близким. Это накладывает постоянное недовольство собой, потерянность и боязнь глупо выглядеть на фоне других людей при разговоре.

Человек может испытывать даже приступы паники, когда ему нужно начать диалог или попросить что-то у постороннего человека (оплатить покупки, выйти из общественного транспорта, попросить помощи на улице), что приводит к апатии к жизни и постоянному угнетённому состоянию.

Больные афазией теряют ту или иную степень владения речевой функцией. Это может выражаться в неправильном звукопроизношении, потери словарного запаса, неграмотности, несвязности чтения и письма, или же потере способности воспринимать и обрабатывать услышанную речь собеседника.

Афазия может сопутствовать и другим нарушениям в организме часто она становиться спутницей нарушений сенсорной функции человека, его двигательного аппарата или нарушений психического здоровья. Именно потому заболевание до сих пор до конца не изучено.

И его ни в коем случае нельзя запускать до тяжелых и невозвратимых форм проявления.

Его раскрытием занимаются лучшие специалисты в неврологии, логопедии и психологии человека, которые могут оказать своевременную помощь и восстановить потерянные речевые функции.

Причины возникновения

Наиболее частыми причинами афазии являются ишемический инсульт.

Нарушение речи у человека является серьезным изменением в коре головного мозга. Индивид с уже сформировавшейся речью вдруг начинает терять контроль над тем, что он говорит и слышит. Это серьезно влияет на психику человека, его становление и развитие в будущем.

Довольно часто речевые нарушения становятся результатом серьезных сосудистых заболеваний, которые влияют на мозг. Очень часто возникает афазия при инсульте – ишемическом или геморрагическом.

При втором случае больной получает очень серьезный синдром, который выражается в тотальной потере или нарушении речи.

Афазия возникает при различных черепно-мозговых травмах, опухолях, хронических воспалительных процессах, операциях или редких заболеваниях.

Очень часто динамическая афазия наступает у пожилых людей, гипертоников, склеротиков, а также у тех, кто подвержен ишемическим атакам или перенес порок сердца. Афазия возникает при кровоизлиянии в мозг или серьезных тромбозах.

Восстановление речи при афазии чаще удается добиться более молодым пациентам, у которых есть большой компенсаторный потенциал.

Классификация болезни

Формы афазии уже очень долгие годы пытаются тщательно изучить специалисты в этой области медицины. Различные критерии оценивания до сих пор не дают односторонний результат и четкое градирование нарушение речи.

Классификация афазий четко разделила болезнь по типу поражения головного мозга, а именно правого или левого полушария.

Благодаря этому и центрам, которые там расположены, можно четко принимать характер нарушения и причины возникновения болезни.

На данный момент существует:

  • афферентная моторная афазия;
  • динамическая афазия;
  • мнестическая;
  • эфферентная моторная афазия;
  • Отдельное место занимает семантическая афазия.

Афферентная афазия является в затруднениях больного найти нужную артикуляторную позу для произнесения того или иного нужного звука. Динамическая болезнь нарушает возможность человека правильно строить предложения и выстраивать коммуникативный ряд далеко вперед.

Мнестическая отвечает за слухоречевую память, человек теряет словарный запас и зрительно не представляет предмет, о котором он хочет сообщить. Эфферентная моторная афазия не позволяет человеку связывать артикуляционные позиции одну с другой.

Таким образом, больной не может произнести несколько связных в слово звуков сразу.

Существует еще и семантическая афазия. Она выражается в определенных трудностях при разговоре. Такой больной не способен построить правильные или длинные грамматические конструкции или предложения.

Он ощущает панику и тревогу, когда резко забывает нужное слов или не может выговорить легкие окончания слов, которые «вертятся» у него на языке.

Такое проявление еще носит имя – амнестическая афазия, как результат кратковременного провала посреди нормальной и связной речи.

Диагностика

Чтобы понять истинные причины афазии, больного следует тщательно диагностировать и изучить опытным специалистам. Для этого следует пройти обследование у многих врачей: психологов, логопедов, неврологов.

Часто диагностика афазии проходит с помощью серьезного оборудования. Больному могут изучать мозг с помощью МРТ, УЗИ, ангиографии, различных видов сканирования.

Диагностика основывается и на прямом устном контакте с больным, чтобы правильно провести анализ его разлада речи.

Афазия у детей диагностируется не так четко, как у взрослых, поскольку у многих еще не развита правильная и связная речь. Часто дети не выговаривают довольно долго многие буквы и звуки по природным причинам развития или специфики физиологии.

При диагностировании четко определяются виды афазии, их степень развития, запущенность, формы афазии. Кроме самой речи, изучается слухоречевая память, зрительная память больного, письменная речь, грамматика, чтение, устная речь.

Афазия у детей может часто «маскировать» под другие заболевания, поэтому так важно вовремя обследовать такого ребенка.

Коррекция речи и лечение

Амнестическая афазия и ее другие, более лёгкие формы требуют специализированного и своевременного вмешательства. Больные афазией требует не только медицинского влияния, но и тщательной работы с логопедом.

Часто дополнительным положительным моментом является работа с неврологом и психологом, которые убирают первопричины болезни. Положительно сказываются на таких больных различные физиотерапии и массажи.

Речевые упражнения при афазии и логопедическая нагрузка также способны вскоре дать хороший результат.

Лечение афазии происходит через несколько недель после получения травмы или инсульта. Полный логопедический курс, направленный на восстановление может продолжаться до 2-3 лет.

Быстрее восстанавливаются более молодые пациенты и те, кто имеет небольшую локализацию нарушения в мозге. Те, кто получил афазию в возрасте 4-7 лет, очень трудно поддаются восстановлению.

При запущенном состоянии, такой ребенок может навсегда потерять желание и возможность полноценно разговаривать.

Утрата речи – это очень серьезное нарушение в социализации и становлении человека как личности. Поэтому любые изменения и нарушения следует своевременно выявлять и восстанавливать с помощью квалифицированных специалистов.

Источник: http://7psihozov.ru/amneziya/afaziya-simptomy-i-prichiny.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.