Дети с аутизмом не избегают зрительного контакта

Содержание

Зрительный контакт вызывает отвращение у части взрослых людей с аутизмом

Дети с аутизмом не избегают зрительного контакта
Один из признаков возможного наличия у ребёнка аутизма заключается в том, что он не поддерживает с окружающими зрительный контакт.

Эта функция появляется в первые шесть месяцев жизни, что подводит некоторых исследователей к тому, чтобы счесть различия в структуре взгляда потенциальным ранним маркером аутизма.

Согласно одной из теорий люди с аутизмом воспринимают зрительный контакт во время социальных взаимодействий как неважную вещь: говоря другими словами, они безразличны к нему. Ещё они могут избегать зрительного контакта, поскольку он неудобен или вызывает отвращение.

Многие методы терапии при аутизме помогают детям и взрослым наладить зрительный контакт. Чтобы определить, является ли данный подход верным, важно понять, обучают ли клиницисты людей с аутизмом обращать внимание на то, что их не интересует, или заставляют делать то, что причиняет им дискомфорт.

Исследования детей в пользу первой гипотезы о зрительном контакте: безразличие к взгляду. Малыши с аутизмом тратят меньше времени, глядя на глаза актёра в видеоролике, чем обычные дети или дети с задержкой развития. Но дети с аутизмом не спешат отводить взгляд от глаз актёра и не сопротивляются взгляду в глаза актёра, если их подталкивают к этому.

Различные неподтверждённые данные от подростков и взрослых с аутизмом рисуют более сложную картину. Эти люди говорят, что они не понимают необходимости вступать в зрительный контакт или что зрительный контакт им неприятен.

Мы изучаем данную тему уже шесть лет. Основываясь на наших исследованиях и клинических опытах, мы считаем, что эти данные не противоречат друг другу.

Раннее отсутствие интереса к зрительному контакту может привести к тому, что дети с аутизмом упускают социальные сигналы, а это приводит к низкой социальной мотивации и малой заинтересованности во взаимодействии.

Неприятно чувствовать принуждение к зрительному контакту при отсутствии мотивации к нему, и это может заставлять некоторых взрослых с аутизмом активно избегать зрительного контакта.

Изученное поведение

Исследование, проведённое в 2010 году, подтверждает нашу теорию. Исследователи оценивали взгляд у взрослых с аутизмом и без него, когда те рассматривали лица с выражением счастья, страха или нейтральным. Между изображениями лиц на экране появлялся крест в разных положениях, чтобы заставить участников сосредоточиться на определённой области.

Исследователи обнаружили, что люди в группе аутизма показали как снижение предпочтения взгляда на глаза, так и активное избегание зрительного контакта, когда крест указывал им взглянуть на глаза.

Но в группе была вариабельность: люди с аутизмом, смотревшие на область лица с глазами, лучше справлялись с задачами распознавания эмоций, чем те, кто сосредотачивался на других чертах лица.

Они также обладали лучшими социальными навыками, измеренными при помощи ADI-R.

Это открытие перекликается с неофициальными наблюдениями в нашей клинике: люди с аутизмом, заинтересованные быть социальными, могущие участвовать в социальном обмене и взаимодействии, склонны к зрительному контакту.

Мы использовали технологию отслеживания глаз, чтобы выяснить, имеется ли у взрослых с аутизмом низкая социальная мотивация, что может способствовать как безразличию, так и отвращению к зрительному контакту.

Мы исследовали 58 человек с аутизмом, 37 с задержкой развития и 66 людей в контрольной группе, все участники в возрасте от 2 до 35 лет (данные о 37 лицах с аутизмом и 26 типично развивающихся лицах в возрасте от 5 до 17 лет опубликованы; данные о людях возраста старше и младше указанных возрастов до сих пор не опубликованы).

Мы попросили участников взглянуть на экран, показывающий два видео одновременно: одно изображало социальные сюжеты — игры детей, — а другое демонстрировало несоциальные сцены, состоящие из движущихся объектов. Мы обнаружили, что люди с аутизмом потратили меньше времени на просмотр социальных видеороликов, чем другие участники.

Заглядывая в будущее

Наши результаты показывают, что люди с аутизмом менее заинтересованы во всём социальном, чем люди с задержкой развития, независимо от возраста.

Мы считаем, что наши результаты отражают низкую социальную мотивацию, которая может способствовать возникновению дискомфорта от зрительного контакта во взрослой жизни. Мы планируем изучить эту возможную последовательность событий, объединив измерение социального интереса (наша парадигма) с измерением взгляда в области глаз.

Возможно, опыт зрительного контакта варьируется в зависимости от популяции аутистов. Аутизм гетерогенен, поэтому некоторые люди с аутизмом могут быть безразличны к зрительному контакту, тогда как другие могут испытывать от него неприятные ощущения.

Обнаружение того, что безразличие к зрительному контакту в детском возрасте уступает место как безразличию, так и дискомфорту во взрослой жизни, требует длительных исследований.

Нам особенно нужны исследования, изучающие опыт перехода подростков во взрослую жизнь и исследования пожилых людей.

Подростки сталкиваются с уникальными социальными проблемами, поскольку они получают среднее специальное образование и готовятся к собеседованиям.

Источник: http://www.aspergers.ru/node/367

Дети и взрослые с аутизмом могут не смотреть в глаза по разным причинам

Дети с аутизмом не избегают зрительного контакта
Крэг Эриксон, Ребекка Шаффер / Craig Erichson, Rebecca Shaffer
Источник: Spectrum News

Один из возможных ранних признаков аутизма у ребенка — это отсутствие контакта глазами с другими людьми. Данную особенность можно выявить еще до возраста 6 месяцев. В результате, некоторые исследователи считают, что отличия в направлении взгляда могут стать ранним маркером аутизма у младенцев.

Наиболее распространенное объяснение этой особенности сводится к тому, что люди с аутизмом не воспринимают контакт глазами во время социального взаимодействия как что-то важное, то есть, они равнодушны к нему. С другой стороны, они могут целенаправленно избегать взгляда в глаза, потому что он является неприятным и вызывает дискомфорт.

В рамках многих видов терапии для детей и взрослых с аутизмом их поощряют поддерживать контакт глазами. Однако важно понять, насколько оправдан такой подход, ведь есть огромная разница между обучением людей с аутизмом уделять внимание тому, что их не интересует, и принуждением их к чему-то неприятному.

Существующие исследования среди маленьких детей поддерживают первую гипотезу — равнодушие к контакту глазами.

Дети с аутизмом в возрасте от 1 года до 3 лет меньше смотрят на глаза актера на видео, чем дети с типичным развитием или дети с задержкой психического развития.

Однако дети с аутизмом не избегают смотреть на область глаз актера и не сопротивляются взгляду в глаза, когда им подсказывают это сделать (1).

Тем не менее, свидетельства подростков и взрослых людей с аутизмом говорят о более сложной картине. Эти люди говорят о том, что не понимают, зачем нужен контакт глазами, или о том, что контакт глазами им неприятен.

Мы занимаемся изучением этой темы последние шесть лет. Наши исследования и клинический опыт говорят о том, что эти данные не противоречат друг другу.

В раннем детстве дети с аутизмом могут не испытывать потребности в контакте глазами, из-за чего они могут упускать социальные сигналы, что еще больше снижает их социальную мотивацию и интерес.

Когда позднее к ним предъявляют требования посмотреть в глаза без какой-либо мотивации, это действительно может быть неприятно, и в результате повзрослевшие люди с аутизмом начинают активно избегать взгляда в глаза.

Выученное поведение

Исследование 2010 года поддерживает нашу теорию. Исследователи измеряли взгляды взрослых с аутизмом и без, когда те смотрели на лица со счастливыми, испуганными или нейтральными выражениями.
Во время демонстрации лиц на экране на разных участках лица появлялся крестик, который подсказывал участникам, что нужно сосредоточиться на этом месте.

Исследователи обнаружили, что люди с аутизмом реже предпочитали смотреть в глаза, также они чаще активно избегали взгляда в глаза, когда крестик подсказывал им посмотреть туда (2).

Однако результаты в этой группе оказались неоднородными: те люди с аутизмом, которые дольше смотрели на область глаз, лучше справлялись с заданиями на распознавание эмоций по выражению лица, чем те, кто предпочитал смотреть на другие части лица.

У них также были лучше показатели по социальным навыкам в соответствии с тестом ADI-R.

Эти данные соответствуют неформальным наблюдениям в нашей клинике, согласно которым, люди с аутизмом, которые заинтересованы в общении с другими людьми, и которые способны на диалог, как правило, поддерживают контакт глазами.

Мы использовали технологию для отслеживания направления взгляда, чтобы проверить, как низкая социальная мотивация связана с равнодушием и неприятием контакта глазами (3).

Мы провели исследование среди 58 людей с аутизмом, 37 людьми с задержкой психического развития и 66 людьми из контрольной группы, все они были в возрасте от 2 до 35 лет.

(На настоящий момент опубликованы данные о 37 людях с аутизмом и 26 людях с типичным развитием в возрасте от 5 до 17 лет, данные об участниках моложе и старше этого возраста пока не опубликованы).

Мы попросили участников смотреть на экран, на котором одновременно демонстрировались два видео. Одно видео описывало социальные сцены (играющих детей), на втором видео были не социальные сцены с движущимися предметами. Мы обнаружили, что люди с аутизмом меньше времени смотрели на социальные видео, чем остальные участники.

Заглянуть дальше

Наши данные предполагают, что люди с аутизмом меньше заинтересованы в социальных материалах, чем контрольная группа или люди с задержкой психического развития, независимо от возраста.

Мы считаем, что наши результаты отражают низкую социальную мотивацию, которая может способствовать тому, что во взрослом возрасте контакт глазами начинает причинять дискомфорт. Мы планируем исследовать эту возможную взаимосвязь, комбинируя измерения социального интереса с измерениями направления взгляда на область глаз.

Вполне возможно, что опыт контакта глазами варьируется среди людей с аутизмом. Аутизм очень неоднородный, так что некоторые люди с аутизмом могут быть равнодушны к контакту глазами, в то время как другим людям он может быть неприятен.

Для того, чтобы установить, действительно ли равнодушие к взгляду в глаза в раннем возрасте постепенно переходит к равнодушию и дискомфорту во взрослом возрасте, потребуются длительные исследования.

В первую очередь, важно изучить опыт подростков и взрослых людей более старшего возраста.

Для подростков проблема взгляда в глаза может быть особенно актуальной, так как этот возраст связан с уникальными социальными сложностями, а также получением профессионального образования и подготовкой к трудоустройству.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Источник: http://outfundbel.ru/pro-autizm/deti-i-vzroslye-s-autizmom-mogut-ne-smotret-v-glaza-po-raznym-prichinam

Признаки аутизма у детей

Дети с аутизмом не избегают зрительного контакта

О детском аутизме и его признаках в последнее время написано немало. Но папам и мамам без специального медицинского образования сложно читать научную литературу обо всех аспектах проблемы. Попробуем разобраться в самых ключевых моментах.

Существует классификация, которая признана учеными всего мира. Согласно ей детский аутизм — это нарушение общего развития,которое проявляется у ребенка до двух-двух с половиной лет и является расстройством центральной нервной системы. 

Существует 3 главных признака аутизма

Обратите внимание на:

Поведение

Коммуникацию

Речевые навыки

1. Как ребенок себя ведет — поведенческий фактор

Одним из основных симптомов аутима и расстрйств аутистического спектра является повторяющееся, то есть стериотипное поведение малыша. Более того, ребенок может бояться всего нового.

Стереотипность поведения выражается в многократном повторении необязательных действий и движений. Это могут быть ритмичные движения руками в виде потряхивания или более сложные действия и ритуалы.

При аутизме агрессия, страх, реакции протеста не всегда могут являться обязательными признаками, хотя встречаются довольно часто. Несколько меняются проявления и признаки аутизма с возрастом, сохраняясь, тем не менее, на всю жизнь.

Имеются ярко выраженные стереотипы в поведении, активности и интересах:

  • Раскачивание в кроватке часами (обычному грудному ребенку быстро надоедает такая деятельность, и через 10-20 минут он переключается на что-то еще)
  • Дети с РАС могут постоянно изо дня в день подолгу делать одни и те же странные действия: ковыряться, закручивать крышечку от баночки из-под питания
  • Может очень долго нажимать на одну кнопку, выключать свет, открывать и закрывать баночку
  • Проявление интереса к необычными для своего возраста предметам
  • Не интересуется игрушками, но приходит в восторг от бытовых вещей — фена, поварёшки
  • Использует свои игрушки не по назначению — стучит кубиком по полу, не катает машинку, а подолгу крутит колёсики

Ребенок двигается особенным способом:

  • «Пархает как бабочка», кружится вокруг своей оси, машет вокруг себя руками.
  • Подолгу сидит раскачивается на одном месте.
  • Ходит на носочках.

У детей с аутизмом могут присутствовать нарушения моторных функций. Это не является ведущим признаком аутизма при постановке диагноза:

  • Дети могут очень неуклюжи, но в то же время показывают чудеса баланса, подолгу стоя на одной ноге.
  • Не могут освоить велосипед, подъем по лестнице.
  • Нарушается мелкая моторика — некоторые дети с аутизмом с трудом могут управляться с мелкими предметами.

2. Общение — социальное взаимодействие ребенка со взрослыми  и сверстниками.

Характерными признаками аутизма являются нарушение потребности в общении, неспособность к взаимодействию на социальном уровне. Ребенок с РАС и аутизмом либо отвергает попытки общения с ним, либо всячески старается их избежать. 

Даже если контакт с ребенком и установлен, он является искаженным и чисто формальным, поскольку ребенок с аутизмом не способен понять поведение и мотивы поступков у других людей, осознать суть их переживаний и обыкновенных эмоций.

В таких условиях с явными отклонениями развиваются самые различные психические функции, даже если они оказались потенциально сохраненными при рождении.

Примерно в 70 процентах случаев уровень развития детей в интеллектуальном плане оказывается значительно сниженным.

  • Ребенок с признаками аутизма не будет стараться копировать родителей или идти на контакт со сверстниками. 
  • Может отталкивать родителей или других людей, когда те пытаются взять его на ручки, поцеловать, обнять.
  • Не любит, когда его трогают, гладят по голове. С этим связана невозможность расчесать или подстричь ребенка.
  • Ребенок с РАС не реагирует, когда его зовут по имени.
  • Не стремится к общению или игре с другими детьми.
  • Не «замечает», когда кто-то входит комнату, ушли ли родители или сидят вместе с ним.
  • Ребенок с симптомами аутизма часто негодует, если кто-то пытается встраиваться в его игру.
  • Не умеет играть в прятки, в ладушки.
  • Его внимание сложно привлечь книжками, рисунками, игрушками.

3. Речевые навыки — коммуникация ребенка

Само отсутствие речи еще ни о чем не говорит. Обычный ребенок, или ребенок с отставанием развития будет пытаться «объясниться» жестами, показать пальчиком чего он хочет, улыбаться в ответ на улыбку и пр. 

«Нарушения общения» означают не патологию речи или слуха, а само общение по сути. Ребенок со слабым слухом или недоразвитой речью старается компенсировать дефицит органов чувств жестами, мимикой, старается понять сказанное по губам. В то время как ребенок с симптомами аутизма старается игнорировать все попытки общения с ним.

Такие дети либо имеют грубую задержку речевого развития, поздно начинают говорить, иногда речь отсутствует вообще. Но другая группа детей с проявлениями аутизма, наоборот, очень «разговорчива». Они могут рано начать говорить сложные слова, но не используют их для общения.

К коммуникационным признакам аутизма относятся:

  • Эхолалии — ребенок повторяет слова, фрагменты из песенок, цитаты из любимых мультиков спонтанно, они не обращены к другим людям, проговариваются «в пустоту»
  • Не используют жесты и мимику
  • Для того, чтобы что-то показать или попросить о помощи, дети с признаками аутизма могут пользоваться рукой взрослого, подводить его к предмету
  • Избегают зрительного контакта 

Помимо нарушений в сфере общения, в более тяжелых случаях встречается агрессия и самоагрессия (самоповреждающие действия: расчесывание кожи, выдергивание волос, шлепки самого себя по лицу и проч.).

Очень важно, чтобы родители были знакомы с основными признаками аутизма у детей, это создает некую основу, которая позволяет критически относиться к мнению о ребенке разных людей, начиная с родственников и заканчивая различными специалистами.

Некоторые нарушения развития или отдельные заболевания по своим симптомам бывают очень схожи с характерными признаками аутизма.

Наличие у ребенка аутизма часто начинают подозревать только тогда, когда увидят раскачивающегося в манеже малыша, или когда, наконец, заметят явную задержку речевого развития.

Не смотря на то, что признаки эти могут быть причиной других расстройств. В случае сомнений необходимо обязательно обратиться за консультацией к специалисту.

Источник: https://www.drlevit.com/priznaki-autisma/

Симптомы детского аутизма – как проявляется нарушение сознания

Дети с аутизмом не избегают зрительного контакта

Когда ребенок не реагирует на команды, не играет так, как сверстники, не говорит ни голосом, ни жестом, ведет себя странно – это может быть аутизм.

Не всегда, однако, «странное поведение» ребенка, должно расцениваться как расстройство спектра аутизма. Возможно, ваш ребенок просто немного отстает в развитии. Впрочем, сам аутизм имеет много разновидностей – от легких расстройств до тяжелого синдрома Каннера.

Причины аутизма

Ученые не уверены в том, что является причинами аутизма, но, очевидно, что определенную роль здесь играет как генетика, так и окружающая среда. Эксперты выделили несколько генов, связанных с болезнью, которые вызывают отклонения развития в некоторых областях мозга.

Другие исследования показывают, что люди с аутизмом имеют недопустимый уровень серотонина и других нейромедиаторов в мозге.

Практика показывает, что заболевание может возникнуть в результате нарушения нормального развития мозга на ранних стадиях формирования плода из-за неисправностей в генах.

Классические симптомы аутизма

Симптомы аутизма, как правило, появляются до третьего года жизни. Бывает, однако, что аномалии развития могут раскрыться гораздо раньше – уже в течение первых нескольких месяцев жизни ребенка или позже – в районе четвертого-пятого года жизни.

В случае поздних симптомов болезни говорят об атипичном аутизме. Часто аутизм довольно неожиданно, как явный регресс в развитии ребенка, который начал произносить слова, но вдруг замолчал.

Аутизм – это заболевание, причины которого еще не до конца ясны…

hepingting, lic. CC BY-SA 2.0

Аутизм является одним из многих сложных неврологических расстройств. Спектр аутизма – это группа расстройств, которые влияют на способность общаться, поддерживать социальные контакты и выражать эмоции.

Симптомы аутизма, как правило, видны в возрасте двух лет, поэтому так важна их ранняя диагностика. Чем раньше родители заметят тревожные симптомы, тем раньше можно начать лечение. Первые признаки заболевания у детей могут дать о себе знать даже у 6-месячных младенцев. Но все дети разные, поэтому не все симптомы должны быть у ребенка, чтобы диагностировать аутизм.

Несмотря на то, что диагноз аутизма обычно ставится между вторым и третьим годом жизни, некоторые из симптомов аутизма у детей, можно увидеть намного раньше. Если 6-месячный ребенок не улыбается, в возрасте до 12 месяцев не лепечет и не выполняет никаких жестов, а в возрасте двух лет, не в состоянии произнести словосочетаний, существует большая вероятность того, что ребенком аутист.

Симптомов аутизма много, в частности, ребенок с аутизмом:

  • не играет с другими детьми и в творческие игры;
  • предпочитает контакт с предметами, а не с людьми;
  • избегает зрительного контакта;
  • смотрит «сквозь человека»;
  • мало улыбается;
  • имеет ограниченную мимики лица;
  • плохо реагирует на свое имя;
  • кажется гиперактивным;
  • иногда впадает в гнев без причины;
  • импульсивен;
  • не говорит вообще или использует слова без значения;
  • может повторять слова (эхолалия);
  • имеет трудности в общении с другими людьми;
  • странно себя ведет – приводит предметы в вращательное движение или совершает однообразные движения (двигательные стереотипы) – кивки, раскачивание, поворот на месте;
  • отсутствует спонтанность движений, в связи с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • речь развивается очень медленно;
  • не размахивает руками;
  • не бегает с подскоками;
  • если говорит, то на одну тему;
  • против любых изменений обязанностей;
  • имеет повышенную чувствительность к прикосновениям и звукам или не реагирует на боль.

Аутизм у двухлеток

В то время, как большинство здоровых детей в возрасте двух лет начинают говорить или, по крайней мере, произносить простые слова, дети с аутизмом имеют много беднее словарный запас или теряют способность говорить. Им трудно произносить согласные и словосочетания и они совсем не жестикулируют.

В то время, когда большинство нормально развивающихся детей может указать пальцем на предмет, который их интересует или смотреть в направлении, которое указывает родитель, аутист не в состоянии этого сделать. Вместо того, чтобы смотреть на то, что родитель указывает, они смотрят на палец.

С одной стороны, аутичные дети не имеют некоторых навыков, а с другой – имеют тенденцию поведения. Многие дети с аутизмом любят рутину. Любое вмешательство в определенную последовательность событий может вызвать сильную реакцию ребенка.

Аутичные дети, как правило, любят принимать ванну каждый день в одно и то же время, важен также порядок и время приема. Некоторые дети с аутизмом часто хлопают в ладоши или скачут вперед и назад во время сидения. Компульсивное поведение не редкость во время игр. Некоторые дети могут часами выстраивать свои игрушки в идеальную линию, а когда им кто-то помешает, очень раздражаются.

Аутичные дети хотят иметь друзей, но установление контактов для них очень тяжело. Во время игры многие дети, отстают от группы, что связано с непониманием дружеских жестов, например, улыбки или зрительного контакта. Когда кто-то проявляет внимание к аутичному ребенку, малыш, как правило, застывает.

Это происходит потому, что ребенок с аутизмом не понимает эмоций и не в состоянии ответить на них взаимностью. В то время, когда многие двухлетки машут рукой на прощание или поворачивают голову, когда слышат свое имя, аутичный ребенок, как правило, не делает эти вещи.

Дети с аутизмом испытывают трудности с интерпретацией того, что думают или чувствуют другие, потому что они не могут понять социальных сигналов, таких как тон голоса или выражение лица. Также доказано, что у них отсутствует эмпатия.

Детский аутизм

Ребёнок с аутизмом не любит обниматься, не может показать пальцем на то, что их интересует и, если что-то нужно, то тянет за руку взрослого.

Аутичные дети бывают агрессивными или аутоагрессивными, например, могут биться головой в стену, но это связано, как правило, со страхом. Им явно вредит избыток стимулов – любят прятаться в темные углы.

Предпочитают одиночество, рутину и устойчивость окружающей среды.

Стоит знать, что у ребенка могут наблюдаться лишь некоторые из симптомов болезни. Некоторые дети с аутизмом очень любят обниматься, много говорят (хотя и не всегда правильно) и не имеют ярко выраженного странного поведения. Следует помнить, что у некоторых детей симптомы аутизма очень сильно выражены, а у других очень плохо видны и трудно улавливаемы.

Невозможность общения с аутичными детьми приводит к тому, что окружающие воспринимают их как «умственно отсталых».

Однако, исследования показывают, что большинство людей, страдающих этим заболеванием, имеет коэффициент интеллекта не отличающийся от обычного.

Предметом интереса ученых из разных уголков мира являются также уникальные способности и навыки, которые проявляет часть людей, страдающих аутизмом.

В этом месте следует вспомнить, что в части случаев аутизма может сосуществовать с проблемами слуха, эпилепсией или умственной отсталостью. Было бы ошибкой, однако, использование такого рода обобщений. Детский аутизм не означает интеллектуальной инвалидности ребенка, но также не значит, что ребенка следует воспринимать как «гения».

Исключительные способности детей с аутизмом

Несомненно, дети с аутизмом, по-другому воспринимают мир, по-другому воспринимают чувственные стимулы, вкус, цвета. Исследования показывают, что они намного лучше, чем здоровые, справляются с заданиями идентификации фигур, расположенных на сложном фоне, лучше запоминают детали, что ученые связывают с более высокой, чем средняя остротой зрения.

Верно также и то, что среди больных аутизмом много чаще, встречаются люди, обладающие исключительными способностями. Их называют «савантами». Как правило, их таланты очень узки и специализированны в определенных областях.

Например, нарушения функционирования может сосуществовать с феноменальной памятью, большим талантом: математическим, музыкальным или пластическим. Каждый, кто хоть раз смотрел фильм «Человек дождя», был, вероятно, под впечатлением от памяти главного героя, который мог по памяти цитировать текст 7600 книг.

Прототипом этого персонажа был больной аутизмом Джим Пик, однако, в литературе описано немало аналогичных случаев. Кроме способности запоминания текста, больные аутизмом удивляют иногда окружающих знанием географии, астрономии или математики.

Описано несколько случаев, когда дети прекрасно справлялись с чтением сложных карт и определяли свое положение Солнцу и Луне. Среди «савантов» попадаются гениальные поэты, музыканты, художники, люди, обладающие абсолютным слухом или фотографической памятью и другими редкими способностями.

К сожалению, во многих случаях это отдельная, изолированная способность, например, умение играть услышанную мелодии на разных инструментах может сосуществовать с очень глубокими нарушениями языковых и социальных навыков.

Количество «савантов» среди больных аутизмом оценивается в 10%. Последние исследования показывают, что число людей со специальными навыками может быть даже в три раза больше.

Эти проценты производят впечатление, однако, не следует придавать им излишнее значение.

Подчеркивание изолированной, исключительной, но часто используемой в повседневной жизни способности ребенка, без одновременных интенсивных усилий в развитии в нем способности функционировать в обществе, является большой ошибкой.

Не следует искать в каждом больном аутизмом ребенке непонятого гения, однако нельзя не учитывать таланты ребенка при планировании его дальнейшей терапии. Использование механической памяти или отличного слуха во время занятий может стать фактором, открывающим для ребенка привлекательность мира и стимулом для повышения социальных навыков и коммуникации.

Диагностика и лечение аутизма

Врачи часто используют анкеты или другие диагностические инструментов для сбора информации о развитии ребенка и его поведении.

Некоторые инструменты контроля зависят исключительно от наблюдения родителей, другие объединяют наблюдение родителей и ребенка. Если инструменты контроля указывают на возможность аутизма, рекомендуется, как правило, более полное исследование.

Комплексная оценка требует междисциплинарный команды, включающей психолога, невролога, психиатра, логопеда и других специалистов, которые диагностируют детей с аутизмом. Члены команды проведут детальный неврологический анализ и углубленное исследование когнитивных способностей и оценку языка. Потому что, например, проблемы со слухом могут вызвать поведение, которое легко спутать с аутизмом.

Нет лекарства для лечения аутизма. Поведенческая терапия аутизма предназначена для решения определенных симптомов и может привести к значительному улучшению. Идеальный план лечения включает в себя терапию и вмешательства, которые удовлетворяют специфические потребности отдельных детей.

Источник: https://sekretizdorovya.ru/publ/simptomy_autizma/3-1-0-84

Как научить ребенка-аутиста смотреть в глаза – АУТИЗМ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Дети с аутизмом не избегают зрительного контакта

Зрительный (глазной) контакт входит в перечень главных видов невербальной коммуникации наряду с мимикой и жестами. Среди детей с диагностированным аутизмом отсутствие прямого взгляда считается одной из наиболее распространенных проблем: зачастую ребенку сложно не только поднять глаза на собеседника, но и удержать визуальное внимание на нем хотя бы ненадолго.

Ситуация, когда ребенок-аутист не смотрит в глаза, связана с некоторыми специфическими особенностями его восприятия действительности – как психическими, так и физическими (о них мы поговорим ниже).

Однако научить ребенка с аутизмом зрительному контакту вполне возможно, как и понять, почему аутисты не говорят.

 Применяемые для этого методики используются в программах поведенческой терапии, но освоить их для домашнего применения вполне по силам любому родителю.

Почему дети с аутизмом избегают зрительного контакта

  • Не существует какой-либо единственной определенной причины, по которой дети с аутизмом не смотрят в глаза взрослым. Среди предполагаемых факторов можно назвать следующие:
  • дети испытывают боль при глазном контакте с другими людьми в процессе разговора;при прямом взгляде ребенок не может рассмотреть достаточное количество деталей, необходимое для понимания сути беседы (весь спектр нужных деталей аутист способен видеть лишь периферическим зрением);
  • зрение малыша обращено «внутрь себя» и ему попросту неинтересно рассматривать собеседника.

Еще одной причиной, по которой отсутствует зрительный контакт у детей-аутистов, может быть так называемая сенсорная перегрузка. Человеческое лицо – это достаточно сложный объект, постоянно меняющий свое выражение во время беседы, подавая различные сигналы – невербальные подсказки. Для человека с аутизмом вся подобная информация является избыточной, она слишком сильно «давит» на психику. И поэтому аутист старается избегать столь интенсивной нагрузки, чтобы не переутомляться – подобно тому, как нейротипичный человек избегает смотреть на слишком яркий свет.

Как родителям научить ребенка с аутизмом зрительному контакту

Чтобы в сравнительно короткий срок научить ребенка с аутизмом смотреть в глаза, необходимо забыть о простых побуждающих фразах вроде «смотри мне в глаза» и других подобных требованиях.

Также нельзя касаться его лица и поворачивать его голову, чтобы заставить встретиться с вами взглядом. Если вы будете использовать столь грубые методы, то всё, чего сможете добиться – это повышение тревожности у вашего сына или дочери.

Ребенок просто перестанет слушать и слышать вас, а его доброе отношение к вам может быть безнадежно испорчено. Это связано с тремя основными особенностями:

  1. у аутистов довольно часто отмечаются расстройства слухового восприятия, в связи с чем они предпочитают следить не за глазами собеседника, а за его ртом – так легче разбирать, что говорит человек;
  2. многие аутисты лучше видят боковым зрением, а не центральным. Поэтому, когда сам ребенок считает, что смотрит на вас – вам кажется, что он смотрит «мимо»;
  3. взгляд прямо в глаза попросту пугает или смущает ребенка. В данном случае приказной тон или попытки повернуть его голову к вам будут восприняты как посягательство на безопасность и неуважение к личному пространству.

Таким образом, лучший способ наладить глазной контакт при аутизме у детей – это не принуждение, а дружеское приглашение, позволяющее малышу чувствовать себя в безопасности, будучи вместе с тем вовлеченным в процесс коммуникации. Чтобы ваш сын или дочь начали смотреть на вас чаще, попробуйте такие методы:

  • разговаривая с ребенком, старайтесь находиться прямо перед ним, а ваши глаза при этом должны располагаться примерно на уровне его глаз. За счет попадания в поле зрения, ваше лицо быстрее привлечет внимание;
  • по максимуму дополняйте свою речь невербальными сигналами. Вы можете произносить поменьше слов, но при этом побольше пользоваться живой мимикой – тогда малыш, чтобы получить нужную информацию, будет стараться ориентироваться на ваше лицо. Например, вместо слов «да» и «нет», выразительно кивайте или качайте головой, показывайте глазами и головой на нужные предметы, улыбайтесь или хмурьтесь, в зависимости от контекста общения и т. д.
  • когда вы заметите, что малыш перестает следить за вашими невербальными сигналами – сделайте паузу и удерживайте ее, пока он снова не взглянет на вас, чтобы узнать, почему вы молчите. При помощи таких регулярных «перерывов» вы будете ненавязчиво побуждать ребенка следить за вашим лицом.

В игру, основанную на глазном контакте, можно превратить даже обычные прятки. «Спрятав» ребенка где-нибудь в комнате (например, под столом), отойдите, а затем вернитесь и заглядывайте под стол с разных сторон. В момент, когда ребенок посмотрит вам в глаза, скажите «поймал/поймала!» и поощрите малыша чем-нибудь, что ему нравится.

Всем желающим научиться максимально эффективной коммуникации с детьми-аутистами, будет очень полезно записаться на курс по АВА для родителей, чтобы научиться самостоятельно придумывать игры и развлечения, основанные на невербальных подсказках.

Освоив необходимые методики, можно будет преподносить малышу основную информацию при помощи мимики, чтобы слова при этом играли второстепенную роль – таким способом детское внимание будет как бы «само по себе» привлекаться к лицу, что постепенно войдет в привычку.

Если обучение доверено специалисту

Если ваш сын или дочь уже ходит на занятия с поведенческим терапевтом (АВА-специалистом), то визуальное внимание к собеседнику, зрительный контакт и другие полезные коммуникационные навыки они смогут проработать вместе. Специалист составит для вас и ребенка список индивидуальных рекомендаций, куда будет включен целый ряд стратегий поведения, направленных на увеличение зрительного контакта для различных повседневных ситуаций.

Помимо этого, специалист также проводит поведенческую оценку основных навыков своего подопечного, чтобы выбрать оптимальный путь для наиболее плодотворной работы с ним. Такая оценка основывается на результатах наблюдения за взаимодействием малыша с другими людьми.

Терапевт (лично или со слов родителей) проводит сбор информации о поведении подопечного в ситуациях с различными требованиями, чтобы установить, в каких случаях малыш поддерживает глазной контакт, а в каких – избегает его.

На основании результатов таких исследований, АВА-специалист разрабатывает план для постепенного учащения глазных контактов и увеличения их продолжительности в каждом конкретном случае.

Для родителей, желающих самостоятельно освоить все приемы терапевтической практики прикладного анализа поведения, открыта запись на дистанционные курсы по АВА.

Обучение по данной программе происходит при помощи обучающего сайта, на котором размещены все методические материалы.

Кроме того, в процессе обучения вас ждут и еженедельные встречи с кураторами в онлайн-режиме, для закрепления пройденного материала и разъяснения дополнительных вопросов.

Источник: https://aba-kurs.com/pochemu-rebenok-s-autizmom-ne-smotrit-v-glaza-kak-nauchit-autista-zritelnomu-kontaktu/

Глазной контакт при аутизме

Дети с аутизмом не избегают зрительного контакта

Всем привет, меня зовут Амитист.

Добро пожаловать на мой канал «Спроси у аутиста»!

Сегодня мы будем обсуждать вопрос, о котором меня просили рассказать много раз. Конечно же, это глазной контакт.

Когда только приступала к подготовке этого выпуска, я не думала, что у меня наберется достаточно материала на десятиминутный рассказ. Однако, некоторое размышление позволило мне понять, что это будто бы простое действие вовсе не так очевидно, как может показаться на первый взгляд.

В различных культурах существуют различные традиции относительно глазного контакта. Представления людей-неаутистов о том, что такое «правильный» глазной контакт, очень отличаются от того, что думают аутисты.

Что такое глазной контакт?

Термин «глазной контакт» был придуман в странах запада в 60-ые годы двадцатого века. Он описывает имеющее большое значение для социального контакта состояние, когда два человека смотрят друг другу в глаза. Считается, что глазной контакт важен для коммуникации в обществе, этому виду невербальной коммуникации придают очень большее значение у нас в Северной Америке.

Существует связь между глазным контактом и доверием. Считается, что глазной контакт важен для развития детей, и исследователи все больше изучают глазной контакт и невербальную коммуникацию.

В обществе существует устойчивое представление, что глазной контакт подтверждает правдивость человека, а его отсутствие говорит о лживости. Также считают, что глазной контакт  подтверждает, что собеседник проявляет внимание к диалогу.

Это, однако, не всегда верно даже для людей без аутизма. Например, в 2006 году в университете города Стерлинг было проведено исследование, в котором принимали участие двадцать пятилетних британских школьников.

Было обнаружено, что когда заданный вопрос требовал обдумывания, дети отводили взгляд.

Если необходимо было приложить усилия для поиска правильного ответа, детям приходилось внимательно слушать вопрос и не смотреть в глаза собеседнику.

Кроме того, дети, которые отводили взгляд, чаще отвечали правильно, чем те, кто поддерживал глазной контакт. И это, напомню, относится к нейротипичным детям без аутизма.

Таким образом, даже нейротипичным детям сложно слушать кого-то и затем отвечать на трудные вопросы, если при этом они должны смотреть в глаза. Прерывание глазного контакта позволяет мозгу полнее обрабатывать информацию. Именно это и происходит постоянно с детьми с аутизмом и взрослыми аутистами.

Также считают, что лжец не сможет смотреть в глаза, и, когда человек отводит взгляд, это признак того, что он говорит неправду.

Однако Эдвард Гилерман, профессор психологии из университета Калифорнии, несколько лет изучал невербальную коммуникацию и глазной контакт, и его рабочая группа обнаружила, что люди, которые отводят взгляд, когда задают вопрос или отвечают на реплику, просто… думают.

Связи между отведением взгляда и ложью нет. И снова, подавляющее большинство людей, принимавших участие в эксперименте, не были аутистами.

Мозг людей с аутизмом работает по-другому, у нас другой нейротип, мы по-другому обрабатываем информацию, и это неотъемлемая часть личности людей с аутизмом. Основные отличия располагаются в сфере коммуникации и социализации.

Почему аутисты избегают глазного контакта?

Существует две основные причины, почему люди с аутизмом избегают глазного контакта.

Первая связана с расстройством сенсорного восприятия или сенсорной перегрузкой. Лицо человека — очень сложный объект. С ним постоянно что-то происходит. Люди-неаутисты постоянно вглядываются в лица и глаза собеседников в поиске этих небольших изменений и новых сигналов, которые сообщают об удовольствии, грусти или разочаровании.

Нейротипичные люди постоянно ищут все эти невербальные подсказки, которые происходят очень, очень быстро. Чтобы воспринять всю эту визуальную информацию, обработать ее и понять, требуется готовность и способность мозга.

Из всех частей лица, именно глаза человека передают обилие эмоций и мыслей. Именно поэтому наша культура придает глазному контакту столь большое значение и считает его ценным знаком доверительности в отношениях между людьми.

Для людей с аутизмом и расстройствами сенсорного восприятия, вся эта информация избыточна, она чрезмерно давит на мозг. В моем случае, когда я поддерживаю глазной контакт с кем-то, то этот взгляд ощущается очень сильным. Это похоже на то, как если бы я смотрела на очень яркий свет.

Другие люди с аутизмом говорят, что прямой глазной контакт причиняет им боль, сбивает их с толка и выступает как очень сильный стимул и перегружает мозг.

Вторая причина, по которой людям с аутизмом сложно поддерживать глазной контакт, состоит в том, что мозг таких людей имеет совершенно другой интеллектуальный потенциал и способности к обработке информации. И даже если глазной контакт физически переносится нормально, и не перегружает сенсорную систему, аутистам все равно трудно обрабатывать информацию и поддерживать глазной контакт.

Источник: http://www.corhelp.ru/narusheniya-i-pomoshh/glaznoj-kontakt-pri-autizme/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.