Дети с аутизмом смотрят в рот говорящего, а не в глаза

Содержание

Аутизм у детей – что нужно знать с самого начала?

Дети с аутизмом смотрят в рот говорящего, а не в глаза

Советы для тех, кто впервые столкнулся с этим диагнозом 

До настоящего времени нет однозначной научной теории основанной на исследованиях, в которой объясняется синдром аутизма.

Изучен комплекс исследований, которые указывают на разнообразные физиологические факторы в различных сферах (генетика, неврология, иммунология, эндокринология, биохимия, гастроэнтерология) с многообразными внешними факторами, которые могли повлиять на внутриутробное развитие ребенка или в период раннего возраста. Результаты показали, что аутизм может возникнуть сразу по нескольким внутренним и внешним причинам которые вызывают нарушение центральной нервной системы.

Неврологический диагноз ставится, если болезнь выражена различными физическими проявлениями: двигательными нарушениями, расстройствами речи и зрения. Если присутствуют нарушения в познавательной сфере (эмоциональной и когнитивной), связанной с проблемами «в голове», то ставится психический диагноз.

Родителей, как правило, начинает волновать развитие ребенка, когда ему исполняется полтора — два года. До этого они не сильно беспокоятся по поводу любых отставаний и отклонений своего малыша, и надеются, что развитие его со временем нормализуется.

Около двух лет обычный ребенок должен овладеть простейшими умениями, но даже если это не произошло, он всегда понимает, что взрослые хотят от него.

И с развитием речи аналогично: если плохо говорит сам, то хорошо понимает обращение к нему, на которое он всегда реагирует.

 Что же должно в поведении ребенка насторожить родителей и вызвать опасения:

  • малыш не глядит в глаза;
  • начал говорить несколько слов, а потом замолчал;
  • мычит, произносит через нос слоги;
  • выбирает неординарные вещи для игр, не замечает своих ровесников, не играет с другими детьми;
  •  ребенок не принимает во внимание маму, погружен в себя, не выполняет просьбы, не отзывается на свое имя;
  •  часто мотает головой, трясет руками, постоянно и монотонно раскачивается;
  •  ходит на кончиках пальцев;
  •  грызет ногти, пальцы, кусает руки;
  •  себя бьет по лицу;
  •  все новое (даже игрушки) встречает агрессивно, с приступами истерики;
  •  боится панически незнакомых людей;
  •  вздрагивает, пугается даже знакомых звуков;
  •  боится света, все время выключает его.
  •  повторяет монотонно слоги;

Если хотя бы несколько признаков подходят вашему ребенку, стоит озаботиться.

Поведение ребенка с аутизмом

При детском аутизме, преимущественно, нарушаются коммуникативные функции, контакт ребенка со всеми окружающими его людьми. Ребенок живет в своем замкнутом мире осязательных ощущений, звуков, визуальных образов.

Родители являются для него исключительно инструментальным источником, их роль предоставить пищу, тепло, комфорт. Больные детским аутизмом – педантичны, поведение их неадекватно.

Они могут, длительное время, крутит все, что попало в поле зрения; пуговицу, шнурок, крышку с кастрюли, наблюдать за струей воды из крана. Они могут на одном месте долго кружиться по кругу, ходить на цыпочках по комнате.

Больные детским аутизмом необыкновенно музыкальны: они наслаждаются любимыми мелодиями, песнями и даже отдельными звуками. Трехлетний малыш реагирует равнодушно на дистанционно управляемую машинку, но неописуемо восторгается при звуке будильника.

Выглядят маленькие аутисты уверенными и независимыми. Гуляя, он шагает один, не допуская попытки держать его за руку, и если только он испугался чего-то, прячется за родителей.

Но страхи таких детей трудно объяснить с точки зрения простейшей логики: он может испугаться пылесоса, стиральной машинки, шумных и людных мест, но, обычно, не боится высоты, движения транспорта, может поперек улечься на проезжей части дороги.

В большинстве случаев, маленький аутист отвергает попытки матери его успокоить, обнять, приласкать, поцеловать, отодвигаясь от нее.

А о контактах с людьми посторонними: врачами, парикмахером, продавцом — не может быть и речи. Бурно сопротивляется медицинскому осмотру, доходя до истерики. Накормить такого ребенка — проблема.

Ребенок безоговорочно отвергает все новые блюда, облюбовав себе пищу из 2-3 блюд.

Дети нейротипичные, то есть без отклонений в развитии с наслаждением подражают действиям взрослых: моют руки, говорят по телефону, вытирают салфеткой рот после еды как мама. Ребенок, имитируя, сигнализирует нам о стремлении получить знания, навыки, социально-значимые действия.

Родители детей с тяжелым аутизмом попадают в замкнутый круг: ребенок не копирует временами даже самые простые, обычные действия, нет сигнала о готовности развития навыка.

Когда родители такого ребенка срочно начинают обучать его тому, что его одногодки давно уже усвоили: есть самостоятельно, ходить в туалет на горшок, самому одеваться, ребенок агрессивно воспринимает их действия.

И это вполне объяснимо, ведь у ребенка свой мир и он желает заниматься тем, сто ему нравится, к примеру, долго и нудно открывать и закрывать шкаф, теребить какую-нибудь тряпочку или раскачиваться.

И еще несколько важных фактов для родителей об аутизме у детей:

  • Относитесь разумно к слишком пессимистичным или слишком оптимистичным прогнозам.
  • Аутичный ребенок не инопланетянин, не безнадежный инвалид и не скрытый гений. Аутизм – это все-таки серьезное малоизученное заболевание, и оно не является поводом для бездействия, стыда или гордости.
  • Не следуйте совету «принимать его таким, как есть, просто любить, не мучить ребенка различными диетами и занятиями». Боритесь терпеливо и упорно с его заболеванием.
  • Не ищите волшебных «таблеток от аутизма», с эффектом быстрого выздоровления.
  • Начните восстановление здоровья ребенка заблаговременно, ведь от этого зависит положительный результат. 50% вероятности того, что аутичный ребенок став взрослым не будет страдать аутизмом, благодаря вашим сегодняшним усилиям.
  • Ведите записи. Фиксируйте ежедневно все наблюдения, изменения в поведении ребенка.
  • Наметьте на ближайшую перспективу план конкретных действий.
  • Постарайтесь не жалеть себя, не поддавайтесь унынию.
  • Общайтесь активно с родителями детей с аутизмом, взаимообменивайтесь новостями и практикой воспитания. Становитесь членами родительских сообществ по аутизму, изучайте интернет-ресурсы.
  • Принимайте великодушно помощь, помогайте другим.
  • Помните, что главным ресурсом вашего ребенка являетесь Вы, Ваши душевные силы и здоровье. Старательно заботьтесь о себе.

Трудно в точности соблюдать и следовать всем советам, но любовь к своему маленькому сокровищу материнские силы утраивает.

Источник: http://autism-help.ru/autism-u-detej-chto-nuzhno-znat/

Ранний аутизм

Дети с аутизмом смотрят в рот говорящего, а не в глаза

Ранний детский аутизм является весьма распространенным заболеванием, этиология которого до сих пор неизвестна. Известно, что аутизм встречается с частотой 6:10000 и болеют им преимущественно мальчики.

Аутизм характеризуется нарушениями социальной адаптации, нарушениями развития коммуникации и нарушениями психики.

Группа Суламот предоставляет комплексную помощь лечения спектра аутизма: от дифференциальной диагностики проблем развития и до построением плана коррекции.

Лечение спектра аутизма в Суламот

Признаки и симптомы раннего аутизма

Они проявляются еще на первом году жизни.

  1. Ребенок очень редко улыбается;
  2. Неадекватно реагирует на малые раздражители (например, свет или незначительный шум могут сильно напугать его);
  3. У ребенка отмечается задержка речи;
  4. Малыш никогда не смотрит в глаза родителям, не фокусирует взгляд на их лицах;
  5. Ребенок вообще не привязан к матери (не плачет при ее уходе и не улыбается при ее появлении);
  6. Ребенок агрессивно настроен к другим детям, не желает играть с ними и общаться;
  7. Ребенок не проявляет интереса к новым игрушкам, предпочитает играть только с одной.

Классификация раннего аутизма

Первая группа.

Характеризуется полной отрешенностью от происходящего. При общении ребенок испытывает крайний дискомфорт. Даже родители не могут добиться от ребенка улыбки или взгляда. Ребенок может даже игнорировать голод и мокрые пеленки. Избегает взглядов глаза в глаза и телесных контактов.

Вторая группа

Характеризуется активным отвержением окружающей среды. Ребенок очень избирателен в своих контактах с внешним миром, общается только с родителями и близкими людьми. Привыкает к одной одежде, к определенной обстановке и еде. Любое отклонение от привычной среды приводит к нервному срыву. Ребенок этой группы наиболее остро испытывает чувство страха, реагируя на него агрессией. 

Третья группа.

Характеризуется захваченностью аутистическими интересами. Ребенок стремится укрыться от окружающего мира в каких-либо своих интересах. Эти интересы не носят познавательного характера, они мрачные, устрашающие, агрессивного характера. Ребенок годами разговаривает на одну тему, рисует один и тот же сюжет.

Четвертая группа.

Характеризуется тем, что ребенку чрезвычайно трудно взаимодействовать с окружающей средой. Это самый легкий вариант аутизма. Ребенок данной группы отличается ранимостью и уязвимостью. Избегает отношений, если чувствует какие-то недомолвки или преграды, и очень зависим от чужого мнения.

Синдром раннего детского аутизма – это не только проблема детского возраста, но и проблема взрослых, так как аутизм не лечиться и никуда не уходит с годами. Однако ранняя диагностика и коррекция данного заболевания помогают адаптировать больных аутизмом к окружающей среде и социуму.

Задать вопрос на форуме

Здравствуйте сыну 1,8 месяцев глазу в глаз редко смотрит когда я пою он смотрит, когдо он долеко от меня кричу иногда откликается на свое имя иногда нет, застревает в видеоклипах, говорит но би-би бе-бе мама не очень папа говорит я уже место не нахожу себе играет в площядке например другие капают песок кладут в машинку а он просто капает и их обратно сливает , когда хочит пить тянет руку к кружке и плачет, когда я готовлю он меня толкает чтоб я не стояло рядом с печкой, с детьми иногда играет иногда нет, ночью раз в десят дней истерит на пол часа, понимает что нельзя, когда я запрещаю что-то плачет, очень боюсь

айпери   19 марта 2019 года

Ответить Доброго времени суток. У меня малышу 2 года, он совсем не говорит, только папа и мама и отдельные звуки. Кушает сам, но чаще рукой, нежели ложкой. Плохо реагирует на имя, редко откликается. Бабушку… (1)

Татьяна   12 декабря 2018 года

Ответить Здравствуй. Моей доченьки 1.4 года. Она не реагирует на свое имя и не понимает обращенной речи к ней,гипераетивная. Я очень переживаю, и хотела бы пройти тест на ранний аутизм. Заранее вам … (1)

Оксана    10 декабря 2018 года

Ответить Здравствуйте,моему сыну 2.7 он практически ничего не говорит,может слов 6-7 в словарном запасе есть,он редко смотрит мне в глаза,когда его зовешь ,он не всегда реагирует на свое имя,он может выставлять машинки паровозиком,но тут же их и раскидывает,он может ходить на носочках,с детьми играет,но выборочно,но радуется при виде детей,он практически не сидит на руках,ему нужно везде лазить ,играть,баловаться. Он не растраевается когда я ухожу,но при моем уходе целует меня,он… (1)

Оксана   28 ноября 2018 года

Ответить Здравствуйте! Помогите пожалуйста разобраться. Моей дочери 4 месяца. Когда ребёнок лежит тогда реагирует на звуки, следит за игрушкой, смотри в глаза и улыбается. Но когда берёшь её на руки под… (3)

Светлана    24 сентября 2018 года

Ответить Здравствуйте! Есть подозрения на аутизм у сына. Ребенку сейчас 1 год и 11 месяцев. Практически не разговаривает, из активных слов только на-на (надо) и брруу (это и "машинка" и… (9)

Оксана    8 сентября 2018 года

Ответить Здравствуйте. Есть ли тест для ребенка 1 года? Вышлите пожалуйста. Ребенок даже жестами не пытается общаться,не достучаться до него( (10)

Ольга   5 августа 2018 года

Ответить Доброго времени суток. Моему сыну два года. Заметила что он необычен в полгода. Он не привязан к родным, не смотрит в глаза. Почти не играет с игрушками, только с одной, но способ игры не обычный…. (1)

Елена   27 июля 2018 года

Ответить

Загрузить еще записи

Источник: http://www.sulamot.ru/autizm/rannij-autizm.html

Как видят мир аутисты. Какими нас видят аутисты

Дети с аутизмом смотрят в рот говорящего, а не в глаза

Особенности поведения и интересы ребенка-аутиста

  • Мама ласково обращается к малышу – он остается абсолютно равнодушным. На его лице нет улыбки, он никак не реагирует на свое имя.
  • Любая смена привычного жизненного уклада вызывает у ребенка панику.
  • Малыш никак не реагирует на мокрую одежду.
  • Малыш отдает предпочтение определенной цветовой гамме. Например, любит только коричневые игрушки, разрешает надевать на себя только одежду синих цветов и т.д.
  • Малыш никогда не играет со сверстниками, предпочитая игру с вещами.
  • Ребенок постоянно повторяет одни и те же фразы.
  • На любые внешние звуковые раздражители реагирует с заметным опозданием.
  • Отличается вспышками агрессии.
  • Любой объект испытывает на запах.
  • Громкий разговор вызывает агрессию или раздражение.
  • У ребенка нарушено чувство опасности.
  • Аутисты могут причинять себе физический вред.
  • Одним из ведущих симптомов данного расстройства считается нарушение коммуникативных навыков. Детишки, страдающие этим расстройством, начинают значительно позже разговаривать и, как правило, никогда не используют жесты. Некоторые, напротив, зная много слов, попросту их не используют. Они предпочитают взять взрослого за руку и подвести к тому предмету, который им необходим. Более взрослые малыши могут не замечать – отсутствия близких людей в доме.
  • Аутист часами может смотреть на один предмет.
  • Малыш любит длительное время кружиться вокруг своей оси, махать руками, ходить на цыпочках. Эти движения повторяются изо дня в день.
  • Целью игры такого малыша может быть простая расстановка игрушек в один ряд.

Могут ли аутисты любить. Любовь и привязанность

Люди с расстройствами аутистического спектра испытывают сложности в понимании и выражении эмоций, и самой сложной эмоцией для таких людей является любовь.

Обычные дети и взрослые часто с удовольствием выражают свою привязанность, знают, как выражать ее для обмена взаимными чувствами привязанности и любви, и знают, как поддержать кого-нибудь с помощью выражения привязанности.

Ребенок или взрослый с аутизмом могут не нуждаться в такой же глубине и частоте выражений любви с помощью действий или могут не осознавать, что в данной ситуации от них требуется демонстрация их привязанности, что принесло бы удовольствие другому человеку. Он или она могут быть раздражены тем, насколько другие люди «зациклены» на выражении любви друг к другу.

Некоторые аутисты могут быть очевидно незрелыми в своих выражениях привязанности и иногда воспринимают их как негативный опыт. Например, объятие может казаться неприятным и ограничивающим движения. Человек может смутиться или переполниться эмоциями, когда от него ожидается выражение и принятие достаточно умеренных выражений любви.

Я недавно разработал программу по когнитивно-поведенческой терапии для детей и подростков с синдромом Аспергера, которая объясняет им суть эмоции любви и способы выразить то, что ты любишь кого-то или испытываешь к нему симпатию. Программа вскоре будет оценена в ходе исследования, которое проводит Университет Квинсленда в Австралии.

Известные аутисты. Льюис Кэрролл

Британский писатель, 1832−1898

Абсурдный роман «Алиса в стране чудес» — книга эксцентричная и захватывающая, и создать ее мог только человек с особенным восприятием мира.

Льюис Кэрролл имел выраженные признаки расстройства аутистического спектра: с детства ему было тяжело сходиться с людьми, он страдал отчаянной застенчивостью, которую усугубляло сильное заикание.

Как у многих известных аутистов, у него были сильные способности к математике, которой он посвятил не один научный труд. Кроме того, писатель увлекался фотографией и шахматами.

Детство в семье приходского священника, учеба в грамматической частной школе и десятилетия холостяцкой жизни и работы в Оксфорде, смерть от бронхита в 65 лет — так вкратце можно пересказать биографию Кэрролла. Но, скорее всего, как у многих людей с РАС, жизнь классика со всеми приключениями и бурными переживаниями протекала по большей части в его внутреннем мире.

Как видят мир шизофреники. Что это такое на самом деле?

Когда у человека диагностируют шизофрению, это сродни тому, будто ему говорят о наличии раковой опухоли.

Но должны ли мы настолько сильно бояться этого психического расстройства, или мы нужно быть более оптимистичными? Большинство из нас связывают шизофрению с галлюцинациями и слуховыми заблуждениями, но правда в том, что некоторые люди с данным недугом не испытывают этих симптомов.

На самом деле есть много других признаков, которые свидетельствуют об этом заболевании, включая поведенческие нарушения, проблемы с мышлением и искаженное восприятие.

Результаты исследований показали: люди с шизофренией чаще сталкиваются с проблемами восприятия действительности. Им очень трудно отличить реальность от воображаемого мира.

Все, начиная от их окружения, времени, чувств, и заканчивая тем, как они интерпретируют информацию, кажется смешанным и запутанным.

Как бы вы себя чувствовали, если бы ваш мозг начал передавать ложную информацию и вы не могли бы больше доверять тому, что вам говорят?

Взрослые аутисты. Как проявляется аутизм у взрослых и как живут взрослые аутисты: симптомы, видео, лечение

Аутизм у взрослых имеет аналогичные симптомы и актуальность, как и. Недостаток навыков общения влияет на способность социального функционирования человека, следовательно, его общую приспособляемость к обычным жизненным ситуациям.

В последнее время частота этого диагноза значительно возросла. Аутизм – это серьезная проблема, требующая специальных медицинских, образовательных, социальных мер.

Гипотезы и теории возникновения аутизма

Сегодня теория, используемая до 1960-х годов прошлого века, согласно которой аутизм возникает из-за эмоционального холода матери, отсутствия любви к ребенку, считается несостоятельной. На данный момент среди возможных причин аутизма принимаются во внимание другие теории:

  1. Генетический подтекст . Эта теория говорит о возможной дисфункции нескольких различных генов, участвующих в развитии мозга. Считается также, что(РАС), к которым относится аутизм, могут вызывать нарушения в кишечной микрофлоре, передаваемые потомству.
  2. Повреждение мозга . Большинство взрослых аутистов имеют повреждения мозговой ткани, в основном, функциональные дефекты левого полушария, аномальные изменения. Но результаты исследований неоднозначны, невозможно точно назвать эти нарушения причиной аутизма, его последствиями, сопутствующим явлением.
  3. Недостаточная взаимосвязь мозговых центров .показывает, что у аутистов отсутствует нейронная связь между мозговыми центрами. Поэтому считается, что расстройство связано с нарушением их координации.
  4. Мужской тип мозга . Британский эксперт Саймон Барон-Коэн считает, что аутизм во взрослом возрасте характерен исключительно мужским типам мозга, что вызвано высоким уровнем тестостерона в организме матери во время беременности. Мужской тип мозга характеризуется недостаточной взаимосвязью полушарий, приводящей к меньшей эмоциональной чувствительности.
  5. Монотропная гипотеза . Согласно этой гипотезе, аутизм у взрослых возникает из-за повышенной концентрации на одном стимуле. При этом типично гораздо меньшее сосредоточение на большем количестве вещей, что необходимо для понимания быстро меняющихся социальных ситуаций. Эта теория была впервые опубликована в британском журнале «Autism» в мае 2005 года.

Аутисты в спорте. Полезны ли для аутистов занятия спортом?

Термин «аутизм» появился в медицине сравнительно недавно, менее ста лет назад, и означает он полное погружение личности в себя и пониженное взаимодействие с окружающей средой. Люди с таким диагнозом отличаются холодностью в эмоциональной сфере, заторможенностью в общении и неадекватной двигательной активностью.

Первые признаки аутизма начинают проявляться еще в раннем детстве, причем мальчики страдают этим заболеванием в несколько раз чаще, чем девочки .

Дети с таким диагнозом часто производят впечатление слепых и глухих, из-за того, что не отвечают на вопросы, не выполняют просьбы, не смотрят в глаза и на протянутый им предмет.

Однако при обследовании выясняется, что зрение и слух ребенка в полном порядке, а общения не происходит из-за слишком чувствительной эмоциональной сферы, блокирующей ответную реакцию.

Такие дети слишком чувствительны, их раздражает шум, свет, прикосновения к коже, обилие информации, которую несут органы чувств. Отсюда негативные реакции и стремление отгородиться от этого мира.

Отличие видно и в движениях аутиста: он либо неуклюж, медлителен и дисгармоничен, либо, наоборот, невероятно подвижен, может в мгновение ока забраться высоко на шкаф или дерево. В то же время их движения однообразны и постоянно повторяются.

Они могут часами бегать по кругу, ходить по комнате по одному и тому же маршруту, вращаться вокруг своей оси, покачиваться из стороны в сторону в такт собственным мыслям.

Лечение аутичных детей

Каких-либо эффективных лекарств от этой болезни не существует, родители и психологи постепенно, с помощью ласки и поощрений вытягивают свое дитя из внутреннего мира во внешний, заставляя его с каждым днем все больше контактировать с внешней средой.

Большую помощь в этом процессе могут оказать совместные с взрослыми занятия спортом, хотя это скорее народный метод лечения, а не профессиональный.

Только вид физической активности стоит подбирать очень аккуратно, ведь аутичному ребенку подойдет не любой вид спорта.

Спорт, подходящий человеку с диагнозом « аутизм », ни в коем случае не должен быть командным. Подойдут индивидуальные занятия с родителем или тренером, которые помогут выработать сосредоточенность, сдержанность, владение собой и своими эмоциями.

Это может быть один из видов восточных единоборств, которое придаст малышу так необходимые ему уверенность в себе и ощущение безопасности от того, что он может себя защитить.

Полезны будут аутисту также плавание, велоспорт, коньки и лыжи. А вот от легкой атлетики стоит воздержаться.

Парааутизм

Парааутизмом называется вторичное заболевание, когда у ребенка проявляются все признаки данного диагноза, но изначально им болен он не был. Болезнь развивается в тех случаях, когда ребенок попадает в условия эмоционального голода, психологического сиротства.

Это происходит тогда, когда родители не уделяют малышу достаточно любви и внимания, часто оставляя его одного либо в компании с телевизором. Тогда ребенок сначала отгораживается от враждебного ему мира, а затем начинает ему мстить.

Лечить такое заболевание должны окружающие взрослые, в первую очередь – родители.

В качестве эффективного средства от этой формы аутизма подойдет любое общение пациента с родителями и другими детьми, в том числе и совместные занятия спортом, которые помогут малышу научиться любить родителей, а родителям любить своего ребенка.

Интервью с аутистом. Врачи большого города. Дефектолог

Про подход к аутистам, диагностику, лечение, скрининг и возможность жить нормальной жизнью. В день информирования об аутизме БГ поговорил с врачом-дефектологом Анной Битовой

Образование:  окончила Московский государственный заочный педагогический институт (сейчас — Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.

Шолохова), Государственный университет «Высшая школа экономики» (сейчас — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»), курсы повышения квалификации в Московском городском психолого-педагогическом университете и Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Работа:  Региональная благотворительная общественная организация «Центр лечебной педагогики».

Когда нужно начать беспокоиться

На нашу долю нечасто выпадает говорить родителям, что у их ребенка есть какой-то диагноз, — обычно к нам приходят с этим знанием.

А если такое и случается, то часто родители додумываются заглянуть в интернет и уже сами задают вопрос: «А это не аутизм?» Чтобы вовремя поставить диагноз, нужно отсматривать какие-то основные вехи развития ребенка. Надо следить, чтобы он пошел вовремя, общался, улыбался в ответ, речь появилась когда надо.

Последний пункт — один из главных контролеров. Если ребенок к двум годам совсем не говорит, нужно нервничать. В этом возрасте иногда уже можно поставить диагноз. Это реально даже раньше.

Но некоторые родители стараются не видеть нарушения развития, объясняют это разными вещами: он не смотрит в глаза, потому что упрямый, не говорит — не страшно, дедушка тоже поздно заговорил. Это все может быть так, но то, что ребенок при этом одержимо крутит веревочку и бегает по кругу, говорит о чем-то странном. И иногда стоит задуматься: «А может, это что-то серьезное?».

Про диагностику, гены и США

Раньше ты мог предполагать: «Наверное, у этого ребенка синдром Ретта», а сейчас ты можешь это проверить, потому что на наших глазах начали выявлять соответствующие гены. Это страшно интересно.

Теперь есть надежда, что постепенно с расстройствами аутистического спектра генетической природы (синдромом Мартина – Белла, синдромом Ретта, туберозным склерозом) научатся что-то делать.

Так часто случается, когда выявляют причину.

С аутизмом дела обстоят по-другому. Бывают регионы, где этот диагноз ставят страшно редко. Я помню, как коллеги из глубинки говорили: «У нас нет аутистов». «Как нет?» — «Наш психиатр такого диагноза не ставит». Но аутисты-то есть! И сейчас такие места сохраняются. А бывают регионы (в том числе и Москва), где аутизм ставят всем подряд.

Например, при задержке развития, неврозах, какой-то эмоциональной проблеме. Ребенок может быть малоконтактным, но при этом совсем не обязательно аутичным.

Аутизмом могут назвать шизофрению (у ребенка бывает похожее поведение), иногда аутичных детей принимают за глухих: они же могут не обращать внимания на звуки, и нужно очень внимательно наблюдать, чтобы увидеть, что на самом деле он реагирует. Бывает, вместо аутизма ставят умственную отсталость.

Мне кажется, что, когда мы говорим про тяжелые нарушения развития, требуется ставить диагноз в динамике. В Америке так и делают: ребенка обследуют разные специалисты, потом предлагают прийти через три месяца, и только после этого могут поставить диагноз. У нас тоже есть такие специалисты. И не только в Москве.

Источник: https://psihologiyaotnoshenij.com/stati/kakimi-nas-vidyat-autisty

Ольга Ладная: «У моего ребенка аутизм. Ну и что тут такого?»

Дети с аутизмом смотрят в рот говорящего, а не в глаза

Тема инклюзии сегодня широко освещается СМИ — публикуются мнения врачей, социологов, общественных деятелей, волонтеров. И все говорят о том, что людям с особенными потребностями нужно помогать, поддерживать.

Безусловно, это правильно, однако вы встретились, десять минут поговорили, передали какие-то необходимые вещи и… все? А мы хотели бы рассказать историю тех людей, которые 24 часа в сутки, ежедневно, год за годом воспитывают, поддерживают, лечат, учат детей с особенными потребностями. Историю их мам.

Героиня нашего интервью — Ольга Ладная, организатор и руководитель сообщества родителей детей с особыми потребностями «Мы вместе», мама Тимы (9 лет, аутизм), Стаса (5 лет) и Мирославы (6 месяцев), с которой мы познакомились благодаря фотопроекту Ольги Латий «Особенная мама».

Как вы узнали о том, что ваш сын аутист?

Я узнала, что у моего сына аутизм, когда ему было 3,2 года. До этого, конечно, были определенные «звоночки», но так как я была неопытной мамой, — он был моим первым ребенком, — я многого не видела или списывала на особенности характера.

Допустим, он не говорил, и я думала «когда-нибудь заговорит»; он не хотел играть с другими детьми, я думала «может, испугался». На чужих взрослых людей он реагировал криком, когда кто-то из чужих близко к нему подходил, он начинал кричать, падал на пол, у него была истерика. И таких «звоночков» было очень много.

Если бы я знала, как распознать ранние признаки аутизма, то я быстрее бы их идентифицировала.

В недавнем интервью медицинский психолог Оксана Усенко рассказала о том, что аутизм можно распознать благодаря так называемой триаде нарушений. А как было в случае с вашим сыном?

Да, основных признаков было три.

Один из самых важных – отсутствие вербальной и невербальной коммуникации: когда ребенок произносит слова, но не использует их в качестве обращения, просьбы и т. п.

То есть он говорит «банан», но это не значит, что он хочет его скушать, он просто его называет. Он не говорил «мама, дай», «мама, пить» — этого нет. Также практически исчез и визуальный контакт.

Когда у меня появился средний сын Стас, то уже с трехмесячного возраста я заметила, что он совсем не такой, как Тима. С ним была коммуникация на уровне взглядов, жестов, каких-то действий. Когда Стас подрос, то во время прогулки он мог что-то найти, принести мне и показать, мол, «смотри, что я нашел». Это уже коммуникация. Тима же так себя не вел.

Второй признак – ребенок не использовал указательный жест. Дети с аутизмом часто используют мамину руку в качестве инструмента. Когда обычный ребенок хочет что-то достать, то показывает пальчиком, а ребенок с аутизмом берет мамину руку и направляет ее на ту вещь, которая ему интересна. Такой у него как бы «инструментальный» подход.

Третий признак – сын не реагировал на свое имя. Его можно было звать очень долго, но он не откликался. Мог убежать далеко, абсолютно не понимая того, что я испугалась, я его ищу.

В общем, диагноз был поставлен психиатром, когда Тиме исполнилось 3 года и 2 месяца. С одной стороны, я обрадовалась, потому что хоть что-то стало понятно.

Но когда я начала читать про аутизм, это был шок, я испытала страх. На тот момент не было позитивной информации о людях с аутизмом.

Я получила ужасное представление о том, что ребенок-аутист будто бы живет в своей раковине, и до него невозможно достучаться. Мне было, конечно, страшно.

На самом деле трехлетний возраст – это важный этап манифестации аутизма.

Он самый критичный, и самый тяжелый, потому что ребенок находится в таком состоянии, что не отличает живого человека от предмета, он не осознает себя, не осознает границ своего тела, он плохо воспринимает обращенную речь и находится в ужаснейшем стрессе.

Вот представьте, что вы попали в какой-то мир, где все вокруг абсолютно непонятны внешне, непонятно разговаривают, и вы не можете донести информацию о том, что вы хотите, как вы себя чувствуете, вы даже не можете додуматься до того, как эту информацию передать. И это большой стресс для ребенка.

К какой терапии вы прибегаете?

Первое, что нам посоветовал психиатр, — это безглютеновую и безказеиновую диету. Дело в том, что у многих, — не у всех, но у многих, — детей с аутизмом отсутствует фермент, отвечающий за расщепление глютена и казеина. Они в их организме недорасщепляются и образуют глютеноморфины и казоморфины, иными словами, опиаты.

И эти вещества действуют на организм, как наркотики. Также они плохо перевариваются, поэтому страдает и желудочно-кишечный тракт, ребенку становится плохо – у него болит живот, у него болит все, он не спит, он истерит. Он, как грудной ребеночек, у которого колики, — ничего не может сказать, а просто кричит.

Он просто не может по-другому сказать о своей боли. Ребенок с аутизмом не коммуницирует, поэтому не может сказать «мама, у меня живот болит». Также он может быть гиперактивным, потому что с коликами надо как-то справиться, как-то себя отвлекать, и он начинает бегать, шуметь.

Диета очень помогла моему сыну – улучшилось физическое состояние, и это благоприятно сказалось на его поведении.

Также применялась АВА терапия — это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. В первую очередь, данная терапия дает понимание того, что ребенка с аутизмом нужно учить буквально всему. Это обычные дети просто копируют родителей и таким образом учатся.

А ребенок с аутизмом так не может, поэтому его нужно учить. Учить, что если ты хочешь пить, то не  надо падать на пол и кричать, а показать пальцем или сказать «дай» или показать карточку с соответствующим изображением, если ребенок неречевой. Вот на таком уровне.

АВА терапия дала понимание того, что все процессы обучения, коммуникации нужно «дробить» на маленькие этапы и каждому маленькому этапу отдельно его обучать.

Сейчас моему сыну девять лет и он уже научился знакомиться с другими детьми, он хочет с ними играть, они ему интересны, но когда он знакомится, то потом не знает, что делать дальше. Обычные дети начинают общаться, а он не знает, что нужно начать разговор.

И его, опять же, необходимо учить, что в таком случае следует задать другому ребенку вопрос, назвать несколько вопросов на разные темы, которыми он мог бы потом завалить этого ребенка. И назвать такие вопросы, на которые он сам мог бы дать ответы.

И вот в таком ключе нужно действовать касательно любых моментов жизни.

Научились ли вы видеть мир глазами своего сына и понимать его лучше?

Да, я научилась смотреть на мир его глазами. На самом деле, мамы деток с аутизмом лучше всех их понимают, потому что они находятся рядом с ними 24 часа в сутки.

Как мама младенца, которая по тону крика может понять, хочет ли он кушать или он замерз, или у него режутся зубы, так же и мама ребенка с аутизмом может понять, почему ее малыш ведет себя определенным образом.

Тут как раз и помогает АВА терапия, основой которой является анализ поведения ребенка и понимание, почему он себя ведет так, а не иначе в определенных условиях, и что для него изменится, если условия поменять.

Для понимания моего ребенка мне очень помог опыт других людей с аутизмом – я смотрела о них фильмы, читала книги, статьи, любые материалы, которые мне попадались, чтобы понять, как они мыслят. Да, все равно до конца вы не сможете понять другого человека, но мне кажется, что я многое понимаю.

Не боялись ли вы повторения ситуации с младшими детьми?

Так получилось, что когда Тиме поставили диагноз, я уже была на третьем месяце беременности, поэтому выбора у меня не было. И я считаю, что мне очень повезло, потому что я бы вряд ли в скором времени решилась на второго ребенка.

Средний сын очень помог – для Тимы он стал своего рода проводником к социализации, который все время находится рядом. Он постоянно его о чем-то спрашивает, хочет с ним играть, все время тянет его за собой, постоянно что-то с ним придумывает. И у Тимы, в принципе, нет выбора – он не может избежать этого общения.

Поэтому Стас многое дал, дал много любви, братья очень привязаны друг к другу. Когда Стас был совсем маленьким, Тима учился за ним ухаживать, у него появились новые обязанности, своя зона ответственности, а также проявилась самостоятельность, потому что я уже не могла уделять Тиме все свое время.

Тима научился самообслуживанию и все благодаря появлению в семье еще одного ребенка.

И я всем мамам детей с аутизмом рекомендую рожать еще одного ребенка – это принесет пользу как малышу, так и самой маме, поддерживая бодрость ее духа (смеется). Это новая любовь, новое счастье, новые отношения и новый источник энергии.

Как аутиста подготовить ко взрослой жизни? Вы представляете, где он будет учиться или работать?

Нет, не представляю. Мне кажется, что это очень сложно. Вообще, я научилась с Тимой решать проблемы по мере их поступления.

Когда рождается ребенок, то у его родителей есть какая-то примерная схема жизни – он подрастет и пойдет в садик, потом в школу, в институт, на работу и будет большим умницей. Но когда у тебя особый ребенок – вся эта картина рушится.

И ты не знаешь вообще, пойдет ли он в школу, если да, то в какую. Про институт ты вообще не думаешь, не говоря уже о работе, семье. Так далеко мы не заглядываем. В этом тоже есть позитив – мы живем здесь и сейчас и наслаждаемся сегодняшним днем.

Конечно, на ближайшее будущее мы строим планы, исходя из того, что у нас есть сейчас.

Где ваш сын учится сейчас?

Тима учился в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи, а в следующем году он идет в инклюзивный класс обычной школы. Что касается жизненных навыков, то я знаю, что мне нужно научить ребенка жить самостоятельно, насколько это вообще возможно.

Нужно по максимуму помогать ему, чтобы он учился самообслуживаться, чтобы он умел общаться, мог сходить в магазин и купить продукты, мог рассчитать, какую сумму денег нужно взять с собой, мог посчитать сдачу, знал, что делать, если денег вдруг не хватило или в магазине не оказалось того или иного продукта и т.д.

Все эти простые жизненные ситуации человека с аутизмом могут поставить в тупик. Всему этому ребенок обучается по мере созревания.

Как пришла идея сообщества «Мы вместе»?

Идея возникла от дефицита информации, а еще потому, что я испытывала потребность найти друзей, понимающих людей. Я искала людей, в компании которых мне было бы комфортно ощущать себя особой мамой, с которыми было бы комфортно моему ребенку.

Да, я до сих пор в хороших отношениях со своими старыми друзьями, никто из них не отвернулся от меня, однако они не полностью понимают всю проблематику. Все равно с ними другой уровень общения.

А мне хотелось узнать об опыте таких же особенных мам, поделиться своими мыслями, помочь тем, кто нуждается в помощи.

Мы не только общаемся, но и поддерживаем друг друга, ведем активную социальную жизнь вместе с нашими детьми – посещаем разные интересные места, встречаемся, общаемся, проводим мероприятия, привлекаем специалистов. Когда есть поддержка, то чувствуешь себя намного легче, ведь один в поле не воин. Основной костяк сообщества состоит из 20 человек, а общее количество семей – около 300.

Как вы справляетесь с реакцией окружающих, и что вы научилась отвечать?

Много разного было. Но сейчас стало легче, потому что ребенок после коррекции мало чем отличается от своих обычных сверстников. Но в начале было очень тяжело. Когда у Тимы были истерики, то находилось сразу много «советчиков», много было осуждающих взглядов.

Сначала я пряталась, избегала контактов, потом стала огрызаться в ответ. А сейчас я реагирую спокойно, и если делают замечание, то я просто говорю, что у моего ребенка аутизм и он чего-то не понимает, чего-то делать не может. Просто говорю прямо, как есть.

Реакция бывает разная. Иногда принимают к сведению и больше ничего не говорят, иногда спрашивают, что такое аутизм, и за такую реакцию я благодарна. Я могу людям об этом рассказать, заодно и просветить их в этом вопросе.

А был случай, когда человек, сделавший замечание и узнавший о том, что у Тимы аутизм, настолько растерялся, что начал просить прощения, извиняться.

Я и сама растерялась, я сказала, что тут нет ничего страшного, не надо меня жалеть.

Реакция у людей такая, потому что большинство не знают и не понимают, что такое аутизм, они нечасто встречают таких детей, как мой Тима.

Они не понимают, что он, к примеру, бегает, прыгает, машет руками перед глазами не потому, что он какой-то странный, а потому что у него аутизм.

И что тут такого? Ну, машет руками, ну и что (смеется)? Если сегодня я слышу советы, то вежливо говорю «спасибо» и действую по-своему.

Что вы хотели бы сказать матерям, которые тоже столкнулись с подобным опытом?

В первую очередь я посоветую маме особенного ребенка собрать всю волю в кулак, искать информацию, искать людей, с которыми можно поделиться, у которых можно узнать, как помочь своему ребенку. А во-вторых, скажу — это не конец света. Да, бывают и тяжелые моменты, бывает так, что руки опускаются.

Но самое главное, что вы есть друг у друга, — у вашего ребенка есть вы, а у вас есть ваш малыш, самый любимый и самый хороший. И со временем ваша душевная боль трансформируется в глубокую жизненную мудрость, и вы поймете, что можно радоваться, быть счастливой, жить здесь и сейчас, ценить каждый момент.

А что Тима делает сейчас, пока мы разговариваем?

Он занимается самым любимым своим делом – сидит за компьютером. Ольга: «Тима, что ты делаешь?». Тима: «Работаю».

Я вижу, что он ищет информацию о пираньях. Видимо, он где-то услышал о пираньях и решил узнать о них побольше. Вот так он сидит и работает (смеется).

Когда он научился печатать на компьютере, то для него открылся целый мир — мир информации.

Он задает самые разные поисковые запросы, он пишет разные слова в переводчике и слушает, как они звучат на разных языках. Он знает столько всего, сколько даже я не знаю!

Беседовала Ира Керст. Ольга Латий, из личного архива Ольги Ладной

Источник: https://womo.ua/olga-ladnaya-u-moego-rebenka-autizm-nu-i-chto-tut-takogo/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.