Детский травматизм как медико-социальная проблема

Детский травматизм

Детский травматизм как медико-социальная проблема

СОДЕРЖАНИЕ

1.     Введение  3

2.     Понятие, причины и структура детского травматизма  3

3.     Виды травм  4

4.     Заключение  7

Список литературы   8

Введение

Ежедневно во всем мире жизнь более 2000 семей омрачается из-за гибели ребенка по причине неумышленной травмы или так называемого “несчастного случая”.

 Поэтому детский травматизм и его предупреждение являются важной социальной проблемой, к которой должно быть привлечено внимание не только медицинских работников, но и общественности, педагогов, психологов, социологов, градостроителей и, конечно, родителей и самих детей.

Понятие, причины и структура детского травматизма

Детский травматизм — это внезапно возникшие повреждения, вызванные внешним воздействием и встречающиеся среди детей разного возраста в аналогичных условиях быта, проведения досуга, обучения и воспитания. Показатель рассчитывается на определенное число детского населения (обычно на 1000).

Причины и структура детского травматизма изменяются в зависимости от возраста, психического и физического развития ребенка. Дети 5—6-месячного возраста тянут в рот любой предмет, который способны удержать в руке, этим объясняются частые попадания инородных тел в дыхательные пути.

Для детей конца первого года жизни характерны падения с кроватей, диванов, стульев, так как в этом возрасте они начинают проявлять инициативу и вести более активный образ жизни при несформировавшейся координации движений.

У детей 1—3 лет движения становятся увереннее, увеличивается подвижность и, как следствие, чаще встречаются падения с высоты (подоконников, лестниц) и ожоги.

В дошкольном и младшем школьном возрастах дети много времени проводят во дворе и на улице, появляется много источников новых травм: падения в ямы, люки, со строительных лесов, драки и особенно дорожно-транспортные травмы.

Анатомо-физиологические особенности детского организма обусловливают и особенности характера повреждений по сравнению со взрослыми. Ростковые хрящевые зоны костей служат амортизатором при травме, поэтому у детей бывают переломы, не встречающиеся у взрослых.

Вегетативная нервная система детей более лабильна (неустойчива), поэтому травмам у детей чаще сопутствуют коллапс и шок. У детей чаще, чем у взрослых, возникают сотрясения головного мозга, а из-за особенностей строения черепа симптомы отека мозга проявляются позже.

У детей кожа более ранима, поэтому ожоги чаще бывают II—III степени. В общей структуре травматизма у детей:

·        на долю поверхностных травм приходится 36 %,

·        раны составляют 18 %,

·        переломы костей конечностей — 19,6 % (в том числе верхней — 14,1%),

·        вывихи — 10,8 %,

·        переломы костей черепа и внутричерепные травмы — 5,7 %,

·        ожоги и отморожения — 3,1 %,

·        травмы глаза — 1,9 %;

·        последствия и осложнения травм — 3,8 %,

·        остальные травмы — 1,1 %.

Виды травм

В практической работе врачей и в официальных статистических отчетах лечебно-профилактических учреждений травмы у детей классифицируются по виду повреждений на бытовые, уличные, транспортные, школьные, спортивные и прочие. Важной предпосылкой профилактики повреждений является изучение их причин, которые в значительной мере определяются видом травматизма.

К бытовым относятся травмы, полученные детьми в квартирах и других помещениях жилого дома (на лестнице, в ванной, в коридоре), во дворе, в саду, парке, на берегу водоема и т. д. Это наиболее часто встречающиеся травмы, на их долю приходится 39,3 % всех травм. Они же являются основной причиной гибели детей.

Ведущими повреждениями при бытовых травмах являются:

·        ушибы, гематомы, ссадины — 31,9 %,

·        раны — 20,7 %;

·        переломы составляют 17,3 %,

·        ожоги — 6,8 %.

Большинство бытовых травм происходит в период с 15 до 21 часа (42,6 %), в весенние (33 %) и осенние (29,1 %) месяцы, в рабочие дни (от 16,7 % в понедельник до 13,9 % в четверг). Основными факторами, определяющими бытовой травматизм, являются:

• отсутствие надзора за детьми в часы их досуга;

• недостаточная воспитательная работа среди детей;

• недостаток оборудованных мест для игр детей (площадок, парков, детских комнат и др.);

• технические погрешности в устройстве ограждений на высотах.

Дети часто проводят время в местах общего пользования: в коридорах, на лестничных площадках, в кухнях, где подвергаются опасности травмирования (падение с лестниц, ожоги, ушибы о выступающие части мебели, резаные раны при неумелом обращении с ножом, отравления лекарственными препаратами, кислотами, бытовыми химикатами, хранящимися в ненадлежащих местах, и др.).

Меры профилактики бытовых травм заключаются в проведении воспитательной работы среди детей, направленной на привитие им навыков поведения в местах общего пользования и безопасного образа жизни, а также в улучшении работы домоуправлений.

К уличным травмам относятся повреждения, полученные при пешеходном движении (из-за гололеда, листопада, плохого освещения неблагоустроенных улиц) и при занятиях неорганизованным спортом на улице (футбол, лыжи, коньки, хоккей во дворах, на пустырях, на тротуарах; плавание в неконтролируемых водоемах). Они составляют 34,8 % всех травм. Структура повреждений по характеру и локализации почти такова же, как при бытовых травмах, но при уличных выше удельный вес переломов костей конечностей — 23,3 % и вывихов — 11,7 %. Сюда же относятся все случаи утоплений. В профилактике уличного травматизма ведущую роль играют организация детского досуга под наблюдением родителей и педагогов, воспитательная работа среди детей, приведение в должное техническое состояние домовладений и подсобных построек, уборка улиц, особенно в период гололеда и листопада.

Третье место — 15,9 % — занимает школьный травматизм. Большинство травм происходит во внеучебное время: на переменах, при занятии общественно полезным трудом. Они нередко связаны с нарушением дисциплины учащимися: скольжение по перилам, падение со ступенек, подоконников и парт в классах из-за толчков и “подножек”.

Иногда причиной таких травм являются административно-хозяйственные неполадки: плохо закрепленные фрамуги, оконные стекла, выбоины в полах, неисправные перила и ступеньки лестниц, выступающие вглубь коридоров отопительные батареи и другие предметы, плохое освещение коридоров. Около 30 % травм в школе происходит в учебное время на уроках физкультуры (см. спортивные травмы) и труда.

К спортивной травме относятся повреждения, полученные при занятиях организованным спортом. На их долю приходится 5,6 % всех травм. Почти половину из них (46,7 %) составляют поверхностные травмы; 22,8 % — переломы; 15,4 — вывихи; 6,5 % — раны; 3,8 % — внутричерепные травмы. Наибольшее количество травм происходит при занятиях футболом, борьбой, спортивной гимнастикой.

Для каждого вида спорта характерны травмы определенного характера и локализации.

На транспортный травматизм у детей приходится всего 1,2 %, однако этот вид является наиболее тяжелым, так как повреждения черепа составляют при нем 15,4 %, переломы костей конечностей и позвоночника регистрируются у каждого пятого пострадавшего, множественные и сочетанные травмы отмечены у 10—15 % пострадавших. При этом погибают от полученных травм 30—35 % пострадавших. Наибольшее количество этих травм приходится на школьный возраст, особенно на 1—4-й классы. Больше всего таких травм происходит весной и осенью, в пятницу, в период от 16 до 20 часов.

Основной причиной несчастных случаев является незнание, и несоблюдение детьми правил дорожного движения, отсутствие внимания со стороны родителей, равнодушие или невмешательство взрослых — свидетелей недопустимого поведения детей на улице, плохо поставленная воспитательная работа.

Заключение

Таким образом, мероприятия по предупреждению травм и несчастных случаев у детей должны включать в себя:

• активное проведение санитарно-просветительной работы среди родителей, воспитателей и педагогов для ознакомления их с причинами повреждений, разъяснения анатомо-физиологических особенностей ребенка и значения правильного ухода, воспитания безопасного образа жизни, повышения культуры поведения в быту, на улице, в школе и общественных местах;

• воспитание у детей в семье, детском учреждении и школе устойчивых навыков и привычек к выполнению установленных норм поведения и правил личной безопасности;

• улучшение организации досуга детей, их всесторонней физической подготовки;

• проведение мероприятий административными и хозяйственными органами, учреждениями и организациями по благоустройству территорий и жилых зданий, созданию безопасных условий для жизнедеятельности детей

Список литературы

1.     Воробцова Т. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма (из опыта работы педагогического коллектива): – Корифей; 2011 г., 96 стр.

2.     Немсадзе В., Амбернади Г. Детский травматизм. Книга для родителей. Опыт понимания, лечения, профилактики: – Советский спорт; 1999 г., 272 стр.

Источник: http://xn--80aaowabp5a6h2a.xn--p1ai/besplatnye-gotovye-studencheskie-raboty/2016-09-19/detskiy-travmatizm

Травматизм как социальная проблема

Детский травматизм как медико-социальная проблема

Травматизм является актуальной социальной проблемой современности. Ее актуальность связана не просто с ростом травм среди населения, но и увеличением количества смертельных исходов травм, а также инвалидизации населения в результате травм.

Определение 1

Травматизм – это число травм, полученных организмом людей, относящихся к определенной группе населения за определенный промежуток времени.

В развитых странах травмы держат за собой третье место среди причин летального исхода. Особую тревогу вызывает то, что травмам подвержено молодое трудоспособное население. Так, среди мужского населения мира, травматизм лидирует среди причин смерти.

Особенности травматизма:

  1. Внезапность

    Травмы получаются людьми внезапно, их невозможно спрогнозировать, а потому, они не поддаются контролю, а организация медицинской помощи при травме должна учитывать эту специфику травматизма.

  2. Быстрое проявление

    Травмы и их последствия носят открытый характер. В большинстве случаев о травме становится известно сразу после ее получения.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Виды травматизма

Условия получения и последствия травм различны, что позволяет провести их классификацию.

  1. Транспортный травматизм:

    Этот вид травматизма включает группы людей, которые получили травмы в результате работы на транспорте или пользования транспортными средствами. В зависимости от транспортного средства, ставшего причиной травматизма, можно выделить автомобильный травматизм, железнодорожный, травматизм от водного транспорта и от воздушного.

  2. Производственный травматизм

    Этот вид травматизма включает в себя людей, которые получили повреждения в результате исполнения своих профессиональных трудовых обязанностей. Подвидами производственного травматизма являются промышленный травматизм и сельскохозяйственный.

  3. Уличный травматизм

    Включает в себя лиц, которые пострадали на улице. Повреждения при уличном травматизме чаще всего являются механическими и вызваны падением человека либо падением предмета с высоты на человека, а также конфликтными ситуациями, возникающими на улице.

  4. Бытовой травматизм

    Заключается в повреждениях, получаемых в бытовых условиях. Этот вид травматизма очень разнообразен по способам получения травм: это и повреждения в результате ремонта, и при пользовании неисправными бытовыми и электроприборами, и бытовые конфликты, и простое ведение быта способно нанести травму.

  5. Спортивный травматизм

    Этот вид травматизма объединяет людей, которые получили травму в результате занятий спортом, тренировок или на соревнованиях.

  6. Военный травматизм

    Для этого вида характерно получение травм во время прохождения воинской службы. Военный травматизм имеет два подвида: военный травматизм в мирное время и в военное время.

Статистика травматизма

Травматизм в составе общей заболеваемости имеет 15 %, а также является конкурентом заболеваний органов дыхания в структуре вновь выявленных заболеваний. На 1000 человек приходится 120-130 человек, получивших повреждния.

Мужчины более подвержены травматизм, количество травмированных мужчин в 2 раза выше, чем женщин. Причем этот показатель выше как в производственном, так и в непроизводственном травматизме.

Травмам наиболее подвержено молодое трудоспособное население.

Среди наиболее частых причин вызова бригады скорой помощи с последующей госпитализацией также являются травмы. Значительно увеличилось количество людей, имеющих тяжелые множественные травмы, что связывают с активным развитием автотранспорта.

Среди причин потери трудоспособности, то есть инвалидности, травмы также близки к лидерству, занимая второе место после сердечно-сосудистых заболеваний.

В структуре причин смерти получение травм является третьей и имеет тенденцию к увеличению.

Замечание 1

Следует отметить, что травмы являются причиной смерти чаще всего у лиц, не достигших возраста 30 лет. В этой категории людей, травмы являются причиной почти 60 % людей.

Если рассматривать структуру травм по их видам, то наиболее часто люди получают бытовые травмы, их значение достигает почти 70 % в структуре травматизма. Почти 20 % полученных травм наносятся на улице. Производственные травмы наблюдаются у 4 % людей, транспортные травмы характерны для 2 % травмированных, 1 % приходится на долю спортивных травм.

Статистика травматизма в России

Для России в целом характерны общемировые тенденции травматизма, но следует отметить, что в нашей стране ситуация с травматизмом несколько более острая.

Ежегодно от травм страдает более 13 млн. человек, значительное число которых заканчивается летальных исходом. На 1000 человек приходится 89 человек, получивших травму.

40000 человек в год гибнет от травм, полученных автотранспортом, более 35 тысяч умирают от отравлений, свыше 15 тысяч погибают от утопления.

Особо тревожат данные по самоубийствам, свыше 56 тысяч ежегодно решают окончить жизнь самостоятельно, свыше 40 тысяч погибают в результате убийства.

Несмотря на усилия и системы здравоохранения, и системы правоохранительных органов и иных органов, деятельность которых направлена на профилактику травматизма, в России существует тенденция к росту количества травм, полученным тем или иным путем.

Значительное количество травм получают дети, порядка 1/5 части во всей структуре травматизма.

По характеру повреждений наиболее часто наблюдаются поверхностные травмы (почти треть всех травм), открытые раны (почти 20 % травм), вывихи и растяжения (более 10 % травм).

Рассматривая структуру травматизма по причинам получения травм, можно отметить, что четверть травм получается на улице, более пятой части травм получаются в быту, пятая часть травм носит производственный характер, 5 % спортивный и т.д.

Замечание 2

Таким образом, травматизм является актуальной медико-социальной проблемой, поскольку несет негативные последствия не только для человека, получившего травму, но и для общества.

Травмированный человек становится временно нетрудоспособным либо полностью утрачивает трудоспособность, нанося урон экономике.

Также, медицинское обслуживание и социальные выплаты получившему травму ложатся дополнительной нагрузкой на бюджет.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/vidy_i_urovni_socialnyh_problem/travmatizm_kak_socialnaya_problema/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.