Обучение плаванию может спасти жизнь многим детям с аутизмом

Плавание для детей, страдающих аутизмом

Обучение плаванию может спасти жизнь многим детям с аутизмом

«Аква-Доктор Плавание» предлагает лечебные и восстановительные занятия в бассейне маленьким пациентам страдающими расстройствами аутистического спектра, в том числе – детям, имеющим инвалидность.

Наши врачи и опытные инструкторы лечебной физической культуры учитывают индивидуальные особенности и историю заболевания каждого ребенка и подберут оптимальный курс терапии для раскрытия всех возможностей целительной силы воды.

Существуют различные методы лечения, которые могут быть использованы для помощи детям с аутизмом. Когда у ребенка диагностируется это состояние, медицинские специалисты подбирают долговременную комплексную программу терапии с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Одной из наиболее эффективных форм терапии являются занятия водной терапией и плавание в бассейне. Такой вид лечения хорошо переносится детьми, потому что скорее воспринимается ими как развлечение или игра, а не как медицинская процедура.

Занятие в воде и плавание играют  важную роль в повышении качества жизни и активности ребенка с аутизмом.

Врачи и специалисты по ЛФК используют специально разработанные упражнения в воде и занятия плаванием, чтобы помочь в восстановлении, улучшении и повышения качества основных жизненных функций ребенка с аутизмом.

Преимущества плавания и занятий лфк в бассейне
для детей с аутизмом

Расстройства аутистического спектра проявляются широким спектром нарушений: от проблем с поведением и коммуникацией до отставания в развитии и когнитивных нарушений. Многие дети, страдающие аутизмом, испытывают существенные жизненные трудности из-за двигательных  нарушений, низкой мотивации, недоверия к окружающему миру, невозможности целенаправленной деятельности.

По данным многочисленных медицинских исследований, вода является идеальной средой для занятий ЛФК для восстановления нарушенных или ограниченных двигательных функций организма ребенка.

  Вода обеспечивает идеальную среду для облегчения движений, помогая снизить нагрузку от веса тела до 90%. Теплая вода уменьшает явления психологического стресса, позволяет лучше расслабить мышцы и избавиться от мышечных спазмов и блоков.

Хроническая недостаточность физических упражнений может быть одной из причин, по которой дети с аутизмом имеют больший риск страдать от избыточной массы тела.

Занимаясь физическими упражнениями в воде, ребенок с расстройством аутистического спектра может поверить в собственные возможности, научиться осознанному контролю над телом, развить мышечную силу и ловкость при играх в воде, улучшить чувство равновесия и баланса, координацию движений.

Работа с сенсорными проблемами. У детей с аутизмом часто возникают значительные сенсорные трудности. У таких детей наблюдается неадекватная  сильная реакция на различные сенсорные раздражители, такие как прикосновения посторонних людей или тактильный контакт с незнакомыми предметами или текстурами.

Во время лечебных процедур в бассейне инструктор знакомит детей с различными свойствами воды, такими как ее температура, вязкость, текучесть. Дети изучают способность воды поддерживать тело на плаву, оказывать тактильное воздействие на кожу, гидростатическое давление. Знакомясь со свойствами воды, дети с аутизмом лучше познают безопасность тактильных контактов и лучше переносят их.

Улучшение социальных навыков ребенка с аутизмом. При занятиях в бассейне с другими детьми страдающий аутизмом ребенок учится общению, умению делиться своими игрушками.

  В совместных играх дети развивают умственные способности, учатся здоровой конкуренции и повышают уверенность в себе.

Занятия в воде, благодаря атмосфере безопасности,  облегчают установление зрительного контакта ребенка с инструктором и другими детьми.

Улучшение познавательных способностей. Занятия ЛФК и плавание в бассейне может помочь детям с аутизмом улучшить концентрацию и внимание.

Во время занятий дети учатся концентрироваться на определенных заданиях, постепенно выполнять все более сложные задания, расширяя диапазон мобильности и подвижности. Водная терапия улучшает осознание и контроль тела, а также помогает детям учиться веселиться.

Также инструктор учит ребенка контролировать поведенческие импульсы, обучает следовать инструкциям и умению переносить разочарования и неудачи.

Существует и множество других специальных приемов и упражнений ЛФК для детей с аутизмом в бассейне, о которых можно узнать, пройдя консультацию у врача лечебной физкультуры медицинского центра «Аква-Доктор».

Как записаться на занятия лфк в бассейне?

При наличии показаний и направления от других врачей-специалистов  врач ЛФК индивидуально  подбирает оптимальный курс занятий в бассейне для ребенка. Записаться на прием и получить консультацию можно круглосуточно по телефону: +7 (812) 331-74-78

Медицинский допуск в бассейн

Для получения медицинского допуска в бассейн клиентам и пациентам необходимо предоставить следующие медицинские документы:

  • Для детей в возрасте до 1 года: результаты нейросонографии и заключение детского невролога. Сделать нейросонографию и пройти осмотр у невролога можно в нашем медицинском центре.
  • Всем взрослым и детям (кроме посещающих занятия по грудничковому плаванию): результаты анализов кал на я/г – 1 раз в 3 месяца. Анализы можно сдать в нашем медцентре или заказать их забор на дому.
  • Детям (кроме посещающих занятия по грудничковому плаванию): соскоб на энтеробиоз – 1 раз в 3 месяца. Анализы можно сдать в нашем медцентре или заказать их забор на дому.
  • Взрослым: мазок на флору и заключение дерматолога – 1 раз в год. Осмотр дерматолога можно пройти в нашем центре.
  • Всем детям необходимо получить заключение врача лечебной физкультуры. Повторное заключение необходимо после прохождения лечебного курса, назначенного врачом ЛФК или после перенесенного заболевания.

Источник: https://akvadoctor.ru/plavanie-dlya-detey-stradaushih-autizmom.html

Грудничковое плавание: разбираем все ЗА и ПРОТИВ

Обучение плаванию может спасти жизнь многим детям с аутизмом

Вода – источник жизни и здоровья, благодаря которому существуем мы и окружающая природа. Водная стихия не является для новорожденного чем-то новым и неизвестным. Девять месяцев малыш плавал, играл, спал, сосал свои пальчики, существовал и развивался в околоплодных водах, в водной среде.

В конце статьи мы подготовили для вас таблицу с показателями физического развития детей до 1 года. Скачайте её и будьте уверены, что кроха развивается согласно нормам!

Период внутриутробного развития для малыша является одним из самых прекрасных. Ему тепло, безопасно, малыш сыт, всегда рядом. Он чувствует мамино сердцебиение, ее голос и прикосновения. Поэтому с рождения водная среда для младенца является близкой и знакомой. В воде он чувствует себя уютно и комфортно.

Против:

После 32 недель беременности значительно выросший плод облекается тканями матки и начинает испытывать их давление. Околоплодные воды – генетически однородный ребенку материал. Они обеспечивают равномерное распределение давления матки и предохраняют органы и ткани младенца от деформации.

При этом малыш находится в жидкости, но не в воде, и никуда не плывет. Ему там очень тесно, особенно на последних месяцах беременности. Ощущение жидкости может быть приятно ребенку, но только не ощущение бесконечного пространства, заполненного жидкостью. У жидкости должны быть четкие границы.

За:

Грудничкам свойственны брыкательные (почти брасом) движения, малыши легко удерживаются на воде, что придает им особую плавучесть. Благодаря подражательному рефлексу ребенок повторяет движения взрослого, с которым вместе находится в воде и быстрее учиться плавать. У деток в этом возрасте отсутствует страх воды и они с легкостью задерживают дыхание под водой.

Против:

Рефлексы новорожденных — это так называемые защитные (оборонительные) рефлексы. Они сохранились для использования в критических ситуациях, когда надо спасти жизнь.

Вызывая или стимулируя эти рефлексы, мы искусственно ставим новорожденного в ситуацию спасения своей жизни. Эти рефлексы с возрастом пропадают, и им на смену приходят осознанные действия.

Поддерживать и стимулировать рефлексы — ненужное и опасное занятие.

Кстати, задержка в угасании защитных рефлексов встречается у детей с серьезными нарушениями центральной нервной системы.

За:

Практически всем детям после рождения свойственен повышенный тонус мышц. Это и понятно, девять месяцев малыш находится в позе эмбриона. В такой позе ручки, ножки и подбородок плотно прижаты к туловищу и мускулатура плода находится в сильном напряжении.

  • Во время плавания малыш расслабляется, ощущение своего веса изменяется и излишний тонус мышц снижается. У ребенка укрепляются мышцы спины, шеи, живота, ручек и ножек.
  • Во время занятий укрепляется сердечно-сосудистая система малыша. При задержке дыхания во время ныряний стимулируется кровообращение мозга, и грудничок развивается быстрее.
  • Дыхание в воде становится активным и более глубоким, объем воздуха, который входит и выходит через легкие, увеличивается и организм получает больше кислорода. Это профилактика заболеваний дыхательной системы новорожденного.
  • Из-за большой сопротивляемости воды происходит естественное укрепление опорно-двигательного аппарата, формируется правильная осанка. Активное движение ног является профилактикой развития плоскостопия, происходит массаж кожи малыша.
  • Водные процедуры способствуют общему закаливанию организма. Повышается сопротивляемость к вирусам. Грудничковый ребенок реже болеет, лучше спит и ест.

В конце статьи мы подготовили для вас таблицу с показателями физического развития детей до 1 года. Скачайте её и будьте уверены, что кроха развивается согласно нормам!

Педиатры считают постепенность главным принципом занятий ранним плаванием. Возобновлять прерванные на время занятия рекомендуют так, как будто к ним приступают впервые, со строгим соблюдением правил постепенности и только после консультации с врачом. Занятия прекращают, если:

  • ребенок в воде перевозбуждается;
  • появляются выраженные вегетативные реакции в виде «гусиной кожи», мраморности кожного покрова, синюшной окраска кожи;
  • возникает кратковременный эпизод остановки дыхания.

Некоторые исследователи считают, что из-за попадания воды в нос или глотку «легко может развиться воспалительный процесс, в частности евстахиит и отит» (профессор Ж. Рапопорт, Красноярск). «Ребенок может заглатывать воду, а это грозит инфицированием желудочно-кишечного тракта, асфиксией» (профессор Р. Дьякова, Москва).

Даже если мама не проныривает своего ребенка, он все равно заглатывает воду из бассейна. Надо быть очень хорошим специалистом, чтобы удержать малыша на поверхности, не дав ему глотнуть воды. А это то же самое, что и допаивание грудничка водой, только в десятки раз более грязной, чем мы пьем сами. Отсюда и желудочно-кишечные расстройства.

Перед походом в бассейн обязательна консультация врача

За и Против:

Раннее плавание иногда рекомендуют при серьезных отклонениях в работе центральной нервной системы (например, ДЦП, аутизм и т. д.). Но, как прием любых сильнодействующих препаратов, начало занятий в бассейне требует обязательной консультации со специалистом.

Пообщайтесь с врачом, поскольку бассейн может усугубить течение некоторых болезней, спровоцировать возникновение отитов, усилить проявления дыхательной аллергии, нередко может являться причиной аллергического дерматита.

Как видите, аргументов много и у сторонников, и у противников грудничкового плавания. Единственный тезис, относительно которого соглашаются обе стороны – это необходимость консультации с врачом перед началом занятий в бассейне. А ходить на плавание со своим грудничком или нет, решать только вам.

Источник: https://viline.tv/deti/article/vse-za-i-protiv-grudnickovogo-plavania

Как обучить ребенка с аутизмом безопасности на воде?

Обучение плаванию может спасти жизнь многим детям с аутизмом

Новый летний сезон несет с собой поездки, шашлыки, вечеринки и путешествия.

И в это время как никогда важно помнить о том, что большинство ребят в спектре аутизма просто обожают… о воде! Игры с водой, купание, веселье на воде — все это прекрасный опыт для наших ребят, но он также должен напоминать нам, взрослым, которые за них отвечают (родителям, педагогам, служащим), о том насколько опасным может быть такое «веселье», и насколько эти дети уязвимы перед опасностью. Мы должны гарантировать, что независимо от того, в какой части спектра аутизма находится ребенок, у него есть навыки правильного поведения в воде и около воды, ведь от этого в буквальном смысле может зависеть его жизнь.

По статистике Национальной ассоциации аутизма, утопление — это главная причина смерти детей с расстройствами аутистического спектра при несчастных случаях.

В 2005 году 14 детей с РАС погибли в результате утопления, когда эти дети убежали, и их привлек водоем. Дети с РАС не боятся «смерти» так, как этого боимся мы.

В раннем возрасте у них нет концепции необратимости смерти, и они не боятся того, что представляет смертельную опасность, например, воды.

Мы знаем следующее:

— Дети тонут беззвучно.

— Для утопления достаточно глубины примерно в десять сантиметров — страшная статистика.

— В 90% случаев утонувшие дети находились под присмотром взрослых.

Поэтому наша прямая обязанность — с самого раннего возраста учить детей плавать и правильно вести себя у воды. Если начать слишком поздно, то это может привести к трагическим последствиям, как показывает следующая история.

Несколько лет назад мне посчастливилось посетить акцию для привлечения средств в Общество аутизма в Джексонвилле, штат Флорида. Во время мероприятия я познакомился с прекрасной женщиной, бабушкой ребенка в спектре аутизма.

В течение нескольких часов мы говорили на самые разные темы, в том числе о ее внуке, для которого она написала книгу. И с этого момента история становится грустной. Книга была о том, как научить детей обращаться за помощью в чрезвычайных ситуациях, и она основана на личном опыте.

Однажды ее сын присматривал за детьми, один из которых был аутичным. Он отвлекся меньше чем на минуту, а когда обернулся, то детей не было видно. Последовали отчаянные поиски, завершившиеся катастрофой. Его сын утонул в ручье поблизости. Другие дети испугались и убежали.

Мужество бабушки превратило семейное горе в ценную информацию для других, что достойно уважения. Я же в тот момент осознал, насколько важно сделать обучение безопасности на воде приоритетом.

Сенсорные проблемы

Дети с РАС нередко страдают от сенсорных проблем, которые могут затруднить обучение плаванию. Дедовский способ (бросить в воду и посмотреть, что будет) здесь не годится. (Ага, мой отец так и сделал, хорошо еще, что я выжил!) Детям с РАС необходимо постепенно привыкать к бассейну и воде.

Опыт должен стать для них приятным, и только после этого можно приступать к обучению. Другим детям нравится давление от воды, и они могут тут же прыгнуть в нее, не осознавая возможной опасности. Очень важно, чтобы опыт был приятным для ребенка с самого начала.

Как только вы этого добились, можете начинать учить ребенка, что делать в воде.

Обучение плаванию

Для обучения плаванию эффективны те же методы и стратегии, которые эффективны для обучения ребенка с РАС в школьном классе.

Исключите отвлекающие факторы. Приложите все возможные усилия, чтобы ребенка ничто не отвлекало во время нахождения в воде. Если в бассейне есть другие люди, разверните ребенка так, чтобы он их не видел.

Если в бассейне есть эхо, а ребенок склонен к вокальным «стимам», то будьте готовы постоянно возвращать его обратно к плаванию.

Или запланируйте уроки плавания на время, когда вокруг мало людей, а в случае необходимости попробуйте найти индивидуальные занятия.

Используйте визуальные подсказки. Используйте последовательность изображений, чтобы показать ребенку различные этапы плавания. Сочетание изображений и объяснений поможет ребенку лучше понять последовательность действий и ваши ожидания.

Заламинируйте изображения и принесите их с собой в бассейн. Также можно показывать ребенку видео с плаванием и его различными этапами до похода в бассейн. моделирование — это отличный метод для обучения новым навыкам.

Если вам не удалось найти готовое обучающее видео, снимите его сами с нейротипичным братом, сестрой или другом в «главной роли».

Будьте последовательны. Какой бы подход к обучению плаванию вы ни выбрали (а в Интернете их тьма), будьте последовательны и придерживайтесь выбранного подхода каждый раз. Аутичные дети учатся через многократные повторения, и их должно быть очень много!

Делите каждую задачу на маленькие шаги. Делите каждый этап плавания на отдельные шаги, и учите ребенка каждому шагу по отдельности до тех пор, пока он не сможет сделать его самостоятельно или с минимальными подсказками. Не нагружайте ребенка информацией. Просто погрузить лицо в воду — это уже большое достижение!

Обучение безопасности на воде

Плавание и безопасность на воде — это не синонимы. Это различные виды навыков, каждому из которых нужно учить отдельно. Безопасности на воде нужно учить всех детей, даже тех, которые ни за что не согласятся хотя бы намочить пальцы ног.

И самое главное правило безопасности на воде: если рядом с ребенком нет взрослого, нельзя подходить близко или заходить в какой угодно водоем, будь это детский или взрослый бассейн, фонтан, ручей, пруд, озеро или море. Аутичного ребенка нужно учить этому правилу целенаправленно и конкретно.

Для ребенка с более высоким уровнем навыков. Многие дети с аутизмом очень щепетильны в отношении правил (иногда чрезмерно). В данной ситуации это огромный плюс! Составьте список конкретных и простых правил в отношении водоемов и учите им ребенка:

— Ты не подходишь к воде, если рядом нет взрослого. Можно сделать правило более конкретным, определив минимальное расстояние до воды, насколько близко должен стоять взрослый (например, на расстоянии вытянутой руки, в зоне видимости, держать тебя за руку и т.д.), или перечислив, какие это могут быть взрослые (мама, папа, дедуля).

После установления правила практикуйтесь в нем. Не надо предполагать, что ребенок перенесет правила на бумаге в реальную ситуацию. Приведите ребенка к водоему и посмотрите, что будет.

Вам нужно знать, если в ваших представлениях есть пробелы, и вы должны сделать необходимые поправки в процессе обучения.

Каждый раз, когда ваш ребенок соблюдает правило, обязательно много хвалите его и давайте ему поощрение.

Для ребенка с более низким уровнем навыков. Даже если уровень навыков ребенка ниже, мы все равно должны учить его правилам. Просто нам нужно сделать их проще и конкретнее, а также использовать больше визуальных подсказок во время обучения.

Например, правило может выглядеть так: «Ты не подходишь к воде, если знакомый взрослый не держит тебя за руку». Пусть ребенок возьмет вас за руку, подойдет к бассейну и прыгнет в него вместе с вами.

Каждый раз, когда ваш ребенок находится рядом с рекой, бассейном, озером или морем, подсказывайте ему взять вас за руку, подходите к воде и заходите в нее вместе. Не забудьте поощрять ребенка за то, что он следует правилу и делает то, что ожидается.

Вода может стать прекрасным сенсорным опытом для ребенка с РАС. Она может способствовать развитию речи, социальных навыков, крупной и мелкой моторики. И она также в любой момент может стать местом трагедии. Наслаждайтесь водой, но не забывайте уважать ее. Учите ребенка, что делать рядом с водой и как оставаться в безопасности. А потом проведите отличное лето!

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Источник: http://outfundbel.ru/pro-autizm/kak-obuchit-rebenka-s-autizmom-bezopasnosti-na-vode

Уроки плавания могут спасти жизнь детей с аутизмом

Обучение плаванию может спасти жизнь многим детям с аутизмом

Еще совсем недавно об аутизме говорили как о достаточно редко встречающемся расстройстве, и еще в 70-е годы прошлого столетия он диагностировался у одного ребенка из 10000.

Однако уже менее чем через 20 лет ученые отметили невероятный всплеск расстройств аутистического спектра, и на сегодняшний день статистические данные показывают, что примерно у одного ребенка из 88 детей (по другим данным, у одного из 68 детей) врачи диагностируют один из видов аутизма.

Поскольку столь высокие показатели рождения детей с этим нарушением развития нервной системы связаны с необходимостью оказывать помощь не только самим детям, но и их родителям, которые зачастую не знают, какие проблемы скрываются за диагнозом «расстройства аутистического спектра», что зачастую приводит к травмированию и даже к гибели таких детей, ученые стараются как можно более подробно разобраться, как можно помочь избежать возникновения трагических случаев, связанных с аутизмом.

Недавнее исследование, посвященное изучению смертности от травм у людей с расстройствами аутистического спектра (РАС), дает некоторые неожиданные, более того, весьма тревожные результаты. По мнению авторов этой научной работы, уроки плавания для детей с диагнозом «аутизм» должны стать приоритетной задачей, так как утопление считается основной причиной смерти детей с аутизмом.

Гибель людей с РАС очень часто связана с травматизмом

Расстройства аутистического спектра характеризуются трудностями с социальными взаимодействиями, проблемами в общении и повторяющимся поведением. Согласно результатам, полученным в новом исследовании, за последние 16 лет среди людей с аутизмом на 700 % увеличился уровень смертности из-за травм, и это происходит в три раза чаще, чем среди населения в целом.

Как отмечают ученые, продолжительность жизни людей с диагностированным аутизмом значительно короче, чем у здоровых.

Эти люди умирают, в среднем, на 36 лет раньше, чем среднестатистический представитель населения страны, в частности Соединенных Штатов Америки, и если продолжительность жизни людей без РАС составляет около 72 лет, то для людей с РАС она составляет примерно 36 лет.

Хотя ранее уже отмечалось снижение продолжительности жизни людей с РАС, но на самом деле проводилось очень мало исследований, в которых бы специально изучались данные о смерти этих людей, произошедшей в результате травматизма.

Группа исследователей из Школы общественного здравоохранения Мейлмана при Колумбийском университете (Columbia University Mailman School of Public Health) в Нью-Йорке провела эпидемиологическое исследование, в котором ученые попытались восполнить этот пробел в понимании столь резкого роста гибели людей с РАС от полученных ими травм. В ходе этой научной работы, проводившейся под руководством Гохуа Ли (Guohua Li), доктора медицинских наук, профессора эпидемиологии, команда изучила данные, содержащиеся в Национальной статистической системе США. Всего было отобрано 32 миллиона свидетельств о смерти.

Результаты опубликованы в марте 2017 года в онлайн-версии издания «American Journal of Public Health» (Американский журнал общественного здравоохранения).

Эпидемиологические данные об аутизме

Ученые идентифицировали 1 367 человек с диагнозом РАС, которые умерли между 1999 и 2014 годами, включая 1 043 мужчин и 324 женщины. Данные показали, что с 1999 по 2014 год годовое количество смертей среди людей с диагнозом РАС возросло почти в семь раз.

Доктор Ли, который является основателем и директором Центра эпидемиологии и профилактики травматизма в Колумбии (Center for Injury Epidemiology and Prevention at Columbia), говорит, что результаты исследования показывают, что, несмотря на ежегодное заметное увеличение числа смертельных случаев, количество связанных с аутизмом смертей по-прежнему может быть серьезно занижено, в частности может быть занижено количество случаев гибели от умышленного причинения вреда, таких как нападения, убийства и самоубийства.

Из зарегистрированных смертей 28 % были вызваны травмами, наиболее распространенной из которых было удушение. За этим последовало удушье, а затем утопление. Фактически, эти три причины составляли почти 80 % от общей смертности от травматизма среди детей с РАС. Более 40 % этих инцидентов произошло дома или в интернатных учреждениях.

Результаты исследования вызывают у ученых тревогу, и доктор Ли отмечает, что анализ всех данных показывает, что для детей с аутизмом шансы на утопление в 160 раз выше, чем для всего населения в общем. Учитывая исключительно высокий риск утопления для детей с аутизмом, классы плавания должны быть наиболее приоритетным видом вмешательства.

Утопление и аутизм

На вопрос, почему утопление настолько распространенная причина смерти среди людей с РАС, доктор Ли отвечает, что у детей аутизмом нарушена способность общения и социальные навыки, поэтому они стремятся избавиться от своей повышенной тревожности в безмятежности водных объектов. А такое поведение слишком часто приводит к трагедиям.

Как известно, расстройства аутистического спектра наиболее часто диагностируют у детей в возрасте двух или трех лет.

Доктор Ли говорит, что в этот период педиатры и родители должны немедленно зачислить ребенка в классы обучения плаванию, и сделать это даже раньше, чем повести на занятия по поведенческой терапии, логопедии или трудотерапии.

Он указывает, что для детей с аутизмом способность плавать представляет собой обязательный навык для выживания.

Хотя в исследовании использовалось большое количество данных, но в результатах все же есть некоторые недостатки.

Джозеф Гуан (Joseph Guan), ведущий автор исследования и студент, изучающий эпидемиологию в Школе общественного здравоохранения Мейлмана при Колумбийском университете, говорит, что новое исследование ограничивалось данными, взятыми из свидетельства о смерти.

Хотя эти цифры поражают, однако аутизм как причина смерти, скорее всего, все же недооценивается, поскольку точность информации, которая содержится в поданных коронерами свидетельствах о смерти, очень сильно варьируется.

Несмотря на недостатки, которые были в этом исследовании, его результаты, вероятно, все же повлияют на рекомендации, которые создаются для родителей детей с РАС. В действительности спасти жизнь некоторым детям с РАС могут помочь обычные уроки плавания.

По материалам Medical News Today

Источник: https://nebolet.com/mednews/uroki-plavanija-mogut-spasti-zhizn-detej-s-autizmom.html

Жизнь детей с аутизмом

Обучение плаванию может спасти жизнь многим детям с аутизмом

«Что я могу сказать о себе? Я, может быть, и не серая, а чуть сиреневая или бирюзовая, но все-таки маленькая мышка. Вот аутизм — он огромен и всеобъемлющ. Он как слон в посудной лавке: все, что в жизни было расставлено по полочкам, разносит вдребезги! Он проверяет отношения на прочность: где было тонко, там обязательно порвется.

Он проверяет дружбу на крепость: те, кто готов быть с тобой только в радости, уходят навсегда. Он заставляет осваивать новые профессии: была, например, программистом, а станешь еще психологом, врачом и педагогом.

Он учит любить без всяких условий — не за что-то, а просто так», — эти слова написала мать пятилетнего мальчика, у которого был диагностирован аутизм.

А вот слова еще одной матери, для которой аутизм также неожиданно стал повседневной реальностью. Ее дочери Всеславе сейчас четыре года. «Очень страшно думать о том, что ребенок вырастет. Вот она маленькая, и никто пока не видит ее особенностей.

Потом 5 лет — и видно, что ребенок не такой, как все, но на площадке ее еще принимают в свою песочницу. Что будет, когда она пойдет в школу? Ее жизнь будет зависеть не от нее самой, а от учительницы, которая подготовит класс к приходу особенной одноклассницы. От родителей одноклассников. От психолога в школе.

Но только не от нее самой… Мне, считающей самым ценным на свете СВОБОДУ, это невыносимо».

«Добровольная» изоляция

Что знают об аутизме в нашей стране? Да почти ничего не знают — ни медики, ни педагоги, не говоря уже об обычных людях. Поэтому и реакция на детей с аутистическими расстройствами чаще всего бывает неадекватной. Многим известен термин «гиперактивный ребенок». Между прочим гиперактивность также является одним из видов расстройства аутистического спектра.

Дословно в переводе с латинского языка «аутист» означает «углубленный в себя». Аутизм — это нарушения в развитии, которые характеризуются отклонениями в поведении, общении и социальном взаимодействии.

Дети с аутизмом не умеют налаживать отношения с другими людьми, часто у них наблюдаются трудности с речью, им очень сложно контролировать и проявлять свои чувства. «Аутята» выстраивают свою сенсорную систему так, чтобы максимально минимизировать контакты с внешним миром. А их импульсивность вызвана сверхчувствительностью к различным сенсорным раздражителям.

Взрослые люди с аутизмом рассказывают, что окружающий мир для них — это хаос из людей, мест и событий, в котором им бывает очень трудно ориентироваться.

Первый аутист официально был диагностирован в 1943 году. Современная статистика свидетельствует о том, что расстройства аутистического спектра имеет уже каждый сотый ребенок. Фактически аутизм приобрел на нашей планете масштабы пандемии и угрожает человечеству полной инвалидизацией.

Вот только откуда эта напасть взялась — никто не знает. Есть мнение, что в основе нарушений в развитии ребенка лежат сложные органические нарушения, чудовищные сбои в биохимических процессах. Возможно, аутизм — это лакмусовая бумажка современной экологической и социальной катастрофы?

«В ауте»

Дети с расстройствами аутистического спектра обладают разным уровнем интеллекта: он может быть снижен, на уровне нормы или быть очень высоким. В Подмосковье живет девушка-аутист Соня Шаталова с особым поэтическим талантом и недоступным для многих «здоровых» людей пониманием нашего мира.

Соня не умеет разговаривать, она полностью изолирована от внешнего мира и неконтактна. У Сони тяжелая форма аутизма. Врачи говорили о ее глубокой умственной недостаточности, пока… семилетняя Соня не взяла в руки ручку. Выяснилось, что Соня умеет читать и писать (ее этому никто не учил), у нее абсолютная грамотность и фотографическая память.

Правда, письмо или рисование требовали прикосновения к руке девочки ее матери.

* * *

Мне страшно. Голова гудит.Там мечутся слова и просятся уйти:«Пусти нас, Соня, в мир пусти!»Но рот мой на замке. А ключ к замку в мозгу —И как его достать? Ну помогите ж мне!Я не хочу немой остаться,Но страх засовом запер рот.Слова рождаются, живут и чудеса творятВ мирах, что в голове я создаю…И вот

В конце концов и умирают.

Какой жизненной мудростью нужно обладать, чтобы писать такие стихи? Между прочим, этот пронзительный стих Соня написала в 8 лет. Девочке было исключительно трудно подчинять внешнее поведение своей воле и желаниям (для аутизма очень характерны эмоционально-волевые нарушения).

Поэтому, сидя за столом с тарелкой супа, Соня могла плакать от голода. И ее матери приходилось давать дочери команды: возьми ложку, наполни супом, неси в рот. Соня пугалась незнакомых людей. Поездка в общественном транспорте вызвала у нее шок.

Причем девочка и сама прекрасно понимала, какое впечатление она производит на окружающих:

* * *

То, что сейчас происходит со мной,Может кому-то казаться бедой.То хохочу, то резвлюсь, как шальная…Можно подумать, и вправду больна я.Мне холодно и жарко, горько и смешно…И очень-очень страшно: привычное ушло.Страх сковал мне душу толстым слоем льда.

Так можно и рассудка лишиться навсегда…

Впечатляют и афоризмы Сони, которые она написала в 8-10-летнем возрасте. Например:

  • Мудрость — это мера между «мало» и «много».
  • Душа — пустота в человеке, которую он заполняет Богом или Сатаной.
  • Стыд — огонь, который сжигает грех с души человека.
  • Музей — консервы времени.
  • Кошка — символ уютной независимости.
  • Улыбка — пароль доброжелательности.
  • Отдых — работа с удовольствием.
  • Африканец — лучший разведчик для ночной разведки.
  • Мысль — самая сильная после любви сила в мире.

Жизнь в нескольких действительностях

В своем школьном сочинении по обществознанию Соня написала следующее:

Говорят, что все люди рождаются талантливыми. Это так. Бог никого не выпускает в свет без дара таланта, в том числе и тех, о ком говорят «человек с ограниченными возможностями».

Просто таланты бывают очень разными, не только интеллектуальными или художественными, но и эмоциональными, душевными, телесными, и всякими. Но большинство талантов остаются нераскрытыми, и не по вине человека. Он и сам не знает, что талантлив… Работа — дело другое.

Если не работать и не продвигать талант, то через какое-то время он гаснет, так сказать, «засыпает». В душе поселяются тоска, пустота, чувство недовольства…

Теперь самое трудное — о себе. Есть ли у меня таланты? Есть, и не один. Некоторым людям известен мой талант поэтический, писательский. Он наиболее проявился в данный момент и начал реализовываться. Другие таланты пока известны только мне, потому что проявляться им очень трудно.

Из-за чего? Из-за того, что я гений. Это не бахвальство, гениальностью не хвастаются. Я действительно живу в нескольких действительностях одновременно и постоянно. И связь с ежедневной действительностью у меня самая слабая, причем наиболее слабая на телесном уровне.

Отсюда и большие трудности в реализации своих талантов, отсюда аутизм.

Что пришлось пережить матери девочки с диагнозом «аутизм», знают все, кто воспитывает «особых» детей. «Это ваш крест, и не надо перекладывать его на государство», — заявили мужественной женщине, которая не отказалась от дочери и не сдала ее в специнтернат.

Соня с прекрасными результатами окончила 11 классов по обычной школьной программе. Но даже не все педагоги могли понять, зачем девочке-аутисту полноценное образование. «Вопрос: а нужна ли мне математика (не счет, а именно математика как наука), география, ботаника и т.д.? Вопрос задал один из учителей в школе, — записала Соня в собственном дневнике.

Он считает, что таким, как я, нужно научиться ходить в магазин, готовить еду, ездить в нужных автобусах и поздравлять родных с праздниками. Остальное — лишнее.

Да, надо этому учиться, потому что это жизнь самостоятельная, но без другого — скучно! И ведь работать надо, а без знаний — как? Человек не может жить по-человечески, если не постигает мир и себя в этом мире».

Сегодня Соне уже 19 лет. Недавно Ольга Арлаускас и Никита Тихонов-Рау сняли про Соню документальный фильм «В ауте».

Но поскольку девушка по-прежнему не разговаривает, то за кадром постоянно звучит чужой голос, который озвучивает ее стихи и мысли: «Я мечтаю о том, что буду работать консультантом по морям…

», «Я чувствую в словах особую, очень странную силу. Слова могут изменять мир».

В обществе или в четырех стенах?

— Особый ребенок — стимул для его матери держать себя в форме. Но я часто задумываюсь над тем, как мой сын будет жить, став взрослым? Он может стать отличным корректором — брюзгой и педантом, который не поленится перелистать гору словарей в поисках нужного слова.

Или виртуозным барабанщиком, о котором среди поклонников будут ходить легенды — якобы тот никогда не выступает в больших залах, даже за ОЧЕНЬ большие деньги. Или неутомимым пловцом, который по воскресеньям переплывает Ла-Манш туда и обратно.

Но это возможно при соблюдении нескольких условий, — делится наболевшим Ирина Дергач, член совета международного благотворительного общественного объединения «Дети. Аутизм. Родители». — Если школа, не прицепит ему ярлык «неуправляемого».

Если педагоги, тренеры подстроятся под его неповторимые индивидуальные особенности, а общество не будет крутить пальцем у виска при виде взрослого мужчины, который ведет себя, как наивный ребенок.

Люди с аутизмом имеют огромный творческий и интеллектуальный потенциал, который наше общество теряет, когда исключает этих людей из социальной жизни. Характерной особенностью аутизма является сверхспособность человека концентрироваться на одной конкретной идее, теме или цели.

И совсем не удивительно, что почти четверть программистов в корпорации «Майкрософт» — аутисты. Во многих развитых странах при условии правильно организованного сопровождения и обучения детей с аутизмом результаты такой работы впечатляют.

Люди с аутистическими расстройства становятся докторами наук, писателями, переводчиками, режиссерами, музыкантами.

Владик — второклассник. Недавно оказался на надомном обучении (разумеется, по инициативе педагогов).Первоклассник интегрированного класса минской СШ № 177 Максим Лагун.Всеслава еще дошколенок. Очень живой ребенок.

10-летний Тимур после уроков посещает занятия иппотерапии.

Сын Ирины сейчас учится в 4-м классе с интегрированным обучением обычной 203-й столичной школы, по программе «с трудностями в обучении», где до его появления никто не имел никакого представления об аутизме:

— Я часто слышу, что наше общество не готово к инклюзии (включение детей с ограниченными возможностями в образовательную систему. — Авт.). Это неправда.

Дети, которые были рядом с моим сыном в детском саду, а теперь и в школе, оказались к инклюзии готовыми — относятся к Тимуру с уважением и опекают его даже как-то совсем по-взрослому.

И наша первая учительница, которая никогда не сталкивалась раньше с аутизмом, также оказалась готовой, потому что она любит детей и является достаточно гибким педагогом.

Учительница нашла информацию, которой ей не хватало, подстроилась под Тимура и стала именно тем человеком, который нужен такому ребенку. Человеком, который создал вокруг него в школе максимально комфортное окружение. Она и к родителям смогла найти подход, поэтому, несмотря на все странности моего ребенка, у нас нет проблем с родителями его одноклассников.

Но в четвертом классе появились новые учителя: английского языка, физкультуры, музыки. И с их стороны я вижу уже полное непонимание.

Мне постоянно приходится им объяснять, что очень важно задать ребенку-аутисту правильный вопрос, чтобы получить на него ответ. Что мой сын может их не слышать, даже если слушает.

Что ему нужно прощать какие-то вещи, которые для других детей были бы недопустимыми, и так далее.

Как правило, дети-аутисты очень дисгармонично развиты (они идут впереди своих сверстников в одной области, но значительно отстают в других), поэтому для них чрезвычайно актуальна проблема составления индивидуальных планов обучения. Чтобы была возможность развиваться в том направлении, которое для них наиболее перспективно и интересно.

Тимур, например, научился читать бегло и по-русски, и по-белорусски в 5 лет. Еще в дошкольном возрасте он прочитал произведения, которые в обычной школе проходят в четвертом классе. У него хороший слух, прекрасное чувство ритма и прекрасная память. Информация, которая попадает в поле его восприятия, остается в памяти, кажется, навсегда.

При этом по математике в школе у Тимура очень скромные способности.

Сейчас Ирина и ее сын стоят на пороге средних классов.

И есть реальная угроза того, что придется переходить на домашнее обучение, так как средняя школа — это много новых учителей-предметников, обученных работать только со здоровыми детьми.

К тому же кадровый состав школ обновляется ежегодно в среднем на 10 процентов. Попробуй достучаться до каждого нового педагога! Но если человек все детство сидит в четырех стенах, то за их пределы он уже точно не выйдет.

«Лень души»

Мечта всех родителей детей с аутизмом — создание в школе института сопровождения. Так называемые тьюторы, которые все время пребывания в школе сопровождают особого ребенка, есть во многих странах.

Но в Беларуси родителям «аутят» в создании такого института было отказано. Как можно догадаться, по причине дороговизны индивидуального сопровождения.

Вместо того, чтобы помочь ребенку социализироваться, его фактически лишают возможности стать таким же, как и все, членом общества.

Некоторое время назад семьи, в которых воспитываются дети-аутисты, взяла под свое крыло православная церковь.

И первое, что было сделано — в семинарии ввели занятия, на которых будущим священникам рассказывают о том, как работать с такими семьями, как правильно реагировать, если ребенок в храме бегает, гасит свечи, валяется по полу.

Вот бы и в наших университетах будущим педагогам рассказывали о том, что в своей работе они могут столкнуться с необычными детьми…

Соня Шаталова написала в своем дневнике: «Разговаривали с Инной (это психолог, с которым Соня общается с помощью компьютера) о восприятии обычными людьми, в том числе врачами и педагогами, людей-инвалидов.

Я не совсем согласна, что причина негативного отношения только в страхе и бессилии непонимания. Я думаю, что и в глухоте сердца, сознательном нежелании в наши чувства вникать. Просто они ленятся.

А страх — это у впечатлительных».

Надежда Николаева, 17 апреля 2013 года.
Источник: газета «Звязда», в переводе: http://old.zviazda.by/ru/archive/article.php?id=110990&idate=2013-04-17

Источник: http://www.HappyDoctor.ru/obzor-pressy/autism-life

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.