Основные теории и гипотезы близорукости

Причины близорукости по Гельмгольцу

Основные теории и гипотезы близорукости

Если Вы решили восстановить зрение, Вам нужно сначала разобраться с тем, какие причины обуславливают самые распространенные нарушения зрения, такие, как близорукость и дальнозоркость. Нужно понимать, как устроен глаз, как человек видит, и почему зрение иногда становится хуже.

Это очень важно, потому что, только зная устройство глаза, и принцип его работы, можно понять, что реально способствует улучшению зрения. Делая упражнения, Вы будете тогда четко понимать, для чего они нужны, что происходит при этом с глазами, и каков должен быть результат.

В то же время хочу сказать, что процесс улучшения зрения — это не только физика. В деле восстановления зрения, как и в любом другом деле, за которое Вы беретесь, важен внутренний настрой. Представляйте себя хорошо видящим.

Рисуйте в своем воображении, что Вы хорошо видите, что Вы видите весь этот мир во всей красе.

Вам нужно принять внутри себя, что Вы видите все отчетливо и ясно, что у Вас стопроцентное зрение, и Вам нужно свыкнуться с этой мыслью.

Когда Вы идете по улице, или гуляете по лесу, смотрите на окружающий мир, а не уходите в свои мысли. Зрением нужно пользоваться, иначе зачем Вам хорошо видеть все вокруг? Любой орган, который не используется, атрофируется. Вам придется научиться пользоваться своим зрением.

Наблюдайте за окружающим миром, старайтесь подмечать малейшие подробности, любое движение. Наблюдайте появление в поле Вашего зрения людей, птиц, кошек. Замечайте, как падают листья, как раскачивает ветер ветви деревьев.

Итак, после этого небольшого отступления вернемся к глазу, и рассмотрим, как он устроен. Глаз можно сравнить с фотоаппаратом. Глазное яблоко содержит преломляющую систему с хрусталиком, которая собирает лучи, попадающие на глаз, и фокусирует на сетчатке внутри на задней части глаза. А зрительные нервы в сетчатке собирают информацию, и передают в мозг.

При близорукости человек хорошо видит близкие предметы. и плохо — далекие. Причина близорукости, когда человек видит плохо далекие предметы — фокусировка лучей происходит перед сетчаткой глаза, а не на ней.

При дальнозоркости человек хорошо видит далекие предметы, и не видит близкие. Причина дальнозоркости, когда человек плохо видит близкие предметы — фокусировка лучей за сетчаткой глаза.

Почему это происходит, объясняют две теории. которые коренным образом отличаются друг от друга. Одна из этих теорий предполагает возможность человека улучшить свое зрение с помощью упражнений, пальминга и соляризации, вторая — отрицает такую возможность.

Рассмотрим сначала теорию Гельмгольца, которая признана официальной наукой, но не предполагает возможность восстановления зрения без очков и операций.

Теория Гельмгольца

В преломляющей системе глаза есть специальная цилиарная мышца, сжимающая и разжимающая хрусталик глаза, и таким образом меняющая преломление лучей.

Когда человек рассматривает предметы вблизи, лучи идут с одного центра и расходятся в стороны, и их приходится сильнее преломлять, чтобы они собрались опять на сетчатке глаза. Хрусталик при этом сильнее сжимается.

Когда человек смотрит вдаль, лучи на глаз падают почти параллельно, и преломлять их нужно не так сильно. Хрусталик при этом должен становиться более плоским, чтобы фокусировка была на сетчатке.

Причина близорукости по Гельмгольцу — цилиарная мышца напрягается, а расслабиться не может, и хрусталик находится все время в сжатом состоянии. Таким образом, когда человек смотрит вдаль, лучи преломляются слишком сильно, и фокусировка происходит перед сетчаткой, а не на ней. Именно поэтому человек при близорукости дальние предметы плохо видит.

Деперь давайте разберемся с дальнозоркостью. Причина дальнозоркости по Гельмгольцу — цилиарная мышца слабая, и не может сжать должным образом хрусталик.

Рассмотрение дальних предметов не требует сильного преломления лучей, а вот при рассмотрении ближних предметов, лучи нужно сильнее преломлять — а хрусталик этого сделать не может.

Фокус находится за сетчаткой глаза, и фокусировка попросту не происходит. Именно поэтому человек при дальнозоркости плохо видит вблизи.

По теории Гельмгольца никакие упражнения восстановить зрение не помогут. Единственное, что можно сделать — это носить очки или линзы, или делать операцию. Для окулистов и производителей линз и очков теория хороша, так как обеспечивает бизнес клиентами, которые никогда не выздоравливают, а деньги платят. Но нам.

если мы хотим улучшить свое зрение без очков и операций, больше подойдет другая теория, которая уже доказала свою актуальность и жизнеспособность тем, что по ней восстановили свое зрение тысячи людей по всему миру.

В следующей статье Вы узнаете о теории Бейтса, который бросил вызов официальной науке, и дал шанс многим людям восстановить свое зрение без вмешательства врачей.

Более подробные сведения Вы можете получить в разделах “Все курсы” и “Полезности”, в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях. Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже:

    Подписаться на блог: Дорога к Бизнесу за Компьютером

Продолжаем рассматривать причины близорукости и дальнозоркости. В принципе, нас больше интересуют, наверное, не причины, а как от близорукости и дальнозоркости избавиться. Но, не зная, что происходит с глазом, когда он перестает хорошо видеть, трудно четко понять, что делать, и возможно ли вообще какое-то исцеление зрения.

Мы уже говорили о том, что существует две теории. Одна, принятая современной медициной, декларирует, что близорукость и дальнозоркость нельзя исправить упражнениями, соляризацией и пальмингом, а спасительными средствами являются очки, линзы и операции. Такие утверждения характерны для теории Гельмгольца.

Другая теория утверждает, что человек может сам, без помощи врачей и хирургических вмешательств, исправить свое зрение. И ему после этого не понадобятся никакие очки и линзы. Это — теория Бейтса, которую мы сейчас с Вами и рассмотрим.

Теория Бейтса

Уильям Бейтс полностью отвергает теорию Гельмгольца, и утверждает, что фокусировка глаза происходит не за счет изменения кривизны хрусталика, а за счет изменения длины глаза.

Вокруг глаза располагаются мышцы, которые не только двигают его в разные стороны, но могут также и сжимать таким образом, что глаз вытягивается, как огурчик.

Всего вокруг глаза располагаются шесть мышц: четыре продольные и две поперечные. Продольные мышцы двигают глаз вверх, вниз, вправо и влево. Поперечные мышцы обхватывают и сжимают глаз сверху и снизу.

Когда мышцы расслаблены, глаз приобретает сферическую форму, за счет внутреннего давления жидкости, которая находится внутри глаза.

Когда глаз круглый, он хорошо видит отдаленные предметы. Чтобы рассмотреть близкие предметы, человек расслабляет продольные мышцы, и напрягает поперечные. Глаз вытягивается, как огурец, сетчатка отодвигается дальше от хрусталика, и ловит фокус, который от близкорасположенных предметов будет дальше, чем от дальних. И тогда человек хорошо видит предметы вблизи.

Если ему опять нужно посмотреть вдаль, он моргает, и тем самым расслабляет поперечные мышцы. Продольными мышцами глаз подтягивается, принимает форму шара, и человек опять хорошо видит вдаль.

Выход — снять очки, или по максимуму отказаться от них, и научиться расслаблять с помощью упражнений поперечные мышцы, тренируя при этом продольные мышцы.

Причина близорукости по Бейтсу заключается в том, что поперечные мышцы не могут расслабиться. Они постоянно напряжены, и глаз постоянно вытянут. Это случается от физического и психического перенапряжения, от стресса. Если при этом начать носить очки, то напряженное состояние мышц закрепится — ведь если мышцы расслабятся, человек будет плохо видеть. Глаз попадает в ловушку.

Причина дальнозоркости по Бейтсу заключается в том, что поперечные мышцы глаза слабеют, и не могут сжимать глаз. Даже при рассмотрении близких предметов, глаз остается сферичным, и человек близкие предметы плохо видит.

Выход — снять очки, или хотя бы заменить их временно на более слабые, и тренировать поперечные мышцы. В то же время нужно научить продольные мышцы расслабляться, чтобы они не мешали вытягивать глазное яблоко.

Сам процесс восстановления зрения не будет происходить линейно. На этот момент стоит обратить особое внимание. Дело в том, что в процессе тренировки прогресс может остановиться, или даже пойти вспять, на какое-то время. И на этом многие спотыкаются, и бросают заниматься. В результате они остаются ни с чем.

А нужно было всего лишь продолжить занятия, несмотря ни на что. И тогда, через непродолжительный промежуток времени, опять будет прогресс, причем он может пойти более быстрыми темпами, чем раньше.

А ведь бывает, что все идет хорошо, и зрение уже почти стопроцентное, и тот — зрение опять ухудшилось. Ни в коем случае не бросайте заниматься из-за этого. а продолжайте идти к своей цели — стопроцентному зрению.

Зрение, особенно ослабленное, может изменять свою остроту каждую минуту. Например, оно может значительно улучшаться после работы с таблицами, или после занятий с эмулятором очков Панкова.

Оказывается, можно заставить свои глаза видеть лучше, присмотревшись к тому объекту, который Вас интересует. Но пока глаза слабые, это можно сделать только на короткий промежуток времени. Такое зрение можно назвать пиковым, а обычное — постоянным.

В процессе тренировок и пиковое, и постоянное зрение будет улучшаться.

Более подробные сведения Вы можете получить в разделах “Все курсы” и “Полезности”, в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях. Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже:

    Подписаться на блог: Дорога к Бизнесу за Компьютером

Источник: http://pro444.ru/interest/prichiny-blizorukosti-po-gelmgolcu.html

Как правильно лечить приобретённую близорукость, основываясь на адаптационной теории? | Советы доктора

Основные теории и гипотезы близорукости

Адаптационная теория хороша тем, что с её помощью представляется возможным определить место  изменения баланса зрительных нагрузок в образовании рефракции и их связь со зрительным утомлением хронического характера.

Эпидемиология

Проблема поиска адекватного лечения приобретённой близорукости, или миопии остаётся и по сей день очень актуальной, так как около 50% всех выпускников школ имеют миопию разных степеней  тяжести.

Также  не снижается и число пациентов с инвалидностью по данному заболеванию.

Несомненным является тот факт, что  правильные и  достаточные знания в области рефрактогенеза  помогают отыскать необходимое верное решение в деле терапии.

В связи с чем возникает миопия?

Точек зрения на сегодняшний день существует много и порой они  противоположны друг другу. Таким образом, существует большое количество разных методик по восстановлению зрения.

В середине 19 века Г. Коном  и Ф.Ф. Эрисманом было установлено, что главную роль в развитии миопии играет  зрительная нагрузка.  Чуть позже в 1913 году  была предложена теория наследственно-биологического толка. Профессором Э.С. Аветисовым была предложена  гипотеза о том, что аккомодация регулирует рефрактогенез, а её нарушение  неизменно приводит к миопии.

В 1988 году профессор В.В. Волков предположил, что причины близорукости на начальных этапах можно определить как приспособление глаз к специфическим условиям работы, когда расстояние от глаз  до объекта мало. На данный момент проводятся исследования роли ретинального дефокуса в развитии миопии.

Получены данные, что несовпадение  фокуса лучей с поверхностью сетчатки оказывают серьёзное воздействие на рост глаза.
Общепринятым является мнение о воздействии на рефрактогенез как генетических, так и  внешних факторов окружающей среды.

Изученность данных факторов ещё неполноценна, поэтому меры воздействия на приобретённую миопию и точки приложения часто не являются системными.

Несмотря на генетическое происхождение  проблем миопии, всё же  адаптивный характер данной патологии  просматривается во многих моментах, поэтому стоит подробно рассмотреть его с позиции адаптационной теории.

О теории адаптации

В этой теории большое внимание уделяется процессам адаптации организма к условиям окружающей среды. Мышечная активность и нагрузка является одним из  механизмов адаптации. Однако стоит отметить, что у каждого органа есть свой предел работы и если он не будет достаточно отдыхать наступит декомпенсация и истощение. В таких случаях возникает дизадаптация и болезнь.

Адаптация бывает:

  1. Генотипическая. Регуляция её происходит посредством генетических кодов. Окончательной её целью является нормальное формирование рефракции, которая обеспечит универсальное зрение, то есть человек при таком зрении должен одинаково хорошо видеть и далёкие, и близкие предметы.
  2. Фенотипическая.  Она формируется под воздействием условий внешней среды и  разделяется на несколько видов: активная, пассивная и дизадаптация.  Активная адаптация  осуществляется  через развитие специфических реакций, которые направлены на поддержание  постоянства внутренней среды организма — гомеостаза. Пассивная адаптация возникает при изменении гомеостаза. Здесь происходит снижение энергопотребления, что ведёт к снижению работоспособности. Дизадаптация – это ни что иное, как расстройство адаптации, которое проявляется  болезнью. При этом состоянии нарушается гомеостаз и возникают патологические реакции, которые изменяют нормальное функционирование организма.

Механизмы фенотипической адаптации в современном мире постоянно подвергаются модификации. Если резервы организма для адаптации достаточны, нагрузки  будут переноситься адекватно.

При этом активная адаптация способствует  устойчивости к физическим нагрузкам мышечного аппарата глаза и  увеличивает тренированность  глаза.  Если же резервы адаптации низки, в ход идёт пассивный вариант: глазное яблоко увеличивается в размерах, удлиняется  зрительная ось.

 Целью пассивной адаптации является снижение  нагрузок на цилиарные мышцы. Однако  не всегда снижение  нагрузки на мышцы возможно.

При высоких конвергенционных нагрузках, то есть при  работе на близком расстоянии от глаз, происходит  формирование миопического дефокуса с образованием ложной близорукости, которая постепенно переходит  в осевую, а та в свою очередь прогрессирует.

Пассивная адаптация проходит  длительное время и связана с изменением характера нагрузок. На первых порах она может ничем и не проявляться, поэтому часто её не замечают.

Профилактические мероприятия  необходимо проводить уже с 6-7 летнего возраста и до 25 лет.

Причём необходимо осознавать, если у ребёнка уже есть проявления миопизации, его адаптационных механизмов недостаточно для  приспособления к новым нагрузкам.

Существует необходимость создания  повышенных функциональных возможностей. Достигается это  тренировками  вергенционно-аккомодационного аппарата.

Дизадаптация

Часто нагрузки на зрительный аппарат настолько велики, что развивается дизадаптация. Хроническое зрительное утомление  проявляется:

  • астенопическими жалобами;
  •  мышечным гипертонусом;
  • снижением способности к функционированию глазодвигательных и цилиарной мышц;
  • диссоциацией бинокулярного зрения;
  • нарушение гемо- и гидродинамики глаз.

Исследования показывают, что при близорукости у детей выявлялась гипоперфузия тканей кровью, что приводило к нарушению питания и  атрофии цилиарной мышцы и склеры.

В связи со всем выше сказанным можно  сделать заключение в контексте теории адаптации. Приобретённая близорукость это мощный вид рефракции, который сформировался  в постнатальном периоде развития  при сниженных условиях адаптации зрительного аппарата к нагрузкам. Кроме того,  возникали эпизоды дизадаптации.

Лечебно-профилактические мероприятия

Для того, чтобы коррекция близорукости прошла успешно, необходимо действовать комплексно. Для этого требуется восстановление  баланса нагрузок на зрительный аппарат, повышение устойчивости к нагрузкам конвергенционно-аккомодационной системы, восстановление бинокулярного взаимодействия.  Также для дали создаются дополнительные стимулы:

  • «микрозатуманивание» положительными линзами сферического типа;
  • Дивергентная дезаккомодация призмами;
  • Регулярные тренировки зрительного аппарата.

Для восстановления исходной работоспособности глаза могут применяться лекарственные препараты, физиопроцедуры, однако для повышения обычного уровня работоспособности используются  методы мышечной тренировки, оптико-рефлекторные упражнения при близорукости, цветовая стимуляция.

Недостаточно на сегодняшний день используется потенциал оптико-рефлекторных упражнений с применением призматических и сферических линз. Для осуществления этой методики создано большое количество тренажёров (например,  тренажёр «Зеница» очень удобен для использования дома, «Визотроник» часто используется в  медицинских центрах).

Если имеются признаки дизадаптации к оптико-рефлекторным методикам, добавляются лекарственные препараты, которые способны вывести из мышц и других тканей глаза продукты обмена и распада. Основой лечения  дизадаптации является всё же не выведение продуктов метаболизма, а восполнение энергетических затрат и недостаточности в цилиарной мышце.

  • Анастасия
  • Распечатать

Источник: https://sovdok.ru/?p=2714

Основные теории и гипотезы патогенеза приобретенной близорукости

Основные теории и гипотезы близорукости

J. Otsuca связывает возникновение миопической рефракции с патологическим тонусом цилиарной мышцы, приводящим к ослаблению аккомодации. Вследствие этого цилиарная мышца, а затем и сосудистая оболочка атрофируются, и склера подвергается растяжению.Основные теории и гипотезы патогенеза приобретенной близорукости

Конвергенция

F. Arlt, 1876 высказал мнение о связи миопии с конвергенцией. Он полагал, что при зрительной работе на близком расстоянии нижняя косая и наружная прямая мышцы оказывают давление на ворикозную вену, усиливается кровенаполнение сосудистой оболочки и повышается ВГД.

Изменения, происходящие внутри самого хрусталика

A. Gullstrand первым изучил механизм изменений, происходящий внутри самого хрусталика. Он выделил в веществе хрусталика две поверхности с разными коэффициентами преломления. Во время аккомодации обе поверхности стремятся принять сферическую форму, но внутренняя, изменяется более резко. Общий показатель преломления при аккомодации увеличивается.

Конвергентно-аккомодационно-гидродинамическая теория

Согласно конвергентно-аккомодационно-гидродинамической теории А.И. Дашевского в основе миопизации глаза лежит ослабление аккомодационной способности цилиарной мышцы вследствие вегетативной дистонии и неблагоприятных условий зрительной работы вблизи.

Это ведет к формированию преморбитного состояния — предспазма, а при его усилении спазма аккомодации, возникает заторможенность конвергентного, аккомодационного и зрачкового рефлексов, что приводит к стойкому напряжению экстраокулярных мышц.

Повышение внутриглазного давления при временных конвергентных удлинениях глаза и накопление остаточных микродеформаций в склере приводит к развитию осевой миопии.

Избыточное напряжение ослабленной аккомодации

В работах А.П. Нестерова указывается на взаимосвязь анатомических особенностей миопического глаза с избыточным напряжением ослабленной аккомодации, вследствие чего возникает застойная гиперемия в задних отделах, приводящая к трофическим расстройствам в склере и ее растяжению.

W. Comberg полагает, что растяжение склеры, ослабленной под влиянием неблагоприятных факторов, происходит в результате суммации кратковременных повышений ВГД во время миганий и движений глаз при чтении. С.Г. Кривенков считает, что повышение ВГД при временных конвергентных удлинениях глаза увеличивает динамическую нагрузку на склеральный контур глаз.

Трехфакторная теория происхождения миопии была сформулирована Э.С. Аветисовым.

По этой теории, в механизме происхождения миопии можно выделить основные звенья: несоответствие между возможностями ослабленного аккомодационного аппарата глаз и зрительной нагрузкой и ослабление прочностных свойств склеры и ее растяжение под влиянием внутриглазного давления.

Также в происхождении миопии существенное значение имеет генетический фактор. По мнению автора, при ослабленной аккомодации усиленная зрительная работа на близком расстояиии-становится для глаз «непосильной нагрузкой».

В этих случаях организм вынужден так изменить оптическую систему глаз, чтобы приспособить ее к работе на близком расстоянии без напряжения аккомодации. Это достигается за счет удлинения переднезадней оси глаза в период его роста. Причину ослабленной аккомодации автор видит в недостаточном снабжении цилиарной мышцы кровью, из-за врожденной морфологической неполноценности, ее недостаточной тренированности, а также в результате общих нарушений и заболеваний организма.

По гипотезе Н.М. Сергиснко и Ю.Н. Кондратенко, основным патогенетическим фактором роста, рефрактогенеза и миопизации человеческого глаза выступает комплекс: «офтальмотонус — прочностные свойства капсулы глаза», определяющим звеном которого является внутриглазное давление, уровень и динамика которого зависят от изменений в углу передней камеры.

Срыв физиологической системы

По мнению ряда авторов, близорукость развивается в результате срыва физиологической системы: гемодинамика и гидродинамика — работа аккомодационного аппарата — биоэнергетические процессы в зрительном анализаторе.

Авторы отмечают влияние на нарушения аккомодации симпатической и парасимпатической иннервации аккомодационных мышц (состояние шейного симпатического ствола и верхнего симпатического узла, гипоталамуса, парасимпатических мелкоклеточных непарных ядер Перлиа и Якубовича-Вестфаля-Эдинберга в системе глазодвигательных нервов), что часто связано с редуцированным кровотоком в вертебробазилярном бассейне головного, мозга. И. Г. Еременко, Д.О. Кенджасва считают, что прогрессирование миопии происходит на фоне патологии шейного, отдела позвоночника и сопровождается 1 нарушением церебральной гемодинамики, нарушениями функции аккомодации. Т.И. Бессонова, считает, что в генезе приобретенной миопии имеет значение активация протеолитических ферментов после травмы орбитальной локализации. Перед применением советов и рекомендаций, изложенных на сайте Medical Insider, обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Приглашаем подписаться на наш канал в Яндекс Дзен

 

Источник: https://medicalinsider.ru/rubrics/osnovnye-teorii-i-gipotezy-patogeneza-priobretennojj-blizorukosti/

Какие основные причины близорукости и как противостоять заболеванию?

Основные теории и гипотезы близорукости

Одним из самых распространенных дефектов зрения является миопия или близорукость. При этом нарушении фокус лучей света смещен, и изображение формируется не на сетчатке, а перед ней. Поэтому человек с миопией плохо различает предметы, находящиеся на удалении от него. Каковы основные причины близорукости и можно ли предотвратить развитие этого нарушения?

В наше время достаточно много людей имеют нарушения зрения, поэтому вопросы изучения причин развития близорукости и профилактики этого заболевания являются чрезвычайно важными. Основной причиной смещения фокуса является увеличения глазного яблока в длину. Чем больше это увеличение, тем хуже зрение человека вдаль.

Но какие же причины приводят к изменению размеров глаза? Считается, что близорукость может быть вызвана, как физиологическими причинами, так и особенностями психологического состояния.

Причины физиологические

Медики рассматривают, в основном, именно физиологические причины развития и прогрессирования близорукости.

Высокие зрительные нагрузки

Одной и наиболее частых причин развития миопии являются высокие зрительные нагрузки, приводящие к переутомлению глазных мышц. Этот тип миопии считается наиболее благоприятным и легче всего поддается лечению.

Факторы, которые вызывают напряжение глазных мышц и способствуют развитию приобретенной миопии:

  • несоблюдение режима работы и отдыха;
  • плохое освещение при зрительной нагрузке;
  • длительная работа за компьютером;
  • плохое питание (недостаточно количество витаминов).

Совет! Миопия, вызванная повышенными нагрузками, редко превышает степень в 4,0 диоптрии. Специфического лечения, как правило, не требуется, достаточно делать специальные упражнения на расслабления, подобрать очки или линзы. Либо выполнить лазерную коррекцию.

Изменения в склере

Близорукость, вызванная патологическими изменениями в склере, является быстропрогрессирующей. Этот вид заболевания встречается примерно в 10% случаев. Чаще всего, причиной патологических изменений склеры является наследственный фактор, вследствие чего у человека отмечается врожденная слабость соединительной ткани.

Проявляется такая миопия в раннем возрасте и может прогрессировать до 35 лет, достигая уровня 25 диоптрий. Ухудшение остроты зрения может протекать постепенно или скачкообразно.

Совет! Способствовать ухудшению остроты зрения при наследственной предрасположенности могут хронически протекающие инфекции, травмы, частое физическое переутомление.

Смешанный тип миопии

Примерно у 25% больных с миопией заболевание вызвано сразу двумя факторами:

  • врожденной слабостью соединительной ткани;
  • высокими зрительными нагрузками.

То есть, этот тип болезни занимает промежуточное положение между первым и вторым типом заболевания. При смешанном типе миопии уровень падения зрения достигает 7-8 диоптрий.

Внутриглазное давление

Относительно редко (примерно в 2% случаев) развитие близорукости провоцируется ювенильной глаукомой, то есть, повышением внутриглазного давления. При таком типе заболевания больной должен регулярно проходить обследования для контроля внутриглазного давления.

Это позволит своевременно заметить начало развития юношеской глаукомы. При этом виде миопии не рекомендуется выполнять лазерную коррекцию, так как слишком велик риск развития осложнений.

Психологические причины

В последнее время медики обращают внимание на психосоматические факторы развития заболеваний. То есть, на связь психологических причин и физических изменений тела. Так, близорукость может быть вызвана нежеланием видеть то, что окружает человека.

Основной психосоматической причиной развития близорукости стоит признать страх перед будущим. Объяснить это очень просто, человеку страшно смотреть вдаль, поэтому его тело «откликается» на его страх и не позволяет видеть предметы, расположенные на удалении. Основные страхи, которые могут способствовать развитию близорукости:

  • неуверенность в себе;
  • постоянное воображение негативных сценариев развития будущего;
  • страх любых перемен, пессимистичный настрой;
  • страх перед критикой.

Совет! Подобные психологические проблемы часто возникают в подростковом возрасте, поэтому именно в этот период жизни у многих детей происходит ухудшение зрения.

Профилактика

Если предотвратить развитие близорукости, вызванной наследственными факторами, практически невозможно, то устранить другие причины, способствующие развитию этого недуга вполне возможно.

Профилактику миопии следует начинать с раннего возраста. Профилактические мероприятия предельно просты и, в принципе, всем известны. Главное, выполнять их самим и приучить к этому своих детей.

  • Нельзя читать и писать в неподходящих условиях, а именно: при плохом освещении, в транспорте при тряске, в положении лежа и пр. Все это приводит к излишнему напряжению глаз.
  • Нужно дозировать зрительные нагрузки. Многие виды деятельности требуют значительного зрительного напряжения. Нужно приучить себя делать небольшие перерывы для отдыха, отрываясь от работы каждые два часа.
  • Правильный выбор освещения. Важный момент организации рабочего места – это освещение. Свет не должен быть тусклым, но и слишком яркое освещение не является нормой. Рабочие поверхности (например, клавиатура компьютера) не должны бликовать.
  • Нужно следить за питанием, оно должно быть полноценным, содержать достаточное количество витаминов. При повышенных зрительных нагрузках, стоит принимать специальные комплексы витаминов для глаз. Какой именно комплекс выбрать, подскажет врач.
  • Если человек долго работает за компьютером, у него пересыхает поверхность глаз. Поэтому стоит периодически закапывать в глаза специальные капли – аналог человеческой слезы.

Совет! Если у одного или обоих родителей ребенка имеется близорукость, то им следует с особым вниманием отнестись к профилактике развития заболевания у малыша.

Гимнастика

Для снятия напряжения с глаз стоит периодически делать специальную гимнастику. На выполнение комплекса уйдет всего несколько минут, поэтому даже очень занятые люди смогут найти время на профилактику развития миопии.

  • Бабочка. Для того чтобы увлажнить слизистую глаза рекомендуется периодически отрываться от дел и быстро моргать веками на протяжении нескольких секунд, затем сделать небольшой перерыв и повторить упражнение.
  • Циферблат. Нужно представить, что перед вами находится большой циферблат, по которому плавно движется секундная стрелка. Следим за стрелкой, делая глазами круговые движения. Проделываем это упражнение сначала по часовой стрелке, а затем против ее движения
  • Пять секунд. Еще одно простейшее упражнение: нужно крепко зажмурить веки, считая про себя до пяти, затем широко распахнуть глаза, также ровно на 5 секунд. Повторить не менее пяти раз.
  • Знак бесконечности. Упражнение аналогичное предыдущему, только «рисовать» нужно не круг, а лежащую на боку восьмерку.
  • Следим за пальцем. Подносим палец к носу, затем вытягиваем руку вперед. Внимательно следим за пальцем глазами.

Итак, причины близорукости у детей могут быть обусловлены, как наследственными факторами, так и зрительным перенапряжением. Чтобы избежать развития миопии, необходимо предпринимать меры профилактики и регулярно делать расслабляющую гимнастику. Возможность коррекции близорукости путем проведения операции необходимо обсуждать с врачом. В некоторых случаях такая коррекция противопоказана.

Источник: https://poglazam.ru/blizorukost/prichiny-blizorukosti.html

БЛИЗОРУКОСТЬ

Основные теории и гипотезы близорукости

Близорукость (миопия) — недостаток зрения, при котором хорошо видны близкие предметы и плохо — отдаленные.

Является результатом повышенной преломляющей силы оптических сред глаза (роговицы, хрусталика) или слишком большой длины оси (при нормальной преломляющей силе) глазного яблока.

При близорукости входящие в глаз параллельные лучи, идущие от отдаленного предмета, собираются не на сетчатке (что нужно для ясного зрения), а перед ней.

По степени близорукости различают низкую (до 3 диоптрий включительно), среднюю (от 3 до 6 диоптрий включительно) и высокую (более 6 диоптрий); по течению — стационарную, медленно прогрессирующую (увеличение менее чем на 1 диоптрию в течение года) и быстро прогрессирующую (1 диоптрия и более в течение года), а также неосложненную и осложненную близорукость.

При наличии осложнений последние различают по форме (хориоретинальная, витреальная, геморрагическая и смешанная), стадии морфологических (начальная, развитая, далеко зашедшая) и функциональных изменений — степень снижения остроты зрения с коррекцией (первая — до 0,5. вторая — до 0,2, третья — до 0,05, четвертая — от 0,04 и ниже).

Этиология и патогенез

Близорукость обусловлена как удлинением переднезадней оси глазного яблока, так и чрезмерной преломляющей силой его оптических сред.

Возникновению и развитию близорукости способствует напряженная зрительная работа на близком расстоянии при неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях, и в первую очередь плохом освещении, гиподинамия, наследственное предрасположение организма к прогрессирующему растяжению глазного яблока под влиянием общих инфекций и интоксикаций, эндокринных сдвигов, нарушение обмена веществ и многие другие причины. Как установлено в последние годы, у близоруких чаще, чем у здоровых, нарушается осанка, развивается сколиоз и плоскостопие, что в свою очередь отрицательно влияет на состояние внутренних органов, вызывая повышенное общее утомление.

Клиническая картина

Обнаруживается понижение остроты зрения вдаль; приставление к глазу рассеивающих линз улучшает зрение.

Близорукость чаще всего развивается в 8—11-летнем возрасте, при этом, если отсутствует надлежащее лечение, степень близорукости из года в год может постепенно увеличиваться.

В наиболее тяжелых случаях рост глаза принимает патологический характер, вызывая дистрофические изменения в сетчатке, кровоизлияния, помутнения стекловидного тела, расходящееся косоглазие и др.

Диагноз устанавливают определением преломляющей способности глаза. В случаях осложненных форм близорукости с помощью офтальмоскопии и других методов устанавливаются характерные изменения со стороны глубоких оптических сред и глазного дна.

Лечение

Острота зрения вдаль улучшается при приставлении к глазу рассеивающих (со знаком минус) линз. Так, при низкой и средней степенях близорукости назначают почти полную или полную оптическую коррекцию для дали и более слабые (на 1 — 3 диоптрии) линзы для работы вблизи.

Для детей с высокой степенью близорукости показана постоянная оптическая коррекция (по индивидуальной переносимости). Для восстановления нормальной работоспособности цилиарной мышцы эффективны упражнения по методу Э. С. Аветисова и К. А.

Мац, а также тренировки для дали и на близком расстоянии от глаз по А. И. Дашевскому.

Предупреждению осложнений близорукости и ее прогрессирования способствует применение ряда медикаментозных средств. Полезен прием внутрь глюконата кальция (по 0,5 г перед едой) в течение 2 недель.

Способствует укреплению склеры и аскорбиновая кислота, которая улучшает обменные процессы в тканях глаза и участвует в синтезе коллагена в склере (по 0,05—0,1 г 2—3 раза в день в течение 3—4 недель).

Показаны сосудорасширяющие средства периферического действия: никотиновая кислота (по 0,005—0,05 г 3 раза в день после еды, курс 20 дней), галидор (0,05—ОД г 2 раза в день, курс 2—3 недели), нигексин (0,125— 0,25 г 3 раза в день, курс лечения 30 дней), трентал (0,05—0,1 г 3 раза в день, в течение 30 дней).

При хориоретинальных осложнениях назначаются субконъюнктивальные инъекции 0,2 % раствора АТФ по 0,2 мл ежедневно (на курс 10—12 инъекций) и 1 % раствор рибофлавина-мононуклеотида по 0,2 мл ежедневно (на курс 15—30 инъекций).

В случаях осложненной близорукости можно применять тканевые препараты (экстракт алоэ, ФиБС, стекловидное тело, торфот), лучшим из которых является взвесь плаценты, Ее вводят под кожу по 1 мл 1 раз в 7—10 дней, на курс 3—4 инъекции. Курсы повторяют через 3—6 месяцев.

Тканевую терапию не следует проводить в период полового созревания.

Профилактика

Существующие гипотезы и теории происхождения близорукости освещают лишь те или иные стороны развития, а не причины и истоки ее возникновения и, естественно, не могут составить основу первичной профилактики этого страдания.

Исследования, проведенные сотрудниками клинического отделения адаптации зрения Научно-исследовательского института медицинских проблем Севера Сибирского отделения АМН СССР под руководством В. Ф.

Базарного, показывают, что частота возникновения близорукости обусловлена в основном комплексом факторов закрытых помещений и ограниченных пространств, которые в наибольшей степени снижают общую двигательную и пространственно-зрительную активность, а также способствуют росту нагрузки на орган зрения.

Гармоничное сочетание в режиме дня детей общей двигательной и пространственно-зрительной активности является одним из первостепенных условий для реализации высоких потенциальных возможностей органа зрения, в том числе и состоятельности его относительно зрительных нагрузок на близком расстоянии.

Указанные исследования позволили не только сформулировать концепцию происхождения близорукости, но и разработать методические подходы к ее массовой первичной профилактике, в основе которых лежат широкие физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Методика включает два раздела: дошкольный и школьный.

По первому разделу работа проводится в детских дошкольных учреждениях и заключается в обучении детей чтению в условиях максимального удаления от глаз специально увеличенного шрифта (например, касс букв и слогов, имеющихся в каждом детском саду) с последующим переходом в течение года к букварю.

Профилактические мероприятия второго раздела носят зрительно-игровой характер; называется он «Методика коллективных офтальмо-тренажей». Осуществляется с помощью специального общего для всей школы пульта управления из 4 электролампочек, покрытых плафонами с нарисованными на них сюжетами, которые монтируются в каждом классе в виде светоиллюминационной системы.

Несколько раз в день в середине каждого урока дежурный включает пульт управления, и в каждом классе одновременно высвечивается один из объектов системы. Дети встают.

Через 5—10 секунд возникает эффект «бегущего огонька», поочередно высвечиваются все четыре объекта, следя за которыми дети совершают совместные движения глазами, головой и всем корпусом в течение одной-полутора минут.

Для предупреждения дальнейшего прогрессирования болезни у лиц, страдающих близорукостью, прежде всего следует создать наиболее благоприятные условия зрительной работы, исключающие возможность быстрого утомления глаз и необходимость их чрезмерного приближения к книге, тетради и т. п.

Источник: http://it-med.ru/library/b/miopia.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.