Пещерный инстинкт может объяснить нашу веру в богов и духов

Возникновение религии у первобытных людей

Пещерный инстинкт может объяснить нашу веру в богов и духов

За сотни тысяч лет жизни первобытных людей на Земле они многое узнали и многому научились.

Люди заставили служить себе могучую силу природы – огонь. Они научились плавать на лодках по рекам, озёрам и даже морям. Люди выращивали растения и приручали животных. С луком, копьями и топорами они охотились на самых крупных зверей.

Всё же первобытные люди были слабы и беспомощны перед силами природы.

Сверкающая молния ударяла с оглушительным грохотом в жилище людей. У первобытного человека не было от неё никакой защиты. Древние люди были бессильны бороться с бушующим лесным пожаром. Если им не удавалось убежать, они погибали в пламени.

Внезапно налетавший ветер перевёртывал, как скорлупки, их лодки, и люди тонули в воде.

Первобытные люди не умели лечиться, и от болезней умирал один человек за другим.

Древнейшие люди пытались лишь как-нибудь убежать или спрятаться от угрожавших им опасностей. Так продолжалось сотни тысяч лет.

По мере того как у людей развивался ум, они пытались объяснить себе, какие же силы управляют природой. Но первобытные люди не знали многого из того, что мы знаем сейчас о природе. Поэтому они объясняли явления природы неверно, ошибочно.

2. Как появилась вера в «душу»

Первобытный человек не понимал, что такое сон. Во сне он видел людей, находившихся далеко от того места, где он жил. Видел он и тех людей, которых давно не было в живых.

Люди объясняли сны тем, что в теле каждого человека живёт «душа» – «дух». Во время сна она будто бы выходит из тела, летает по земле, встречает «души» других людей.

С возвращением её спавший просыпается.

Смерть казалась первобытному человеку похожей на сон. Она наступала будто бы оттого, что «душа» покидала тело. Но люди думали, что «душа» умершего оставалась поблизости от тех мест, где он жил раньше.

Люди верили, что «душа» умершего старейшины продолжает заботиться о роде, как он сам заботился при жизни, и просили у неё защиты и помощи.

3. Как люди создали богов

Первобытные люди думали, что «душа» – «дух» есть у животных, у растений, у неба, у земли. «Духи» могут быть злыми и добрыми. Они помогают или мешают на охоте, вызывают болезни у людей и животных. Главные «духи» – боги управляют силами природы: они вызывают грозу и ветер, от них зависит, взойдёт ли солнце и наступит ли весна.

Богов первобытный человек представлял себе в виде людей или в виде животных. Как охотник бросает копьё, так и бог неба бросает огненное копьё-молнию.

Но копьё, брошенное человеком, пролетает несколько десятков шагов, а молния пересекает всё небо. Бог ветра дует, как и человек, но с такой силой, что ломает вековые деревья, поднимает бурю и топит лодки.

Поэтому людям казалось, что хотя боги подобны человеку, но гораздо сильнее и могущественнее его.

Вера в богов и в «духов» называется религией. Возникла она несколько десятков тысяч лет назад.

4. Молитвы и жертвы

Охотники просили у богов послать удачу на охоте, рыболовы просили тихой погоды и обильного улова. Земледельцы просили у бога вырастить хороший урожай.

Из дерева или из камня древние люди вырезали грубое изображение человека или животного и считали, что бог вселяется в него. Такие изображения богов называются идолами.

Чтобы заслужить милость богов, люди молились идолам, униженно кланялись им до земли и приносили подарки – жертвы. Перед идолом резали домашних животных, а иногда и человека. Губы идола обмазывали кровью в знак того, что бог принял жертву.

Религия приносила первобытным людям большой вред. Всё, что происходило в природе и в жизни людей, она объясняла волей богов и духов. Этим она мешала людям искать правильное объяснение явлений природы.  Кроме того, люди губили много животных и даже людей, принося их в жертвы богам.

Заключение –  жизнь первобытных людей

Несколько сот тысяч лет люди жили первобытными стадами, и десятки тысяч лет они жили родами и племенами. С орудиями труда из камня и дерева, а позднее также из кости и рога первобытные люди едва добывали себе средства к жизни и часто голодали.

Благодаря труду людей их жизнь постепенно изменялась. Они стали строить жилища, делать одежду, заниматься земледелием и скотоводством. Изменились и сами коллективы людей: род был гораздо более прочным и лучше организованным коллективом, чем первобытное стадо.

Но было и много сходного между первобытным стадом и родом- люди трудились сообща, вместе владели имуществом. Такой порядок жизни, при котором первобытные люди сообща трудились, имели общее имущество, были равны между собой, называется первобытно общинным строем.

Источник: http://hist-world.com/istoriya-drevnego-mira/288-vozniknovenie-religii-u-pervobytnykh-lyudej.html

Возникновение и становление древних религиозных верований

Пещерный инстинкт может объяснить нашу веру в богов и духов

Учитель истории: Ковтун Лариса Николаевна

ГУ «Специальная (коррекционная) школа—интернат № 2»

Цель урока: довести до сознания детей становление древних религиозных верований, раскрыть содержание понятий о религии и мифологии. Раскрыть причины возникновения религий.

Задачи:

  • Образовательная: сформировать представления о религии и мифологии. Обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «мифы».
  • Развивающая: развивать умение творчески мыслить, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, анализировать исторические факты.
  • Коррекционная: работать над значением и проговариванием новых терминов, адекватно оценивать свою работу и работу учащихся.
  • Воспитательная: работать над развитием нравственных качеств учащихся, воспитыватьуважение к различным религиям народов.

Методы: словесно-иллюстративный, частично-поисковый, интерактивный, беседа, рассказ.

Оборудование: карта мира, справочная литература, тетради, схемы, таблицы.

Сверхзадача: сформировать умственные навыки и умения, создать условия для развития интеллекта и творческого потенциала.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

2 этап — актуализация опорных знаний

Постановка проблемы, мотивация: что такое религия? Что такое атеизм? Какие бывают религии? В чём взаимосвязь религии и политики?

3 этап — изучение нового материала. Объявление темы, целеполагание

Рассказ учителя:
Существовали ли когда-нибудь племена людей, у которых не было бы никаких религиозных представлений? Эдуард Тейлор, известный исследователь первобытной культуры в своей книге «Первобытная культура» представил огромное количество мифов разных народов мира, и пришёл к выводу, что таких племён не существует.

У исследователя, стремящегося заглянуть в прошлое, имеется в распоряжении два инструмента.

Первый — археологические находки, второй — это мифы, легенды. При сопоставлении мифов с археологическими находками неизбежно напрашивается вывод о том, что с самых первых своих шагов по земле человек всегда ощущал рядом с собой присутствие таинственной незримой силы, от которой во многом зависела его жизнь.

В глубокой древности человек не отделял себя от природы, но это не значит, что он не стремился объяснить мир, в котором жил. Одним из первых способов постижения мира был связан с перенесением человеком своих собственных свойств и ощущений на весь окружающий мир. Так появилась вера в то, что природа — живая.

Камни, деревья, реки, облака — всё это живые существа, только не похожие на человека, как не похожи на него тигр, слон, медведь. И те, что отличаются от человека слишком сильно, могут обладать и совершенно особыми, непонятными и недоступными людям свойствами.

Огонь обжигает, молния убивает, гром гремит, так, как не под силу крикнуть ни одному человеку.

Люди наблюдали, как из земли появились ростки. Они крепли, становились деревьями, значит, кто-то заботился о том, чтобы вырастить для них съедобные плоды, кто-то населил земли, воды и небеса животными, рыбами, птицами.

Кто-то, наконец, произвёл на свет самого человека. Чуткий, настороженный, внимательный, человек древнейших времён просто не мог не ощутить незримо присутствующую в мире силу, от которой зависели и жизнь, и смерть.

Часто изучая первобытные верования, учёные встречают почитание этой силы в лице Богини — Матери.

Культ богини-матери.

Зарождение одного из самых древнейших религиозных культов отделяют от наших дней десятки тысяч лет.

Археология даёт нам поразительные свидетельства всеобщего распространения культа Богини-матери в эпоху каменного века. От Пиренеев до Сибири и по сей день находят женские фигурки, вырезанные из камня и кости.

Древнейшее найдено в Австрии, его условно называют «венерами». Всех их объединяет одна важная черта. Руки, ноги, лицо— едва намечены.

Главное, что привлекает первобытного художника, — это органы деторождения и кормления.

История времён освоения Северной Америки рассказывает, что генерал Гаррисон как-то призвал вождя племени Шауни Текумсе (1768–1813), чтобы обсудить с ним некоторые вопросы.

Когда индеец вошёл, генерал обратился к нему со словами: «Подойди сюда, Текумсе, и присядь около своего отца».» Ты — мой отец? — сурово спросил вождь. — Нет! Вот это солнце (он указал на небо) — мой отец, и земля — моя мать.

Я останусь на её груди». С этими словами он уселся на землю.

Интересное поверье существует у некоторых южноамериканских индейцев. При землетрясении они обычно говорят, что это Мать — земля пляшет и повелевает людям поступать, как она. И вот при первых подземных толчках индейцы, вместо того чтобы предаваться панике, начинают танцевать и веселиться.

Достойно ли считать эту веру древних лишь плодом невежества и заблуждений? Не свидетельствует ли это о том, что одушевлённая природа была ближе и понятнее древним с их сильной интуицией, чем современному человеку? Да, впрочем, и в более поздние времена в религии и философии идея одушевлённости мира не умерла. Она продолжала жить и в мировоззрении греков, и в мистической философии новой Европы. Она звучит горячим убеждением в известных словах Тютчева:

    Не то, что мните вы, природа:Не слепок, не бездушный лик —В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык —

Теперь становится понятным тот факт, что в глубокой древности у некоторых народов жреческие (религиозные) функции принадлежали преимущественно женщинам.

Так, у некоторых индейцев существует сказание о том, что «обряды плодородия» были учреждены женщинами По одному ирокезскому преданию, первая женщина, основательница земледелия, умирая, завещала протащить своё тело по земле, и там, где оно касалось почвы, вырастал обильный урожай. Шаманок и жриц знают наиболее примитивные культуры.

Там, где это явление уже исчезло, можно найти его отголоски. Так, у чукчей и других северных народов шаман — мужчина одевается в женскую одежду. Богиня-Мать — всеобщая прародительница. Из её лона вышли растения, животные, люди. Поэтому в мышлении первобытного человека живет чувство родства, которое связывает все живые существа.

Для охотников каменного века зубры и медведи, орлы и бобры — это такие же дети природы, как и они сами. Даже опасные звери, даже объекты промысла представлялись им таковыми. Следы этого чувства мы находим у многих примитивных народов.

Тотемизм послужил одним из главных источников возникновения зоолатрии—  культа животных, широко распространённого у многих народов мира. Формы зоолатрии разнообразны: прямое поклонение животным, вера в их особую связь с миром духов и богов, посвящение животных божествам.

Зоолатрия проявляется и в уподоблении животных людям. Считается, что животные слышат и понимают человеческую речь, могут превращаться в людей или когда-то были людьми. С этими поверьями связаны подражание звериным и птичьим пляскам, надевание шкур во время обрядов, изготовление специальных масок.

Культ животных проявляется в запрете убивать определённых зверей и есть их мясо или, наоборот, в ритуальном заклинании зверя и его поедании во время обряда умилостивления (задабривания) духа животного.

О культе животных у того или иного народа свидетельствуют предания об умирающем и воскресающем звере, о браках людей с животными и рождении детей от них, вера в духов — хозяев животных и обряды, посвящённые им.

На этот культ часто указывает само название племени; особое отношение к костям, шкуре, клыкам животных, которые наряду с фигурками, изображающими почитаемых зверей, хранятся в качестве амулетов и фетишей.

У многих народов можно обнаружить промысловые культы — почитание тех или иных животных, имеющих важное хозяйственное значение в жизни племени. С промысловыми культами тесно связаны обряды жертвоприношения и вера в воскресение животных после смерти. К таким культам можно отнести культ медведя.

Медвежатина употреблялась в пищу, печень животного использовалась в лечебных целях, шкуры шли на изготовление одежды. Поклонялись медведю и в его честь устраивали праздник, во время которого совершалось ритуальное убийство зверя.

Обряды по случаю умерщвления священного животного почти всегда связаны с верой в то, что оно обязательно оживёт, возродится, хотя бы в лице других таких зверей. Миф об умирающем и воскресающем звере широко известен охотничьим народам.

Кроме культа животных с тотемизмом связан и широко распространённый культ растений — фитолатрия. Существует множество священных растений, среди них: баньян, лотос, кокос, бамбук, ирис. Они появляются по-разному: падают с неба, доставляются на землю из подземного или подводного мира и т. д. Растения у полинезийцев — начало человека, его предки.

В духовной жизни восточных цивилизаций религия играла огромную роль. Верования долгое время сохраняли свою власть. Религиозные представления воплощались в виде мифов.

Миф — в переводе с греческого «слово». Сказание, в образной форме передающее представление о мире, его происхождении, о богах и героях. Наиболее изучена мифология древних греков, индусская, германо-скандинавская, славянская.

Древний человек был беспомощным, природу обожествлял. Стремился воздействовать на неё с помощью обрядов, т. е. прибегал к магии. Боги были связаны с природой и воплощали её силы, добрые или злые.

Важное значение в системе мифологических представлений имел потусторонний мир. Пытаясь разгадать тайну смерти, родился миф о боге Осирисе — проросшем зерне, и его брате Сэте, который олицетворял для египтян зло и смерть. (ученик читает миф об Осирисе и его жене Изиде).

Центрами знаний были города и храмы. Первые естественнонаучные знания не разрушили мифологической картины мира, хотя постепенно подтачивали её.
Работа над новым понятием.

Религия — это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение им.

Миф — древнее предание о божествах и обладающих сверхчеловеческой силой героях.

Словарь: фитолатрия, зоолатрия, тотемизм.

Запись делается на доске, учащимися — в тетради.

Самостоятельная работа учащихся

Заполнение таблицы в ходе изучения материала (в тетради).

Имена боговКакие силы природы они отражалиПокровителями каких занятий они считались?
ЗевсБог дождя, грома и молнийВзмахнёт Зевс рукой — удары грома раскатываются по небу, сверкнёт молния — и хлынут потоки дождя
ДеметраБог плодородия почвыПоровительница земледелия
И т. д.

Работа с классом:

Вопрос классу:

1. Почему появились религиозные верования?

Ответ: потому что человек не мог объяснить явления природы.

Решите задачу: на гадательных костях были найдены вопросы к богам:

    «Правильно ли принести в жертву военнопленных?»«Правильно ли закапывать рабов или нет?«Принести в жертву 30 человек, 10 быков?»«Если головы люда принести в жертву, царь получит помощь?»

— Какие выводы можно сделать на основании этих письменных источников о хозяйстве, строе, верованиях древних китайцев?

Ответ: данные надписи говорят о существовании у древних китайцев религиозных верований, о жертвоприношениях, о существовании рабства, о жестоком обращении с рабами.

4 этап — закрепление изученного на уроке

А.) Каким словом можно заменить следующие выражения:Вера в богов и духов — (религия)Изображения почитаемых богов и духов — (живопись)Подарки богам и духам — (жертвоприношение)Существа, являвшиеся фантазией древнейших людей, — (оборотни)

Поражение копьями нарисованного животного — (колдовской обряд)

Б.) Почему появилась религия?
Какие виды мифов вы знаете?

5 — этап Итог урока

(Рефлексия. Мы хорошо сегодня поработали и подтвердили одну китайскую пословицу:

Я слышу — я забываю,Я вижу — я запоминаюЯ делаю — я понимаю.

(Оценки учащимся)

6 этап. Домашнее задание

Подготовить развёрнутый ответ на вопросы: «Почему возникли религиозные верования?», «Что такое миф?».

Источник: https://www.azbyka.kz/vozniknovenie-i-stanovlenie-drevnih-religioznyh-verovaniy

Первобытные религии и их особенности. Возникновение первобытных религий

Пещерный инстинкт может объяснить нашу веру в богов и духов

Современные и первобытные религии являются верой человечества в то, что какие-то высшие силы управляют не только людьми, но и различными процессами во Вселенной.

В особенности это касается древних культов, поскольку в то время развитие науки было слабым. Человек не мог объяснить то или иное явление как-то по-другому, кроме божественного вмешательства.

Зачастую такой подход к пониманию мира приводил к трагическим последствиям (инквизиция, сожжение ученых на кострах и так далее).

Был также период принуждения. Если верование не принималось человеком, то его истязали и мучили до тех пор, пока он не изменит свою точку зрения. Сегодня же выбор религии является свободным, люди вправе самостоятельно выбирать мировоззрение.

Какая религия является наиболее древней?

Возникновение первобытных религий датируется давним периодом, примерно 40-30 тысяч лет назад. Но какое из верований было первым? На этот счет у ученых есть разные точки зрения.

Одни полагают, что это произошло, когда люди начали воспринимать души друг друга, другие – при появлении колдовства, третьи брали за основу поклонение животным или предметам. Но само непосредственно возникновение религии представляет собой большой комплекс верований.

Сложно отдать какому-то из них первенство, поскольку нет нужных данных. Той информации, которую получают археологи, исследователи и историки, недостаточно.

Нельзя не учитывать распределение первых верований по всей планете, что заставляет сделать вывод о неправомерности попыток искать древнюю религию. Каждое существующее тогда племя имело свой объект для поклонения.

Однозначно можно сказать только то, что первой и последующей основой каждой религии является вера в сверхъестественное. Однако она везде выражается по-разному. Христиане, например, поклоняются своему Богу, у которого нет плоти, но он вездесущ.

Это сверхъестественно. Африканские племена, в свою очередь, стругают себе Богов из дерева. Если им что-то не нравится, то они могут разрезать или проткнуть иглой своего покровителя. Это тоже сверхъестественное.

Поэтому у каждой современной религии есть свой древнейший «предок».

Когда появилась первая религия?

Первоначально первобытные религии и мифы тесно переплетаются между собой. В современности нельзя найти толкование некоторым событиям. Дело в том, что их первобытные люди пытались рассказать потомкам при помощи мифологии, приукрашивая и/или выражаясь слишком образно.

Однако и сегодня актуален вопрос о том, когда возникают верования. Археологи утверждают, что первые религии появились после homo sapiens. Раскопки, захоронения которых датируются временем 80 тыс. лет назад, определенно указывают на то, что древний человек вообще не задумывался об иных мирах. Людей просто закапывали и все. Нет никаких доказательств, что этот процесс сопровождался ритуалами.

В более поздних могилах обнаруживаются оружие, еда и некоторые бытовые предметы (захоронения, сделанные 30-10 тысяч лет назад). Это означает, что люди начали задумываться о смерти как о продолжительном сне.

Когда человек проснется, а это обязательно должно произойти, необходимо, чтобы рядом с ним оказались вещи первой необходимости. Люди, захороненные или сожженные, приобретали невидимую призрачную форму.

Они становились своеобразными хранителями рода.

Был также и период без религий, но о нем современным ученым известно очень мало.

Причины возникновения первых и последующих религий

Первобытные религии и их особенности очень схожи с современными верованиями. Различные религиозные культы на протяжении тысячелетий действовали в собственных и государственных интересах, оказывая психологическое воздействие на паству.

Просматривается 4 основных причины появления древних верований, и они ничем не отличаются от современных:

  1. Интеллект. Человеку нужно объяснение любого события, которое происходит в его жизни. И если он не может его получить благодаря своим знаниям, то непременно получит обоснование наблюдаемого посредством сверхъестественного вмешательства.
  2. Психология. Земная жизнь конечна, и нет возможности противостоять смерти, по крайней мере на данный момент. Поэтому человека нужно избавлять от страха умирать. Благодаря религии сделать это удается довольно-таки удачно.
  3. Мораль. Нет такого общества, которое существовало бы без правил и запретов. Карать каждого, кто их нарушит, сложно. Гораздо проще напугать и предупредить эти действия. Если человек будет бояться делать что-то плохое, из-за того что сверхъестественные силы его накажут, то количество нарушителей существенно снизится.
  4. Политика. Чтобы сохранить стабильность любого государства, требуется идеологическая поддержка. А оказать ее способно лишь то или иное верование.

Таким образом, появление религий можно воспринимать как само собой разумеющееся, поскольку причин для этого более чем достаточно.

Тотемизм

Виды религий первобытного человека и их описание следует начать с тотемизма. Люди древности существовали в группах. Чаще всего это были семьи или их объединение.

В одиночку человек не смог бы себя обеспечить всем необходимым. Так появился культ поклонения животным. Общества охотились на зверей, получая пищу, без которой они не смогли бы прожить. И вполне логично появление тотемизма.

Так человечество отдавало дань средствам к существованию.

Итак, тотемизм представляет собой верование в то, что одна семья имеет кровное родство с каким-то определенным животным или природным явлением. В них люди видели покровителей, которые помогали, карали при необходимости, разрешали конфликты и так далее.

Есть две особенности тотемизма. Во-первых, у каждого члена племени появлялось желание внешне походить на своего животного. Например, некоторые жители Африки, чтобы быть похожими на зебру или антилопу, выбивали себе нижние зубы. Во-вторых, тотемное животное нельзя было употреблять в пищу, если не соблюдать ритуала.

Современным потомком тотемизма является индуизм. Здесь некоторые животные, чаще всего корова, являются священными.

Фетишизм

Рассматривать первобытные религии нельзя, если не учитывать фетишизм. Он представлял собой верование в то, что некоторые вещи имеют сверхъестественные свойства. Различным предметам поклонялись, передавали от родителей к детям, всегда держали под рукой и так далее.

Нередко фетишизм сравнивают с магией. Однако если она и присутствует, то в более сложной форме. Магия помогала оказать дополнительное воздействие на какое-то явление, но никак не влияла на его возникновение.

Еще одной особенностью фетишизма является то, что предметам не поклонялись. Их почитали, относились к ним уважительно.

Потомками фетишизма можно считать любую современную религию, так как везде присутствуют те или иные предметы, помогающие наладить связь с Богом. Это иконы, кресты, полумесяцы, святые мощи, амулеты и так далее.

Магия и религия

Первобытные религии не обошлись и без участия магии. Она представляет собой набор обрядов и ритуалов, после проведения которых, как считалось, появлялась возможность управлять какими-то событиями, всячески влиять на них. Многие охотники проводили различные обрядные танцы, которые делали процесс нахождения и убийства зверя более удачным.

Несмотря на кажущуюся невозможность магии, именно она легла в основу большинства современных религий в качестве общего элемента.

Например, существует вера в то, что обряд или ритуал (таинство крещения, отпевание и так далее) имеет сверхъестественную силу. Но она рассматривается также и в отдельной, отличной от всех верований, форме.

Люди гадают на картах, призывают духов или делают все, чтобы увидеть умерших предков.

Анимизм

Первобытные религии не обошлись без участия человеческой души. Древние люди думали над такими понятиями, как смерть, сон, переживание и так далее. Вследствие подобных размышлений и появилось верование в то, что у всех есть душа.

Позже оно дополнилось тем, что умирают только тела. Душа переходит в другую оболочку или самостоятельно существует в отдельном потустороннем мире.

Именно так появляется анимизм, представляющий собой веру в духов, причем неважно, относятся ли они к человеку, животному или растению.

Особенностью данной религии являлось то, что душа могла жить бесконечно долго. После того как тело погибало, она вырывалась наружу и спокойно продолжала свое существование, только уже в другой форме.

Анимизм тоже является предком большинства современных религий. Представления о бессмертных душах, богах и демонах – все это является его основой. Но анимизм существует и отдельно, в спиритизмах, вере в приведения, сущности и так далее.

Шаманизм

Нельзя рассматривать первобытные религии и при этом не выделить служителей культа. Наиболее остро это просматривается в шаманизме. Как самостоятельная религия он появляется намного позже, чем рассмотренные выше, и представляет собой веру в то, что посредник (шаман) может связываться с духами.

Иногда эти духи были злыми, но чаще всего – добрыми, дающими советы. Шаманы зачастую и становились предводителями племен или общин, поскольку люди понимали, что они связываются со сверхъестественными силами.

Следовательно, в случае чего смогут их защитить лучше, чем какой-то король или хан, которому под силу только естественные движения (оружие, войска и так далее).

Элементы шаманизма присутствуют фактически во всех современных религиях. Верующие люди особенно относятся к священникам, мулле или другому служителю культа, считая, что они находятся под прямым влиянием высших сил.

Непопулярные первобытные религиозные верования

Виды первобытных религий нужно дополнить некоторыми верованиями, которые не настолько популярны, как тотемизм или, например, магия. К ним относится земледельческий культ. Первобытные люди, которые вели сельское хозяйство, поклонялись богам различных культур, равно как и самой земле. Были, например, покровители кукурузы, бобов и так далее.

Земледельческий культ хорошо представлен в нынешнем христианстве. Здесь Богородица представлена в виде покровительницы хлебов, Георгий – земледелия, пророк Илья – дождя и грома и так далее.

Таким образом, первобытные формы религии кратко рассмотреть не получится. Каждое древнее верование существует до сегодняшнего дня, пусть оно фактически потеряло свое лицо. Обряды и таинства, ритуалы и обереги – все это части веры первобытного человека. И невозможно в современности найти такую религию, которая бы не имела прочной прямой связи с древнейшими культами.

Источник: http://fb.ru/article/216983/pervobyitnyie-religii-i-ih-osobennosti-vozniknovenie-pervobyitnyih-religiy

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.