Психологи выяснили, как иллюзионисты создают видимость исчезновения предметов

Содержание

30 изображений с невероятными визуальными иллюзиями

Психологи выяснили, как иллюзионисты создают видимость исчезновения предметов

Анимации и картинки, приведенные ниже, безусловно, изменят ваше отношение к действительности. Глядя на них, можно задаться вопросом: что такое реальность на самом деле? И что наш мозг воспринимает как реальность?

Видимо действительность зависит от того, как мозг способен интерпретировать окружающую среду. А что если ваш мозг получает ложную информацию через органы чувств, если ваша версия реальности не «реальна»?

Приведенные ниже примеры изображений пытаются обмануть ваш мозг и показать вам ложную действительность. Увлекательного просмотра!

Посмотрите на желтую точку, затем придвиньтесь ближе к экрану – розовые кольца начнут вращаться

неизвестно

Иллюзия Пинна-Брелстафа возникает из-за недостатка периферийного зрения.

Вот смотрите ..

WikiMedia

Мозг автоматически регулирует цвет на основании окружающих теней.

Смотрите на эту закрученную картинку в течение 30 секунд, а затем переместите своё внимание на фото ниже

неизвестно

Предыдущее GIF-изображение утомило ваши глаза, поэтому неподвижное фото ожило, пытаясь вернуть равновесие.

Кажется, желтый и синий блок движутся друг за другом, верно?

Michaelbach

Если удалить чёрные полосы, вы видите, что блоки всегда параллельны, но чёрные полосы искажают восприятие передвижения.

Медленно двигайте головой в сторону изображения – и свет в середине станет ярче. Переместите голову обратно – и свет станет слабее

неизвестно

Это иллюзия под названием «Динамическая яркость градиента» Алана Стаббса из Университета штата Мэн.

Сосредоточьтесь на центре цветной версии, подождите пока появится черно-белая

imgur

Вместо черно-белых тонов, ваш мозг заполняет картинку цветами, которые, по его мнению, вы должны видеть на основе оранжевого и синего. Ещё мгновение – и вы вернётесь к черно-белому.

Все точки на этой фотографии белые, но некоторые выглядят черными

неизвестно

Сколько бы вы ни пытались, вы никогда не сможете смотреть прямо на черные точки, которые появляются в кругах. Как работает эта иллюзия, пока не разгадали.

Как вы думаете, танцовщица посередине вращается по часовой стрелке или против неё? В обе стороны

неизвестно

Средняя танцовщица меняет направление в зависимости от того, на которую девушку вы сначала посмотрите: на ту, что слева или на ту, что справа.

Это похоже на лицо в маске, но приглядитесь ..

неизвестно

На самом деле это изображение двух целующихся людей.

Эта анимация с ускорением уносит вас по бесконечному коридору

неизвестно

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет.

Источник: https://cameralabs.org/5945-30-izobrazhenij-s-neveroyatnymi-vizualnymi-illyuziyami

Иллюзия – психология

Психологи выяснили, как иллюзионисты создают видимость исчезновения предметов

Иллюзия – это человеческое восприятие предмета либо явления искаженным образом. Понятие иллюзия появилось от латинского illudere – обманывать. Иначе говоря, основные причины иллюзии – это следствия обманов восприятия.

Чтобы раскрыть эти обманы, изменить заведомо ошибочные действия от них, для этого сегодня изучаются и раскрываются причины иллюзии психологами. Также это популярная и любопытная тема для обычного человека, она сродни игре с органами наших чувств.

Наиболее известны, легко наблюдаемые иллюзии зрения, они происходят из-за особенностей глазного строения, переоценки величины, неправильного восприятия движения, контраста.

Что такое иллюзия?

В психологии это формирование нового предметного надмодального образа взамен образа настоящего, реального предмета. Если сказать просто, это когда человек воспринимает одно вместо другого.

Понятие иллюзия также используется иногда для обозначения самих конфигураций раздражителей, от которых выстраивается неадекватное восприятие.

В психологии иллюзия это явление, свойственное здоровым людям. Тогда как галлюцинации и бред уже изучаются психиатрами и психоаналитиками.

В чем назначение иллюзорного восприятия, какова функция, отведенная ему в психической реальности человека? Иллюзии возникают, чтобы снять некоторую неопределенность, разрешить какую-то спорную ситуацию.

Подобно процессу опредмечивания тревоги, когда человек переживает о чем-то и ищет объяснение, повод, выход своей тревоге и находит этот предмет, то посредством образовавшегося предметного образа через иллюзию человек получает упорядоченную организацию воспринятого материала.

Тем самым иллюзии отыгрывают компенсаторную роль, помогают разрешить неопределенность, напряжение и беспокойство, появляющиеся от неоднозначности происходящего.

Даже если появившийся предметный образ негативно окрашен, то психика стремится к его созданию, так как тогда человеку хотя бы ясно, чего нужно бояться, и можно перейти к действиям. Конечно, действия на базе иллюзорного восприятия будут ошибочными.

Возникновение иллюзорного восприятия обусловлено также и социально.

Проводился не один эксперимент, когда на изначально верное восприятие испытуемого направленно влияли поведением остальной массы людей и подавляющее большинство испытуемых теряли остроту восприятия под давлением социума.

На искажение восприятия влияет наша мотивация, поскольку в зависимости от желаний и бессознательных устремлений у человека могут сформироваться ложные образы. Также имеет значение прошлый опыт, когда человек уже привык к восприятию того или иного явления определенным образом.

При изменении стимула образ предмета может остаться прежним или получить искажения, что особенно заметно при профессиональной деформации. Благодаря привычкам человек не только сокращает время и ресурсы на выполнение знакомой задачи, но и теряет способность живо, свежо и полностью правильно воспринимать ее даже при незначительных отклонениях от привычного хода событий.

В зависимости от потребностей, находясь в стремлении их удовлетворить, также можно получить неправильный образ объекта. Примером здесь служит мираж в пустыне, который видится уставшим и жаждущим путникам.

Конечно же, на количество ошибок восприятия реальности влияет и уровень интеллектуального развития, ведь известно, что незнание тех или иных явлений порождает слухи и легенды.

Значимо участвует в создании иллюзорного восприятия и эмоциональное состояние, в грусти и в радости в одной картине можно увидеть разные детали и смыслы. В трансформации образов действительности участвуют установки, картина мира, смысловые образования.

Интересно, что особенности иллюзий человека могут говорить о его типологических особенностях как личности, свойствах характера, психологическом состоянии, самооценке, подверженности внушению, патологических нарушениях.

Также на возникновение иллюзорного восприятия может влиять актуализация в сознании образа значимой другой личности или ситуация взаимодействия с ней.

Виды иллюзий

Вслед за Карлом Ясперсом мы рассмотрим такие виды иллюзий.

Первый – это аффективные, связанные с эмоциональным состоянием, чаще всего страхом. Например, по темному переулку ночью идет девушка, спеша и остерегаясь всего, и видит в темном углу маньяка. Однако это лишь мусорный бак.

Чтобы развеять иллюзорное восприятие, нужно улучшить условия контакта с этим объектом, например, подойдя поближе и получше его разглядев, девушка бы поняла, что никакого маньяка нет.

Однако она это не сделает и иллюзорное восприятие будет влиять на ее поведение.

Второй вид – это иллюзии внимания. Их можно сравнивать с иллюзиями установки, у них схожие механизмы. Внимание может быть повышено либо снижено. Повышенное внимание тоже часто появляется в связке с эмоциональным состоянием.

Они часто возникают при ожидании чего-то важного – звонка, сообщения, прихода человека. Ситуации же сниженного внимания – это, к примеру, когда уставший студент ночью готовится к экзамену и читает одно слово вместо другого.

Связь иллюзии с установкой можно показать на шуточном примере. Психолог идет по улице, видит в окне магазина книгу «Душевные установки». Заходит, с желанием полистать и, возможно, купить, но видит, что книга называется «Душевые установки».

И третий вид – парейдолические иллюзии, также их называют парейдолиями. Название произошло от греческих слов para – рядом и eidolon – образ.

В качестве примера такой иллюзии можно привести ситуацию, когда человек смотрит на ковер, а вместо узора видит, что не изображено: животных, лица. Из элементов рисунка он выстраивает нечто другое, переструктурирует рисунок.

Такие иллюзии наблюдают люди с сильно развитым воображением, в пограничных состояниях или с заболеваниями.

Парейдолические иллюзии могут быть статическими или двигаться – например, в узоре можно увидеть стадо скачущих оленей. В отличие от остальных иллюзорных восприятий, парейдолии сложно развеять. Присматриваясь все больше, человек воспринимает иллюзию только еще более реальней. Однако можно достичь некоей точки иллюзорности, позволяющей переключать эти образы восприятия.

Парейдолические иллюзии наиболее убедительно иллюстрируют, что в основе искажений восприятия лежит перестройка системы внутрипредметных отношений, что хорошо объясняют гештальт-психологи.

Когда на элементы рисунка накладывают другую форму, переосмысливают связи между элементами, то получают новый образ, он встраивается в систему межпредметных отношений.

Например, мусорный бак в темной стороне переулка, который был вместо маньяка в воображении девушки, при рассмотрении находится там же, где виделся маньяк и так же освещен.

Иллюзии также можно классифицировать и по модальности. Можно выделять отдельно вербальные иллюзии. Хороший пример вербального восприятия видно в произведении «Лолита» Набокова.

Гумберт привозит Лолиту в гостиницу, ночь, идет дождь, лопается фонарь – напряженная атмосфера, Гумберт в раздумьях слышит голос незнакомца: «Как же ты ее достал?». Он переспрашивает: «Простите?». «Дождь перестал», – говорит незнакомец. И дальше в разговоре Гумберт говорит: «Она моя дочь».

«Врешь, не дочь», – снова слышится ему ответ, он переспрашивает. «Дождь перестал», – говорит незнакомец. Это прекрасная иллюстрация того, что мы слышим то, что хотим либо опасаемся услышать.

Источник:

Психологические иллюзии

Вероятно, каждый человек в течение своей жизни сталкивается нетривиальными физическими явлениями, не всегда понимая, что это иллюзии, созданные его воображением.

Чаще всего их появление связано с нестандартным мышлением и, соответственно, подсознательным восприятием реальных событий или знакомых предметов, рассматриваемых в непривычном ракурсе, или при ином освещении.

Все эти условия иногда «играют» с человеческим сознанием разные шутки, иногда страшные, иногда смешные.

Психологи хорошо знают, что «показания» всех органов чувств человека далеко не всегда однозначны, а также зависят от всевозможных побочных явлений и факторов, включая условия наблюдения и настроение, физическое и психологическое состояние человека.

Иллюзий, вызванных органами чувств человека, сегодня уже известно очень много, не каждая из них считается иллюзией в психологическом значении этого явления, существуют иллюзорные явления, искусственно созданные при помощи подстроенного обмана (зрения, слуха). Эти иллюзии имеют большое значение для научных исследований. Например, это касается оптического эффекта, с которым сталкивался при различных обстоятельствах каждый человек, так называемого параллакса.

Параллакс представляет собой кажущееся, мнимое смещение объектов, находящихся в действительности на разном расстоянии от глаз наблюдателя. Это относительное смещение может возникнуть при движениях его глаз.

Так, например, при наблюдении из окна поезда, человеку кажется, что деревья, расположенные ближе, «убегают» назад с большей скоростью, чем находящиеся вдали. А самые дальние деревья — просто «не отстают» от поезда.

Вместо этого человек воспринимает пейзаж за окном, как поворачивающуюся вокруг точки картину, при этом взгляд человека пересекает линию горизонта.

Ещё более ярким примером, имеющим большое значение, является проявление параллакса при наблюдении за изменением показаний любого прибора, которые меняются в зависимости от положения глаз.

Стрелки на фоне шкалы сдвигаются в противоположном от движения глаз направлении, хотя в действительности они показывают одно и то же значение.

Если в магазине, когда на весах лежит товар, сделать шаг влево, то показания весов зрительно уменьшатся на несколько делений, и, наоборот — при перемещении вправо, показания увеличатся.

Существуют специальные способы борьбы с параллаксом, с этой вредной иллюзией, в противном случае, все показатели приборов при проведении экспериментов и при взвешивании будут недействительными. При изготовлении точных приборов стрелку стараются делать максимально тонкой, под шкалой дополнительно располагают зеркальную полосу.

Каждый исследователь знает, что в момент считывания показаний, голову нужно держать в таком положении, чтобы реальная стрелка и её зеркальное отражение совпадали, в этом случае направление взгляда будет строго перпендикулярно плоскости шкалы, и погрешность считывания будет сведена к нулю.

Ещё одним примером иллюзорного психологического восприятия нашим сознанием геометрического рисунка можно назвать опыт со стаканом, перевёрнутым вверх дном и поставленным на бумагу. Если обводя его край карандашом, нарисовать 3 дуги (маленькая, средняя и большая), то осознавая, что все они нарисованы при помощи одного и того же стакана, сознание «видит» дуги с разным радиусом кривизны.

Таких примеров можно приводить множество — они всегда находятся в нашей повседневной жизни, и часто мешают, особенно при проведении исследований и опытов, так как искажённая картина действительности не даёт получить правильный результат.

Более серьёзные иллюзорные ошибки возникают при сравнении объёмов или площадей (при этом линейные размеры натренированный глаз может приблизительно оценить верно).

Эти психологические иллюзии находятся на грани психологии и оптических (зрительных) обманов.

К ним относятся известная иррадиация — чёрные и тёмные предметы всегда воспринимаются меньшими по размеру, чем светлые или белые. Эту психологическую иллюзию отлично используют модельеры, создавая модели для полных людей из тканей тёмного цвета, украшая их ярким цветовым пятном, отвлекающим взгляд.

Очень часто психологические иллюзии связаны с движением — маятник, раскачивающийся на тёмном фоне, приобретает в сознании человека форму эллипса, вытянутого в направлении движения, если его разглядывать одновременно двумя глазами (если закрыть один глаз, то маятник буде иллюзорно раскачиваться в другую сторону). Если сосредоточиться на светлой нити подвеса, то маятник будет раскачиваться ещё быстрее — это опять связано с тем, что глаза человека быстрее замечают светлые предметы, чем тёмные.

Если глаз закрыть стеклом (очками), то раскачивающийся маятник имеет движение, слегка отстающее от реального (два глаза видят реальную скорость раскачивания).

При этом сознание будет воспринимать движение объёмным (в действительности маятник раскачивается по плоской траектории).

Эти иллюзии также относятся к вредным, потому что очень мешают при исследованиях предметов, которые рассеивают свет различным способом (в разных направлениях).

Как ни странно, но если строение человеческого глаза изучено практически досконально, то сам механизм зрения оказался настолько сложен, что окончательного решения и выводов учёных пока нет.

Это легко объяснить тем, что в процессе восприятия окружающего мира глазами, большое участие принимает мозг.

Такое «содружество» и является основной причиной возникновения психологических иллюзий при переключении внимания человека, внезапной смене освещения или ракурса взгляда.

Специалистам хорошо известен пример «выворачивающегося куба» — человек воспринимает грани, обращённые к нему по-разному, что напрямую связано с тем, на какой из них сосредоточен человеческий взгляд. Человеческое восприятие окружающего способно на удивительные вещи, и прежде всего, «видеть» совершенно иную картину, чем ту, которую человек собирается увидеть.

Источник: https://obu4ayka.ru/otnosheniya/illyuziya-psihologiya.html

Как нас дурят фокусники

Психологи выяснили, как иллюзионисты создают видимость исчезновения предметов

Как известно, один из коронных трюков фокусников — заставлять различные объекты внезапно исчезать и появляться. Недавно группе психологов из Оксфордского университета удалось выяснить секрет этих манипуляций. Оказалось, что иллюзионисты способны заставлять зрителей верить в исчезновение предметов, которых на самом деле не существует.

Магия и наука — тайный союз

ФБР заинтересовали пикантные “фокусы” Копперфилда

Раскрыт секрет одного из самых таинственных фокусов…

Люди-загадки. Иллюзионист Гарри Гудини

Интервью “Правды.Ру” с фокусником Амаяком Акопяном

Обман мозга

В эксперименте, результаты которого позднее были опубликованы в журнале Frontiers in Psychology, приняли участие 420 добровольцев. Всех участников разделили на пять команд. Каждой из них продемонстрировали серию из пяти видеороликов, сюжеты которых составляли трюки с одним из предметов. Среди них были монета, мяч, фишка, платок и цветной карандаш.

В первом, втором и четвертом ролике фокусник действительно показывал трюк. В третьем же он, к примеру, просто клал предмет себе в рот. А в пятом делал вид, что тот исчезает, хотя предмета на самом деле у него изначально не было.

После демонстрации видео испытуемых попросили ответить, какие действия иллюзиониста кажутся им наиболее удивительными. Тридцать два процента участников выше всего оценили пятый ролик, так как были уверены, что видели, как предмет исчезает в руках фокусника.

Специалисты считают, что люди склонны сами обманывать себя, поскольку путают ожидание с реальным опытом… Так как в предыдущих роликах они видели, как фокусник манипулирует объектом, то ожидали, что и в пятом ролике будет фигурировать тот же предмет… И им сложно было понять, что на самом деле объект отсутствовал.

Пропавшая пенсионерка

Иллюзионисты умеют заставлять исчезать не только неодушевленные предметы, но и людей. Что не всегда безопасно для последних.

Так, совсем недавно в Лас-Вегасе (США) на глазах у более чем ста зрителей бесследно исчезла 76-летняя Маргарет Маннинг из Мичигана.

Дело было так. В отеле “Casino Royale” выступал артист-фокусник, известный под сценическим псевдонимом Эразмус Великий. Во время выступления он попросил пожилую женщину подняться на сцену.

Хотя Маргарет, которая пришла на представление с дочерью и внучками, вовсе не горела желанием участвовать в фокусе, Эразмус оказался очень настойчив. Он поместил миссис Маннинг в большой стеклянный ящик, после чего накрыл его черным бархатным покрывалом. Когда он поднял покрывало, ящик был пуст.

Несколько секунд спустя фокусник вновь повторил предыдущее действие, однако женщины в ящике не оказалось…

Эразмус поднимал и опускал покрывало еще несколько раз, потом попросил кого-то за кулисами “проверить механизм”, но Маргарет и след простыл… Тогда иллюзионист попросил вызвать полицию.

Выяснилось, что на сцене имелся потайной люк. Когда в ящик попадал человек, люк открывался и аккуратно опускал его вниз, но затем поднимал обратно.

По официальной версии, пожилая дама либо не захотела возвращаться наверх, либо не поняла, что ей нужно оставаться на месте… Так или иначе, полицейские обыскали буквально всю гостиницу, однако не обнаружили никаких следов Маргарет Маннинг. Куда же она могла подеваться?

Что же до Эразмуса Великого, то он попал под подозрение в похищении исчезнувшей женщины. Многих удивило, почему он так настаивал, чтобы в трюке участвовала именно Маргарет. Может, у него были на то свои причины?

Правда исследователи паранормальных явлений выдвинули гипотезу о том, что женщина во время фокуса переместилась в параллельное измерение. Ведь различные иллюзии существуют на грани реальности…

Зловещий аттракцион

В свое время нашумевшая история приключилась в английском городе Кент. Речь шла о ярмарочном аттракционе наподобие нашей комнаты смеха. В 1998 году туда зашли четверо подростков, да так и не вышли оттуда… Все поиски оказались безуспешными. Три года спустя таким же образом исчезли еще двое подростков.

Потом произошло еще несколько исчезновений… Местный детектив Шон Мерфи, ведущий расследование, выдвинул версию, что в комнату смеха забирался неизвестный преступник, который похищал подростков, а затем убивал их и прятал тела… Он предполагал, что маньяк забирался в аттракцион через потайной ход, поэтому оставался незамеченным.

Однако никакого тайного хода обнаружить не удалось.

Любопытная закономерность: все пропавшие были знакомы друг с другом, и все исчезновения произошли в последний четверг месяца. После того как аттракцион был закрыт, происшествия прекратились.

По мнению медиума и парапсихолога Даны Форсайт, никакого преступника не было: подростки “проваливались” в параллельный мир, вход в который открывался через одно из находившихся в комнате смеха кривых зеркал. Вероятно, это случалось в строго определенное время.

Миссис Форсайт убеждена, что зеркала, искажающие реальность, способны искажать и окружающее пространство. Таким образом, подростки оказались в “чужой” реальности и уже не смогли вернуться в свою собственную… Впрочем это не более чем предположение.

Конечно, большинство людей не верит в приметы, но есть хорошая поговорка: “Предупрежден, значит вооружен”.

Не страшно, если вы рассыпали соль дома, или дорогу вам перешел черный кот — эти события пугают только суеверных. Однако причины, по которым эти самые приметы родились, далеко не всегда стоит игнорировать.

Нельзя показывать на себе

Часто человеку недостаточно одних только слов. В порыве эмоций мы нередко бессознательно начинаем махать руками, или пытаться показать что-то собеседнику.

— Ты знаешь, у него на лице был воооот такой огромный синяк!, — рассказываете вы про проступки младшего брата, показывая размер гематомы прямо на себе.

Есть такая примета — показывая на себе болезни, какие-либо увечья или раны, мы невольно “приманиваем” все несчастья на себя. Ведь рукой мы в силах задавать направление энергетическому потоку.

Мораль: Не думайте о плохом, не говорите о плохом, и ни в коем случае не “примеряйте” плохое на себя. И жизнь у вас будет намного спокойнее и счастливее.

Нельзя зашивать на себе

Ну тут уж все вроде бы понятно — желая сэкономить драгоценное время, мы частенько пришиваем пуговицу на надетую рубашку, или подшиваем слегка распустившийся шов. В древности люди были уверены, что подобными манипуляциями можно довести себя до состояния растерянности и забывчивости.

Мораль: Не хотите пораниться — не стоит пренебрегать правилами безопасности. Даже если куда-то опаздываете.

Нельзя стричь волосы самому себе

Перемен хочется всем, особенно девушкам. Подрезать волосы, покрасить, подровнять кончики или кардинально сменить имидж — выбора много.

Однако приметы говорят нам о том, что, в первую очередь, стоит найти хорошего специалиста, а уж потом менять стиль.

По словам наших предков, когда человек стрижет себя сам — у него нарушается биополе, что ухудшает настроение, здоровье и общение с близкими.

Мораль: Даже если вы отличный дипломированный парикмахер, не стоит экономить на себе. Делайте все процедуры со своими волосами только в салонах, и будет вам счастье.

Нельзя стричь ногти вечером

Казалось бы — с чего это? В древности, когда электричество еще не было изобретено, наши предки пользовались керосиновыми лампами. В свете этих ламп стричь ногти было небезопасно, можно было легко пораниться, или того хуже — заразиться инфекцией. Такие меры предосторожности и дали зеленый свет такой, такой, с первого взгляда странной примете.

Мораль: Все процедуры лучше делать при свете дня, и в стерильной обстановке и очень аккуратно.

news. sputnik.ru

Источник: http://www.yoki.ru/anomalous/mystics/16-08-2016/461504-focus-0/

Зрительные иллюзии

Психологи выяснили, как иллюзионисты создают видимость исчезновения предметов

У многих людей зрение является ведущим каналом восприятия, хотя конечно существуют аудиалы и кинестетики, которые воспринимают мир больше на слух и с помощью ощущений.

Тем не менее, наибольшее количество информации, мы, как правило, получаем посредством глаз.

И мы привыкли им доверять! Но всегда ли глаза говорят нам правду? Не бывает ли так, что мы обманываемся в своем восприятии ситуации? Давайте поговорим о том, какие существуют зрительные иллюзии, и что это означает для нас в повседневной жизни.

Специально для Вас я сделала подборку из самых интересных и красочных зрительных иллюзий. И свой экскурс я начну с классических примеров.

Зрительные иллюзии:

Фигура и фон:

Дело в том, что мы всегда выделяем какой-то один объект на картинке, остальные предметы делая фоном. Иногда эти объекты могут меняться местами, когда фон становится фигурой и наоборот.

Что Вы видите на этой картинке?

Если смотреть на белую ее часть, то мы определенно увидим кубок на фоне черного бархата. Но давайте теперь изменим свою точку зрения и выведем на первый план черный цвет. Думаю, Вы с легкостью заметите два профиля людей, глядящих друг на друга.

Вы можете поиграть, меняя фигуру и фон местами.

Данная балюстрада также представляет собой пример того, как меняя акцент, перемещая свое внимание с колонн, на образующийся за ними фон, мы сможем с легкостью увидеть человеческие фигуры, образованные контурами этих колонн. Увидеть это более явно нам помогает световое пятно, сфокусированное на глянцевой поверхности черного фона.

Восприятие размера:

Какой из квадратиков, расположенных в центре кажется Вам большего размера? Белый или черный?

Не ошибусь, если предположу, что белый.

Все дело в том, что белый предмет на черном фоне как бы захватывает окружающее пространство, увеличиваясь в размерах. И напротив, черный предмет на светлом фоне зрительно уменьшается.

Именно поэтому многие женщины, желая выглядеть более изящно, одеваются в черное. Хотя, очень крупной фигуре это навряд ли поможет, т.к. черное подчеркивает контур, т.е.

четко выделяет силуэт, что не всегда выигрышно.

Иллюзия Эббингауза

Если посмотреть на центральный круг, то в окружении более крупных фигур он кажется значительно меньше, чем в окружении мелких. На самом же деле центральные фигуры абсолютно одинаковы по размеру.

Какая из этих линий длиннее?

Думаю, что Вы скажете, что вертикальная.  Все дело в том, сто наше бинарное зрение имеет тенденцию удлинять вертикальные предметы и сплющивать горизонтальные.

Именно поэтому все модельеры рекомендуют с помощью узких вертикальных полосок на одежде зрительно удлинять фигуру, если это необходимо. И наоборот, горизонтальные полосы в нужном месте могут зрительно сузить талию, подчеркнув ее.

Как Вы считаете, эти машинки одного размера?

На первый взгляд, кажется, что точно нет. А если присмотреться, убрать фон, который имеет перспективу, искажающую наше восприятие, а потом уже сравнить? Думаю, Вы  измените свое мнение.

Искажения восприятия:

На самом деле все эти горизонтальные линии абсолютно параллельны друг другу. А кто бы мог подумать, правда?

Иллюзия Поггендорфа

Продолжением какой из двух линий, находящихся слева, является расположенная справа линия С? Вам наверняка покажется, что это линия А. Но, если Вы возьмете листочек бумаги или любой другой прямой предмет и приложите его к монитору, то с удивлением обнаружите, что на самом деле это линия В.

А теперь посмотрим на фото пизанской башни. Не кажется ли Вам, что башня на правом фото заваливается несколько больше? На самом же деле эти фотографии абсолютно одинаковые. И все Ваши ощущения -это всего лишь обман зрения, иллюзия, как и все предыдущие.

Готовность восприятия:

Все дело в том, что наше восприятие не существует отдельно от нашего мышления и предыдущего опыта.

Поэтому информация об изображении, поступающая в мозг, почти мгновенно там обрабатывается и выдается уже в интерпретированном виде.

Поэтому мы часто видим не то, что есть на самом деле, а то, что думаем об этом, особенно если в нашем прошлом восприятии уже был объект, похожий на тот, что мы видим сейчас.

Какой символ изображен в центре? Это цифра или буква?

Сложно решить. Ведь, если бы была лишь горизонтальная строка, то мы бы с уверенностью сказали, что это буква В. А если бы смотрели лишь на вертикальный ряд, то у нас не вызвало бы сомнений, что это число 13. А так, мы вынуждены сомневаться в том, что там написано. И все же одномоментно мы можем воспринимать лишь одно значение символа.

Конфликт между значением и цветом:

Правда, сложно сразу решить, какого цвета то или иное слово?

Что написано на картинке? Coca-Cola?

А если посмотреть еще раз?

Да, здесь закралась явная ошибка. Но 9 людей из 10 не заметили бы ее сразу, пока кто-нибудь не обратил бы на нее их внимание.

Все дело в том, что наш мозг привык экономить ресурсы.

Зачем рассматривать детали, тратя на них силы и время, если можно воспринять привычную картинку в целом? Именно на этой особенности нашего восприятия и построен обман с подделками известных торговых марок.

Воспринимая логотип в целом, видя необходимые символы, мы уже не будем разбирать, что написано на кроссовках adidas или abibas. Для нашего восприятия это, в общем то, одно и то же, а вот в качестве товара будет большая разница…

Культурная обусловленность:

Как Вы полагаете, где находятся эти люди? Что их окружает? Думаю, не ошибусь, если предположу, что Вы скажете, что все они сидят в помещении, угол которого мы и можем наблюдать. Да еще и окно над головой женщины указывает на это.

Но далеко не все дадут такой ответ. Так представители народов, привыкших большую часть времени находиться на открытом пространстве скажут, что люди сидят под деревом. А тот непонятный квадратный предмет — не что иное, как коробка, удерживаемая женщиной на голове.

Вот так культурные особенности и привычный взгляд на вещи обуславливает наше восприятие, побуждая нас видеть ситуацию строго определенным образом. И изменить этот контекст восприятия бывает довольно сложно. Думаю, Вы уже сказали себе, что объяснение с деревом и коробкой притянуто за уши. Но, поверьте, что африканец то же самое скажет о Вашей версии трактовки изображения.

Эпиграфом к следующим картинкам может служить небезызвестная строка из песни: Я точно знаю, невозможное возможно!

На первый взгляд в этих картинках нет ничего необычного, но присмотритесь повнимательнее, и Вы заметите, что в реальности эти объекты вряд ли смогут существовать. Они могут жить разве что на картинке.

Сколько колонн, на Ваш взгляд, имеет эта мини-аркада? Три или две?

Если смотреть вниз, то мы видим три колонны. Но вряд ли это будет казаться столь уж неоспоримым, если мы посмотрим на верхнюю часть перекрытий…

Так что первый взгляд бывает обманчив. Впрочем, такое бывает и со вторым, и даже с третьим.

Это изображение относится к ряду парадоксальных изображений, примеры которых представлены ниже.

Куб Эшера.

Не замечаете ничего необычного? А как насчет задней грани? Вряд ли она может пересекать переднюю правую грань…

Вообще же Эшер написал много картин, основанных на этом принципе. Некоторые из них представлены ниже. Еще больше Вы сможете найти во всемирной сети, если захотите.

Сколько треугольников Вы видите на этой картинке? А действительно ли это треугольники?

Вот такое хитросплетение бамбуковых палочек, увязанных в единый узел, дает нам возможность увидеть несколько завершенных фигур, которых на самом деле не существует. Но ведь наш мозг так не думает, правда?

Посмотрите на это фото. Вот как выглядит взгляд в бесконечность.

Ну и еще несколько картинок на ту же тему.

Как Вам такая арка? А с виду все так правдоподобно…

А еще нереальная башенка с перепутанными колоннами и лесенкой в никуда.

И вот такая терраска, плавно переходящая в балкончик.

Опять же, из разряда того, чего на самом деле нет. Что Вы видите на картинках? Треугольник, круги и линии образуются перед нашим взором как бы помимо нашей воли. А ведь на самом деле их не существует.

Что касается треугольника, то он появляется в следствии стремления нашего мозга видеть целостную картинку, т.е. как результат его способности к синтезу. Ведь увидеть один предмет, объединенный общим контуром легче, чем просто группу разрозненных объектов.

Этот треугольник называется треугольником Каниша.

Здесь уже чисто зрительная иллюзия, когда линии образуют некое замкнутое пространство и не до конца пересекаясь, дают нам возможность увидеть в своих перекрестьях круги.

Движущиеся круги, пересекающие линии, создают в нашем восприятии несуществующие контуры между маленькими кружочками, образующими квадрат. Видите их?

Иллюзия движения:

Если пристально смотреть в центр картинки, то Вы заметите, что изображение отнюдь не статично, а как бы начинает оживать и двигаться.

А вот еще в догонку такая до бесконечности увеличивающаяся картинка.

И на закуску несколько картинок, на которых художники смогли спрятать скрытые изображения. Найдете их?

Что Вы видите на этой картинке?

Сколько львов на картинке?

На картинке 9 медведей. Найдите их.

Какой вывод мы можем сделать из всего увиденного? Да, к сожалению, наши глаза могут нас обманывать. И распознать этот обман бывает очень нелегко.  Точно так же и наш мозг может создавать в нашей голове подобные же иллюзии, имеющие достаточно отдаленное отношение к реальности. Так что же делать?

Думаю, ответом на этот вопрос будет Ваши желание и способность посмотреть на ситуацию с другого ракурса, под другим углом, сменив обстоятельства восприятия. И тогда мы сможем увидеть то, чего раньше попросту не замечали, и понять, как много сил мы уделяем чему-то, что не столь уж важно, пренебрегая тем, что на самом деле, имеет для нас огромное значение.

И вот так, просто изменив свою точку зрения, мы можем изменить мир вокруг себя!

Share this post for your friends:

Источник: http://psyholog-praktik.ru/perception/zritelnyie-illyuzii

Иллюзия движения: особенности восприятия

Психологи выяснили, как иллюзионисты создают видимость исчезновения предметов

Многие люди интересуются, каким образом создается иллюзия движения: особенности восприятия человека определяют возможность существования данного феномена.

И здесь вовсе не нужно использовать специальные компьютерные программы и инструменты графической обработки для достижения подобного результата, который по-настоящему поражает человеческое воображение.

Иллюзия движения
Двигающиеся картинки
Как двигаются картинки
Картинки и движение

Иллюзия движения

Движение само по себе для многих является загадкой. А что и говорить о тех случаях, когда движется, в сущности стационарная картинка?

В некоторых случаях людям сложно заметить движение стационарных объектов, и поэтому они отрицают существование подобных эффектов. Другие статичные, казалось бы, рисунки движутся настолько очевидно, что кажется, что здесь применяются специальные технологии для достижения подобной динамики.

Конечно, сейчас у технологий нет никакого предела, ограничивающего их применения. И некоторые рисунки созданы в действительности с использованием специальных программ или форматов файлов.

Очень популярны в социальных сетях картинки, созданные в формате gif. Это не видео, но и не статичный рисунок. В каких-то из них двигаются только отдельные элементы изображения, в других появляются движущие надписи, а какие-то разворачиваются чуть ли не в полноценные истории со своим сюжетом.

Однако гораздо интереснее те картинки, которые по-настоящему являются статичными, но в них заметно какое-то движение и изменение.

Такие эффекты известны уже довольно давно. Например, существует феномен Оучи, который был открыт еще в 1977 году.

На такой картинке мы видим большой квадрат, который состоит из маленьких прямоугольников. Они выкрашены в черный и белый цвет и последовательно чередуются между собой.

В центре большого квадрата помещен круг поменьше, который также состоит из черных и белых прямоугольников. Только внутри круга они расположены вертикально, в то время как вне его они располагаются горизонтально.

Если смотреть на такой рисунок, то будет казаться, что круг движется.  Что для этого необходимо предпринять?

Прежде всего, стоит сконцентрировать свое внимание на центре рисунка. Посмотрите на шар по центру.

Затем не нужно в течение некоторого времени отрывать свое внимание от этой точки. В то же время стоит немного подвигать головой.

Вы четко увидите, что прямоугольники внутри этого круга перемещаются. Создастся полное ощущение, как будто круг существует отдельно от внешнего квадрата.

Такие феномены и особенности восприятия психики изучаются даже на факультете психологии Московского государственного университета. Некоторые из них вы можете понаблюдать и ознакомиться на его официальном сайте.

В интернете вы сможете найти и статьи, в которых предпринята попытка рассказать широкой аудитории о причинах такого восприятия.

Для создания таких перемещающихся элементов применяются следующие возможности:

  • сочетания цветов;
  • наклоны;
  • вращение.

Многие рисунки на вид ничем не отличаются от обыкновенных. Для того, чтобы что-то заметить, от человека требуется приложить определенные усилия: например, сконцентрировать внимнаие на одной точке или сменить угол зрения с помощью поворота головы.

Помимо психологии, подобными феноменами вполне серьезно занимаются и врачи-физиологи. Таким образом, сложно отрицать их наличие: их существование вполне доказано на научном уровне.

Часто перемещение достигается благодаря использованию многочисленных одинаковых геометрических фигур. Кроме квадратов, кругов и изогнутых линий можно использовать и другие элементы.

Например, известны иллюзии с использованием букв алфавита. Также могут использоваться кофейные зерна или шестеренки.

Наиболее популярны изображения, не отличающиеся особой композицией и смысловой нагрузкой. Однако встречаются и настоящие полноценные рисунки.

Например, оптической иллюзией обладает рисунок, на которой изображен человек, гуляющий со своей собакой. Прогулка происходит на фоне пейзажа. Мы видим гору со снежной вершиной.

На сумке человека мы можем заметить иероглифы. Но наше внимание должно быть направлено немного в другую сторону: на небо.

Небо устроено таким образом, что оно, как воронка, закручивается к центру, где расположено солнце. Смотря на это произведение изобразительного искусства, мы сможем заметить, что это небесное светило постоянно перемещается.

Двигающиеся картинки

Перемещающиеся изображения — известная забава. Нужный эффект достигается использованием различных цветовых сочетаний, интересных форм, линий под углом, а также геометрических элементов разного размера.

Как правило, если вы будете искать примеры подобной иллюзии в интернете, то вы сможете  сразу же прочитать все необходимые инструкции по их применению.

Как правило, такие своеобразные произведения изобразительного искусства будут собраны на специализированных сайтах.

Пользуются они определенной популярностью и в социальных сетях.

Какие могут быть эффекты? Вариантов довольно много:

  • вращение элементов;
  • смена направления;
  • эффект пульсации;
  • ощущение тряски.

В сети вы сможете найти множество примеров таких изображений. Некоторые из них двигаются сразу же, как на них посмотришь. А остальные требуют определенной концентрации.

Некоторые люди, даже следуя инструкциям, не могут почувствовать нужного эффекта. Возможно, в таком случае необходимо сменить угол зрения или временно отойти от картинки, немного передохнуть и с новыми силами приняться за разгадывание таких интересных оптических загадок.

Как двигаются картинки

Рисунки, созданные человеком без использования специальных компьютерных средств, как правило, стационарны. Как придать им динамики?

Многим известны специальные переливающиеся рисунки. Там эффект перемещения отдельных элементов или всего изображения в целом  основан на использовании сразу двух изображений.

При изменении угла зрения видно то одно, то другое изображение. При переходе от одной к другой картинке кажется, что они меняются: происходит иллюзия движения.

Однако необязательно использовать эффекты светового восприятия для достижения таких эффектов. Некоторые стационарные изображения обладают такой структурой, что воспринимаются сознанием обычного человека, как нечто меняющееся.

Здесь применяются знания психологии. Эффект построен на особенностях человеческого восприятия.

В некоторых случаях для того, чтобы понять и увидеть какой-то эффект, необходимо сконцентрировать свое внимание на некоторых точках.

В других случаях, нужно покрутить головой в разных направлениях. Дети очень любят развлекаться с помощью таких забав.

Картинки и движение

Движение — жизнь. И многим недостаточно статистических изображений. Динамические эффекты гораздо интереснее.

И для создания подобных картинок совсем необязательно применять технологии обработки видеофайлов. Можно уже в одной картинке, в которой не применяются никакие специальные графические компьютерные средства и возможности анимации, создать интересные варианты, в которых человек будет чувствовать определенные изменения.

Можно использовать сочетания нескольких картинок. Но мозг человека будет воспринимать  их как единое изображение, которое почему-то двигается.

Например, широко известна такая оптическая иллюзия, как двухтактное видимое движение. Она даже получила специальную премию в 2005 году.

Иногда такие иллюзии восхищают, а иногда даже пугают или действуют раздражающе. Но все иллюзии основаны на психологических особенностях восприятия человека.

В примере с двухтактным видимы движением человеку довольно неприятно смотреть на такое изображение. Вроде бы, кажется, что картинка передвигается вперед и назад. Казалось бы, что здесь такого?

Но эти перемещения происходят очень резко и часто. Нервная система довольно быстро устает смотреть на такое изображение.

Кажется, что ты едешь в машине или в другом транспорте по неровной дороге. Возможно, у некоторых зрителей психологический эффект при соприкосновении с такого рода искусством может дойти до того, что им даже станет плохо в результате укачивания.

Источник: http://illjuzija.ru/zritelnye-iskazheniya/illyuziya-dvizheniya-osobennosti-vospriyatiya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.