СДВГ у детей раннего возраста: признаки, симптомы и лечение

Содержание

Сдвг у малышей: ранние признаки, симптомы и лечение

СДВГ у детей раннего возраста: признаки, симптомы и лечение

Дети с СДВГ часто испытывают трудности с вниманием и могут вести себя гиперактивно и импульсивно. Эти особенности могут повлиять на отношения ребенка с семьей, друзьями и учителями.

В Соединенных Штатах Америки выражается обеспокоенность в связи с тем, что все большее число детей получают такой диагноз и что некоторые из них, возможно, принимают лекарства слишком рано. С другой стороны, другие утверждают, что ранняя диагностика может привести к более эффективному лечению.

В каком возрасте начинается СДВГ, и могут ли у младенцев и малышей проявляться симптомы? Есть ли способ лечения СДВГ на этой ранней стадии?

Возраст при диагностике

Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) сообщили, что по состоянию на 2016 год около 6,1 миллиона детей в возрасте 2-17 лет в США получили диагноз СДВГ. Эта цифра включает около 388 000 детей в возрасте 2-5 лет.

До 2011 года Американская академия педиатрии (ААП) имела только руководящие принципы диагностики СДВГ у детей в возрасте 6-12 лет.

В 2011 году они распространили свои руководящие принципы на дошкольников и подростков, расширив их диапазон, включив в него возраст 4-18 лет.

Некоторым детям диагноз ставится до 4 лет, однако клинических рекомендаций по диагностике в этом возрасте не существует.

Симптомы у детей младшего возраста

Симптомы СДВГ могут быть трудно заметить у детей младше 4 лет. Краткий период внимания, импульсивность, истерика и высокий уровень активности являются обычными явлениями на определенных стадиях развития. Многие дети проходят через «ужасные двойки», и не все страдают СДВГ.

Дети, которые очень активны и энергичны, но не больны СДВГ, обычно могут сосредоточиться, когда это необходимо для сюжетов или просмотра книг с картинками. Они также могут убрать игрушки или посидеть и решить, например, головоломку.

Дети с СДВГ часто не в состоянии сделать это. Они могут демонстрировать экстремальное поведение, которое нарушает их деятельность и отношения. Для постановки диагноза СДВГ ребенок должен демонстрировать такое поведение в течение не менее 6 месяцев в нескольких местах, например, дома или в детском саду.

Дети с синдромом дефицита внимания могут:

  • беспокойный
  • бегать, лазить и прыгать на все подряд.
  • постоянно быть «на ходу», как будто они «приводятся в движение двигателем».
  • говорить безостановочно
  • быть неспособным долго концентрироваться или слушать.
  • трудно успокоиться, поспать и посидеть за едой.

Однако некоторые дети с СДВГ могут сосредоточиться на вещах, которые их интересуют, например, на конкретных игрушках.

Если родители или опекуны считают, что их малыш ведет себя чрезмерно и интенсивно, и если такое поведение влияет на семейную жизнь и происходит часто, им следует проконсультироваться с врачом своего ребенка для обследования.

диагностирование

Рекомендации по диагностике СДВГ не распространяются на детей в возрасте 3 лет и младше.

Тем не менее, есть доказательства того, что врачи диагностируют СДВГ у детей младшего возраста.

Факторы, которые могут заставить врача заподозрить СДВГ в этом возрасте, включают:

  • наследственные факторы
  • употребляла ли мать во время беременности наркотики или алкоголь.
  • если бы мать курила во время беременности.
  • подвергалась ли мать воздействию токсинов окружающей среды во время беременности.
  • преждевременные роды или низкий вес при рождении
  • проблемы центральной нервной системы в критические моменты развития
  • задержка в развитии моторики, речи и языка.
  • поведенческие трудности
  • семейная история болезни СДВГ

Национальное обследование детского здоровья в США 2010-2011 гг. показало, что около 194 000 детей в возрасте 2-5 лет получили диагноз СДВГ в течение года.

Как врачи диагностируют СДВГ?

Для диагностики СДВГ у детей старшего возраста врач может провести диагностику:

  • провести медицинский осмотр
  • посмотрите личные и семейные истории болезни.
  • рассматривать школьные документы
  • попросить семью, учителей, нянь и тренеров заполнить анкету.
  • сравните симптомы и поведение с критериями и шкалой оценки СДВГ

Для диагностики СДВГ у детей старшего возраста и взрослых врач также будет наблюдать и спрашивать о таких характеристиках, как

  • недостаточное внимание к деталям при выполнении задач
  • Трудность сосредоточения внимания на задачах
  • не слушать, когда с ним разговаривают.
  • не следуя инструкциям
  • трудные организационные обязанности
  • часто теряешь вещи и забываешь делать то.
  • нервничать и не иметь возможности сидеть.
  • бегать или лазать по неподходящим местам
  • чрезмерные разговоры
  • неспособность сделать что-то тихо.
  • трудности в ожидании своей очереди.

Как насчет диагностики маленьких детей?

Для детей младшего возраста может быть трудно определить, будут ли они отвечать этим критериям.

Иногда проблемы с развитием, такие как языковая задержка, могут привести к неправильному диагнозу СДВГ.

Аналогичные симптомы могут быть вызваны и другими заболеваниями, в том числе

  • черепно-мозговая травма
  • проблемы с обучением или языковые проблемы
  • расстройства настроения, включая депрессию и тревогу
  • другие психиатрические или неврологические расстройства
  • судорожные расстройства
  • нарушения сна
  • проблемы щитовидной железы
  • проблемы со зрением или слухом

Дети дошкольного возраста или младенцы с симптомами СДВГ должны обратиться к специалисту для обследования. Соответствующим специалистом может быть логопед, педиатр развития, психолог, психолог или психиатр. Они могут помочь врачу поставить точный диагноз.

Лечение

Существуют рекомендации по лечению СДВГ у детей в возрасте 4 лет и старше, но в настоящее время нет рекомендаций по лечению СДВГ у детей младшего возраста.

Детям в возрасте 4-5 лет врач может порекомендовать:

Поведенческая терапия: Родители или учителя могут сделать это.

Лекарства: Если симптомы не улучшаются с помощью поведенческой терапии, и особенно если они от умеренных до тяжелых, врач может порекомендовать гидрохлорид метилфенидата (риталин) и другие стимулирующие препараты.

Врач будет следить за дозировкой и при необходимости изменять ее, чтобы ребенок получал максимальную пользу и минимальное количество побочных эффектов.

Важно отметить, что Управление по контролю за продуктами и лекарствами США (FDA) не дало разрешения на использование этого препарата детям до 6 лет из-за отсутствия доказательств того, что он является безопасным или эффективным.

FDA отмечает, что стимулирующие препараты могут иметь побочные эффекты, в том числе замедляя рост ребенка.

Раннее лечение детей младшего возраста

CDC рекомендует обучение родителей и поведенческую терапию для маленьких детей. В качестве первого шага они говорят, что поведенческая терапия:

  • учит родителей, как управлять поведением ребенка
  • похоже, работает так же хорошо, как и лекарства для маленьких детей.
  • предотвращает побочные эффекты, которые могут возникнуть при приеме лекарственных препаратов

Терапевт будет работать с ребенком, чтобы помочь ему учиться:

  • новые способы поведения, не вызывающие проблем.
  • новые способы самовыражения

Когда ребенок достигнет возраста, достаточного для посещения детского сада или школы, родители или опекуны должны спросить школу о возможности получения образовательной поддержки.

Как насчет лекарств?

В 2014 году сотрудник ЦКЗ представил отчет, в котором говорилось, что более 10 000 малышей в возрасте 2-3 лет могут получать лекарства от СДВГ способами, не соответствующими установленным в США нормативам.

Гражданская комиссия по правам человека, наблюдающая за психическим здоровьем, собрала данные, позволяющие предположить, что число детей, получающих лечение от СДВГ и других психических расстройств в США, может быть выше этого показателя.

Говорят, что в дополнение к 10 000 малышей, получающих лекарства от СДВГ:

  • 318 997 человек получают антибактериальные препараты.
  • 46,102 получают антидепрессанты.
  • 3760 получают антипсихотики.

Они также обнаружили, что среди младенцев в возрасте до 1 года:

  • 249 669 человек получают противозачаточные препараты
  • 24 406 человек получают антидепрессанты.
  • 1 422 человека получают лекарства от СДВГ.
  • 654 принимают антипсихотики.

Приведенные выше цифры указывают на то, что младенцы и малыши могут подвергаться чрезмерной медикаментозному лечению.

Не существует руководства по лечению детей младшего возраста или младенцев с СДВГ. Тем не менее, руководство для детей постарше предлагает попробовать поведенческую терапию перед приемом лекарств.

Кроме того, по данным одного исследования, почти 50 процентов детей в возрасте до трех лет, получающих психотропные препараты, не подвергаются мониторингу каждые 3 месяца.

Это говорит о том, что малыши и младенцы могут принимать препараты от СДВГ до 6 месяцев одновременно, не проверяя их действие врачами.

AAP призывает врачей взвесить риски приема лекарств от СДВГ для самых маленьких детей и потенциальный вред от задержек в диагностике и лечении.

Перспектива

Эксперты расходятся во мнениях относительно того, является ли растущее число диагнозов СДВГ среди американских детей дошкольного возраста полезным или вредным.

Некоторые опасаются, что врачи ставят завышенный диагноз и что дети получают лекарства в слишком раннем возрасте. С другой стороны, ранняя диагностика может означать, что ребенок получает помощь быстрее.

Диагностика СДВГ у детей в возрасте до 4-5 лет может быть затруднена, тем более, что не существует специальных диагностических критериев для младенцев и младенцев.

Если родители или опекуны подозревают, что у ребенка СДВГ, им следует обратиться за советом к врачу.

Врач сначала исключит другие заболевания. Если после обследования врач поставит малышу диагноз СДВГ, он проконсультирует его и окажет поддержку и проинформирует о поведенческой терапии специалиста, осуществляющего уход.

Если врач предлагает медикаменты, некоторые лица, осуществляющие уход, возможно, пожелают рассмотреть другое мнение, прежде чем начать это лечение.

При соответствующем лечении можно справиться с симптомами СДВГ.

Источник: http://UpSkin.ru/mednews/sdvg-u-malyshej-rannie-priznaki-simptomy-i-lechenie.html

Если у вас гиперактивный ребенок до года и после: причины, симптомы и рекомендации

СДВГ у детей раннего возраста: признаки, симптомы и лечение

Несмотря на то, что гиперактивность наиболее ярко проявляется в возрасте около 3-х лет, первые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности можно заметить уже в младенчестве. Ранняя диагностика и своевременное лечение позволит предотвратить множество проблем с развитием, обучением и адаптацией в дальнейшем.

Гиперактивность малыша первого года жизни

Гипервозбудимость у грудничков довольно трудно поддается диагностике. Поэтому самостоятельно назначать малышу лечение ни в коем случае нельзя.

Гиперактивный ребенок до года: признаки

Частые признаки до года, с которыми рекомендуется обратиться к специалисту:

  • любое расстройство сна;
  • частый плач и крик;
  • постоянные движения головкой, ногами и руками. Гиперактивный грудной ребенок активно сучит ножками;
  • гипертонус мышц ребенка;
  • частая рвота и срыгивание после кормления;
  • бурная реакция на внешние раздражители (яркий свет, резкие звуки и хлопки).

Гиперактивный малыш не любит пеленание и всегда старается освободиться из пеленок. Такие дети раньше других сверстников начинают сидеть, вставать и ходить.

Причины гиперактивности до года

Гипервозбудимость малыша нередко является результатом:

  • различных осложнений при беременности. Например, токсикоз, высокое давление, а также гипоксия плода;
  • осложнений при родах. Сюда относятся тяжелые роды, а также роды раньше положенного срока. Применение щипцов, стимуляция, кесарево сечение;
  • инфекционных заболеваний, перенесенные матерью в период беременности или ребенок в первые недели жизни;
  • генетической предрасположенности. Риск возникновения расстройства возрастает многократно, если один или оба родителей в детстве были гиперактивны;
  • вредных привычек матери. Например, распитие алкоголя и курение табачных изделий во время беременности.

Рекомендации для молодых родителей

Для улучшения состояния гиперактивных малышей до года, как правило, применяют немедикаментозные средства лечения, например:

  • Расслабляющий массаж, снижающий напряжение в мышцах.
  • Остеопатические техники.
  • Успокаивающие ванночки на основе трав и ароматических масел.
  • Постоянный и четкий режим дня.
  • Удаление раздражающих факторов (погремушек издающих резкие звуки, громкой музыки и кричащих цветов в обстановке)
  • Долгие ежедневные прогулки и свежий воздух.

Гиперактивный ребенок что делать в 1-2 года

Диагностировать гиперактивность малыша в возрасте от 1 года до 2-х лет несколько легче, чем у детей до года, так как можно применить традиционную диагностику в 3 этапа:

  1. Сбор информации (доктор получает данные о течении беременности, родах и перенесенных крохой заболеваниях, а также собирает и обобщает семейный анамнез).
  2. Полное психологическое обследование ребенка.
  3. Аппаратное обследование (МРТ и электроэнцефалографическое исследование мозга).

Симптомы гиперактивности ребенка от 1 до 2-х лет

Итак, как понять что ребенок гиперактивный в год? К признакам в этом возрасте относят:

  • Невозможность усидеть на одном месте, повышенная двигательная активность, бесцельный бег.
  • Рассеянность звукового и зрительного внимания. Маленькому непоседе сложно долго и внимательно слушать или что-то смотреть.
  • Также продолжаются проблемы со сном. Засыпает тяжело, спит мало и беспокойно.
  • Задержка речевой функции.
  • Гиперактивный ребенок в 1 год часто плачет и плохо воспринимает отказы и просьбы.

Причины гиперактивности ребенка от 1 до 2-х лет

Кроме причин, связанных с внутриутробным развитием плода, осложнениями при родах и перенесенными заболеваниями, в этом возрасте малыши могут проявлять симптомы дефицита внимания и гиперактивности из-за неблагополучной обстановки в семье.

Гиперактивный ребенок 1 год что делать: советы для родителей

К малышу с гиперактивностью родителям потребуется найти новый подход:

  • Старайтесь четко формулировать свои просьбы. Меньше слов и больше конкретики облегчит взаимопонимание.
  • Строгий распорядок дня.
  • Обеспечьте крохе комфортные условия. Постоянные стрессы из-за ссор в семье сведут все усилия к нулю.
  • Не повышайте голос на малыша, обязательно говорите твердым, но спокойным и доброжелательным голосом.
  • В этом возрасте уже можно записаться в детский бассейн, где малыш будет снимать лишнее напряжение.

Елена, 28 лет, Москва

У меня очень гиперактивная малышка, и это было заметно с самого момента рождения. Дочка мало спит, очень беспокойна. В 3 месяца, если ее держали подмышками, она начинала шустро перебирать ножками, словно пыталась убежать куда-то. В 4 месяца пробовала садиться, а в 7 уже начала ходить.

Полина, 32 года, Нижний Новгород

Хочется немного рассказать о нашей проблеме. Ребенку год и два месяца. Беременность и роды были тяжелыми (угроза выкидыша, постоянный прием лекарств, экстренное кесарево).

Сынок с рождения страдает нарушениями сна, приходится долго укачивать на ручках и постоянно сидеть у детской кроватки. На любой запрет реагирует плачем и криком, доходящим до икоты и рвотных позывов. Иногда даже боюсь выходить с ним на улицу.

Каждая прогулка и игра на площадке заканчивается истерикой. Сейчас наблюдаемся у невролога, но видимых изменений пока нет.

Светлана, 26 лет, Курск

Сыну поставили гиперактивность в 3 месяца при первом же посещении невропатолога. С самом раннем возрасте гиперактивность проявлялась в плохом сне, постоянном сучении ручками и ножками. Ребенок бесконечно плакал и часто срыгивал.

Сейчас нам 1.5 года. Сынок находится в постоянном движении, вечно куда-то срывается и бежит. Чуть что, сразу истерика. Я уже даже не знаю, как правильно вести себя с ним. Понимаю, что нужно набраться терпения, но силы уже на пределе.

Как определить гиперактивность у малыша до года? В представленном видеоролике вы можете познакомиться с первыми признаками гиперактивности и простыми тестами выявляющими проблему на ранних этапах развития.

Вам будет интересно

Советуем прочитать:
Что делать, если ребенок в 2 года не слушается
Гиперактивный ребенок 3-7 лет
Гиперактивный ребенок в 2 года

Источник: https://portalrebenka.com/uhod-i-razvitie/giperaktivnyj-rebenok-do-goda-i-posle.html

Гиперактивный ребенок раннего возраста

СДВГ у детей раннего возраста: признаки, симптомы и лечение

Откровенно говоря, большая под­вижность свойственна едва ли не всем детям дошкольного возраста. Но если неугомонность малыша регулярно переходит всякие грани­цы и создает проблемы в общении со сверстниками, с родителями и воспитателями (учителями) — это сигнал о том, что необходимо про­консультироваться у специалиста.

Очень часто к «шилу в попке» до­бавляются и другие особенности поведения. Прежде всего, это неспо­собность сосредоточиться, долго за­ниматься одним и тем же делом, от­сутствие целеустремленности. Та­кую проблему врачи называют син­дромом дефицита внимания с гипер­активностью (СДВГ).

Почему у детей формируется та­кое поведение? Медики называют несколько причин: это и наследст­венность, и инфекционные заболе­вания в младенчестве, и даже — как ни странно — пищевая аллергия, вызванная искусственными добав­ками.

Но, по статистике, чаще все­го (в 85 процентах случаев) к гиперактивности приводят осложне­ния во время беременности и (или) родов.

Например, если мама стра­дала от токсикоза во время бере­менности, то из-за ее плохого са­мочувствия у ребенка не успевают «дозреть» некоторые механизмы работы головного мозга. В случае травматичных родов схема другая.

Дело в том, что во время прохож­дения ребенка через родовые пути матери между центрами его голов­ного мозга устанавливаются опре­деленные связи. Если же «поря­док» родов нарушен (скажем, в случае кесарева сечения), эти свя­зи могут установиться не совсем так, как задумала природа.

Портрет в рамочке

Несмотря на то, что медики расхо­дятся во взглядах на гиперактив­ность, приблизительный психологический портрет ребенка раннего возраста с такой проблемой все же существует. Вот его основные черты:

  • гиперактивный ребенок не может долго удержи­вать свое внимание на чем-либо;
  • ему трудно дослушать собеседни­ка до конца, без конца перебива­ет других;
  • часто «не слышит», когда к нему обращаются;
  • не может усидеть на месте, ерзает на стуле, крутится, вскакивает;
  • с удовольствием берется за новое дело, но при этом почти никогда не доводит до конца начатое;
  • с завидной регулярностью теряет свои вещи;
  • даже в школьном возрасте не способен самостоятельно следо­вать распорядку дня (нуждается в «палочке-погонялочке»);
  • легко забывает все, что его не ин­тересует;
  • руки беспокойные, ребенок посто­янно что-то крутит, ковыряет, ба­рабанит пальцами;
  • спит мало;
  • говорит много;
  • часто под влиянием эмоций со­вершает необдуманные поступки;
  • не любит и не умеет ждать своей очереди;
  • движения резкие, неожиданные, в результате окружающие пред­меты с грохотом летят на пол.

Если перечисленные симптомы вам до боли знакомы, не спешите хвататься за голову. Поставить диагноз может только доктор, да и то не при первой встрече. Квалифици­рованные специалисты наблюдают ребенка на протяжении нескольких месяцев, назначая при необходимо­сти дополнительные исследования.

Ведь практически каждый из выше­перечисленных симптомов может свидетельствовать не только о гиперактивности ребенка раннего возраста, но и о какой-то другой особенности развития.

К то­му же очень важно, как долго ребе­нок проявляет себя подобным обра­зом, возможно, речь просто идет об очередном этапе взросления «с по­бочными эффектами», а не о невро­логическом диагнозе.

Подсказки для родителей

Не секрет, что от общения с гипер­активным ребенком даже самые тер­пеливые родители и самые опытные педагоги подчас теряют терпение и начинают «бегать по потолку»: ну никакого сладу с этим «вечным дви­гателем»! Вот несколько советов, которые помогут нормализовать отношения и добиться от своего чада желаемого поведения.

  • Почаще поощряйте своего ма­лыша — такие дети очень нужда­ются и в похвалах, и в матери­альных стимулах (сладостях, иг­рушках и т. д.). Старайтесь обра­щать внимание на те достижения ребенка, которые дались ему с особым трудом — усидчивость, ак­куратность, последовательность, пунктуальность и т. д.
  • Учебные и развивающие заня­тия планируйте в первой по­ловине дня, тогда и результаты будут выше.
  • Свои просьбы ребенку форму­лируйте покороче — в 1-2-х предложениях, чтобы он навер­няка дослушал до конца.
  • Гиперактивные детки очень быстро утомляются. Поэтому почаще делайте перерывы в занятиях (в любых, даже интересных для ребенка).
  • Помните: когда ваш ребенок в общественном месте начинает се­бя вести неприлично с точки зре­ния общепринятого этикета (громко говорить, кричать, вер­теться), одергивать его бесполез­но. Постарайтесь отвлечь его вни­мание интересным разговором, ласково погладьте ручки, щечки. Приятные тактильные ощущения помогают снять эмоциональное напряжение. А чтобы не испыты­вать чувство стыда перед окружа­ющими, постарайтесь убедить се­бя, что ребенок не виноват в том, что родился таким, он и сам страдает от своей непоседливости.
  • Занимаясь с гиперактивным ребенком, не тре­буйте от него выполнения сра­зу нескольких условий: сидеть смирно, писать (вырезать, рисо­вать и т. д.) аккуратно, слушать внимательно и т. д. Выберите один пункт, который в данный момент наиболее важен, например писать аккуратно, а за то, что ребенок по­минутно вскакивает, грызет ручку, то и дело отвлекается, постарай­тесь его не ругать. Если ребенок выполнит это условие — обязатель­но похвалите. В следующий раз выберите другое условие — сидеть спокойно.
  • Если вы хотите, чтобы ваш ре­бенок четко следовал распо­рядку дня, перед окончанием од­ного дела и при переходе к «следующему пункту программы» обязательно напоминайте ему (лучше не один, а 2 — 3 раза): «Играть осталось 10 минут, по­том — обед!» Дети постарше, кото­рые умеют определять время по часам, могут готовиться к смене деятельности с помощью будиль­ника.
  • Сам же распорядок дня соста­вляйте таким образом, чтобы ребенок не слонялся без дела и 10 минут. Такого малыша нуж­но постоянно чем-то занимать, чтобы он не перевозбуждался.
  • Очень полезно записать гипер­активного ребенка с раннего возраста в спортив­ную секцию и (или) регулярно играть с ним в спортивные игры.
  • Самый лучший вариант, если родители и воспитатели (учителя) объединят свои усилия в воспита­нии такого сложного ребенка и будут действовать сообща. Еди­ные требования в детском саду (школе) и дома помогут малень­кому человечку быстрее привык­нуть к порядку.

Осторожно: ловушка!

Известно немало случаев, когда ро­дители гиперактивных детей с де­фицитом внимания, «купившись» на их высокие интеллектуальные спо­собности, отдавали свое чадо в школу несколько раньше, чем это было необходимо. А почему бы и нет? Ведь если ребенок, например, в 4 года научился читать, к 5-ти скла­дывает в уме или считает до 100 и весело декламирует коротенькие ан­глийские стишки, что ему делать в детском саду?

Но не все так просто. Одна из особенностей таких детей — асинхрония развития. Малыш действитель­но по некоторым параметрам опере­жает своих сверстников, но в чем-то, увы, отстает от них. (Часто опе­режение идет именно в плане разви­тия интеллекта, а отставание — в во­просах социализации.

) Для такого ребенка урок длительностью в 30 минут равносилен пытке. Он станет вертеться и отвлекаться, пропускать слова педагога мимо ушей и, умея решить сложную задачу, будет 20 минут раздумывать над элементар­ным примером. А его буковки будут скорее напоминать диковинных на­секомых.

Он просто еще «не доз­рел» до школы физиологически и психологически!

Именно поэтому перед тем, как отдать гиперактивного ребенка с де­фицитом внимания в школу, его со­вершенно необходимо показать спе­циалистам, желательно нескольким, например: неврологу, психологу, дефектологу. А потом — следовать полученным рекомендациям, спря­тав свои родительские амбиции до лучших времен.

Если вы поняли, что «погорячи­лись» со школой уже когда ваш ре­бенок пошел в первый класс, еще не поздно вернуть его в сад, «отыграв» для него еще один кусочек детства. Опыт показывает, что факт перехода из детского сада в школу, как прави­ло, более важен для пап и мам, не­жели для самих юных школяров.

Даже у сложных задач всегда есть свое решение. А когда речь идет о том, чтобы облегчить жизнь не только себе, но и маленькому, пока беззащитному перед этой жизнью человечку, появляются силы, нахо­дятся специалисты и нужная ин­формация. И пусть иногда подводит терпение, главное, что вы любите свое дитя, а оно любит вас, и, зна­чит, вместе рано или поздно спра­витесь со всеми проблемами.

kidsunity.org

Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку!

Понравился материал? Будем благодарны за репосты

Источник: https://doctor.kz/baby/news/2014/12/22/16967

Причины и лечение синдрома гиперактивности у детей дошкольного возраста

СДВГ у детей раннего возраста: признаки, симптомы и лечение

Гипеактивность считается серьезной патологией, связанной с поведением и психоэмоциональным состоянием ребенка.

У детей с таким диагнозом возникают трудности в социальной адаптации, и возникает риск дезадаптации.

Спровоцировать развитие такой патологии могут многочисленные факторы, включая образ жизни матери при беременности.

Исключить негативные последствия гиперактивности у детей дошкольного возраста можно только своевременным и комплексным лечением.

Нужно ли лечить синдром гипервозбудимости у новорожденных? Ответ узнайте прямо сейчас.

Гиперактивность представляет собой многоплановое расстройство определенных функций головного мозга, связанных с чрезмерным образованием нервных импульсов.

Такая патология становится главной причиной чрезмерной активности ребенка, которая мешает ему концентрировать внимание и собственные эмоции.

Симптоматика гиперактивности может напоминать неврозы или поведение обычного подвижного малыша. Распознать истинные признаки данного состояния может только квалифицированный специалист на основании комплексного обследования.

Как связана с синдромом дефицита внимания?

Гиперактивность на протяжении длительного времени относили к патологическим состояниям мозга.

Наличие многочисленных исследований специалистов привело к выделению данного состояния в отдельный вид заболевания, а повышенную активность ребенка стали связывать с синдромом дефицита внимания.

В современной медицинской практике гиперактивность подразделяют на несколько форм развития. Каждый из типов находится в тесной взаимосвязи с дефицитом внимания.

Формы патологии:

  • сочетание гиперактивности с синдромом дефицита внимания;
  • дефицит внимания без гиперактивности;
  • гиперактивность без дефицита внимания.

Симптомы и признаки

Симптоматика гиперактивности у детей начинает развиваться практически с рождения. Такие малыши чрезмерно активны, но у них развивается отставание в физическом развитии.

Вспышки яркого света, речь, некоторые предметы вызывают у них бурное реагирование, свидетельствующее о наличии повышенной чувствительности к раздражителям.

Если у ребенка в поведении присутствует несколько признаков гиперактивности, то консультация со специалистом должна быть проведена обязательно.

Признаки у малышей и дошкольников:

  • задержка речевого развития;
  • хаотичность движений;
  • нарушение памяти;
  • чрезмерная физическая активность;
  • повышенная чувствительность к внешним раздражителям;
  • эмоциональная нестабильность и плаксивость;
  • нарушение концентрации внимания;
  • беспокойный сон и трудности с засыпанием;
  • нарушение моторики движений.

Гиперактивность не оказывает влияния на умственные способности ребенка после начала посещения им школы, но данная патология может стать причиной снижения его успеваемости до критичных показателей.

Причинами плохих оценок и трудностей с восприятием материала будет повышенная физическая активность, отсутствие способности спокойно сидеть на уроках, постоянное отвлечение на окружающие предметы и ситуации.

У детей с диагнозом гиперактивности имеется риск развития нервного тика или других заболеваний, связанных с психоэмоциональным состоянием.

Признаки у детей школьного возраста:

  • самокритичность и заниженная оценка своих способностей;
  • чрезмерная суетливость;
  • рассеянность в концентрации на определенной теме;
  • нарушение координации движений и неуклюжесть;
  • затруднения с концентрацией внимания;
  • вспыльчивость и раздражительность;
  • нетерпеливость;
  • частые головные боли;
  • развитие фобий;
  • энурез.

Каковы признаки повышенного внутричерепного давления у ребенка? Узнайте об этом из нашей статьи.

Причины и провоцирующие факторы

Причины развития гиперактивности у ребенка подразделяются на две категории — негативные факторы воздействия в период вынашивания плода и обстановка, окружающая малыша после рождения.

Ко второй категории относятся слишком предвзятое отношение взрослых, конфликтные ситуации, а также легкомысленное отношение родителей к воспитанию ребенка.

Провоцируют развитие гиперактивности до рождения ребенка следующие факторы:

  • патологии во время беременности;
  • родовые травмы и сложные роды;
  • преждевременные роды или дефицит веса ребенка при рождении;
  • неправильное питание и злоупотребление вредными привычками во время беременности;
  • проведение родов с помощью кесарева сечения;
  • неправильный образ жизни во время беременности.

Диагностика

Диагностика гиперактивности осуществляется в несколько этапов. Сначала обследование ребенка проводится в форме интервью или беседы. Первичный осмотр проводят невролог, психолог и психиатр.

На основании собранных данных специалисты ставят первичный диагноз, для подтверждения которого назначаются специальные процедуры и тестирования. В течение полугода родителям необходимо внимательно следить за поведением ребенка и сообщать о своих наблюдениях врачам.

К методам диагностики относятся следующие процедуры:

  • нейроскопическое тестирование;
  • МРТ головного мозга;
  • общий анализ крови и мочи;
  • биохимический анализ крови и мочи;
  • ЭЭГ и ЭхоКГ;
  • дополнительная консультация эндокринолога, логопеда, офтальмолога, отоларинголога и эпилептолога.

Что делать, если поставили такой диагноз?

Реакция родителей на диагноз гиперактивности у ребенка может быть неоднозначной. Некоторые из них испытывают панику, другие — считают, что повышенная активность пройдет самостоятельно после переходного возраста.

Оба мнения ошибочны. Если диагноз подтвержден, то ребенку необходима квалифицированная и полноценная помощь.

Терапия может длиться годами. Родителям необходимо запастись терпением и соблюдать все рекомендации специалистов.

При гиперактивности у ребенка родителям необходимо выполнить следующие действия:

  • провести комплексное обследование ребенка и подтвердить диагноз;
  • создать максимально благоприятные условия для ребенка;
  • научиться контролировать свои эмоции и уделять внимание своим действиям;
  • соблюдать все назначенные процедуры;
  • воспользоваться помощью психолога и психотерапевта.

Чем выводят вши у детей? Читайте об этом здесь.

Советы родителям по коррекции детского поведения

Дети с установленным диагнозом гиперактивности отличаются повышенной чувствительностью психики.

В период лечения родителям необходимо создать для малыша максимально благоприятную обстановку и исключить провоцирующие факторы.

Внимание следует уделять режиму дня, играм, питанию, физической активности и процессу обучения.

Несколько советов родителям:

  1. В играх с ребенком должны быть исключены элементы соревнований (реакция ребенка на проигрыш может снизить эффективность проводимой терапии).
  2. Выбирая секции для детей, необходимо исключать перспективу проведения соревнований (детская психика должна быть защищена от потенциально негативных факторов).
  3. Ребенка надо как можно чаще хвалить (похвала повысит его самооценку и придаст уверенности в себе).
  4. Родители должны корректно обозначать запреты и ставить перед ребенком конкретные задачи (можно давать ребенку простые, но регулярные поручения — после сна заправлять кровать, выносить мусор, убирать игрушки после игры и пр.).
  5. Ребенка надо приучать к последовательности действий (например, после игры надо собрать игрушки, вымыть руки и только после этого обедать).
  6. Ребенка надо приучать к определенному распорядку дня (ложиться спать малыша надо приучать в одно и то же время ежедневно).
  7. Родители должны устанавливать и контролировать временные рамки перед ребенком (просмотр телевизора, игра на компьютере и другие развлечения должны занимать определенное время).
  8. Огромной пользой для эмоционального состояния ребенка обладают спортивные, но в тоже время спокойные занятия (плавание, конные прогулки, езда на велосипеде, катание на коньках или лыжах).

Рекомендации по лечению бруксизма у ребенка вы найдете на нашем сайте.

Стоит ли принимать препараты и какие?

Как лечить гиперактивность у ребенка? Лечение гиперактивности у детей включает в себя несколько этапов.

В первую очередь специалисты отдают предпочтение немедикаментозным способам.

Препараты для коррекции поведения малыша назначаются в случае экстренной необходимости.

Подбираться такие лекарственные средства должны только врачом на основании клинической картины состояния здоровья ребенка. Первичное лечение основывается на принципах психотерапии и психолого-педагогических методиках.

Примеры препаратов, используемых при лечении патологии:

  • препараты для улучшения концентрации внимания (Виванс, Фокалин, Метилин);
  • антидепрессанты (Метилфенидат, Амитриптилин);
  • препараты для улучшения работы мозга (Глицин);
  • ноотропные препараты (Пантогам, Кортексин, Фенибут).

Особенности режима дня и питания

Режим питания и соблюдение определенного распорядка дня являются одними из главных составляющих терапии гиперактивности.

Учеными доказано, что симптоматика патологии может усиливаться под воздействием неправильно составленного и несбалансированного рациона малыша.

Продукты, относящиеся к категории аллергенов должны вводиться в меню постепенно и в небольшом количестве. Особенности детского меню:

  1. В рационе обязательно должны присутствовать разные сорта мяса, фрукты, овощи, морепродукты.
  2. Сладости, мучные изделия и газированные напитки должны употребляться малышом в минимальном количестве.
  3. В рационе должны присутствовать продукты с максимальным содержанием питательных компонентов (творог, говяжья печень, гречневая крупа).
  4. Меню составляется с учетом правил полноценного и сбалансированного рациона (ребенку нельзя позволять питаться постоянными перекусами).

Режим дня гиперактивного ребенка должен быть продуман до мелочей. Возраст малыша не имеет значения. Начинать приучение к определенному распорядку можно в виде игры. На листе бумаги надо написать расписание дня.

За каждый выполненный пункт ребенка обязательно следует похвалить. Благодаря такому приему малыш заинтересуется в задании и ему будет легче привыкнуть к систематическим действиям.

Распорядок дня должен включать в себя следующие пункты:

  • просыпаться и засыпать ребенок должен в одно и то же время;
  • завтрак, обед и ужин в определенные часы;
  • ежедневные обучающие занятия;
  • ограниченное время на просмотр телевизора и игры;
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе.

О том, как лечить астенический синдром, вы можете узнать из нашей статьи.

Прогноз

Прогнозы при гиперактивности напрямую зависят от проведенной терапии.

Последствия могут развиваться в трех направлениях — ребенок перестанет верить в свои силы и замкнется в себе, произойдет серьезное нарушение психики, и он будет жить в придуманном мире или продолжит борьбу, добьется успехов в жизни.

Каким будет результат лечения, и какой характер сформируется во взрослом возрасте, зависит от совместных усилий специалистов и родителей.

При наличии шести и более признаков гиперактивности у ребенка родители должны обязательно обратиться к детским специалистам для проведения обследования.

Патология не может исчезнуть без соответствующего лечения, а отсутствие терапии окажет крайне негативное воздействие на способность ребенка общаться с окружающими, процесс обучения и его психоэмоциональное состояние.

Доктор Комаровский о гиперактивности у детей в этом видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

Источник: https://pediatrio.ru/g/giperaktivnost/u-detej-doshkolnogo-vozrasta-lechenie.html

Сдвг у детей раннего возраста: признаки, симптомы и лечение

СДВГ у детей раннего возраста: признаки, симптомы и лечение

Синдром дефицита внимания и гиперактивности является состоянием, которое встречается у миллиона детей и часто сохраняется в зрелом возрасте. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) имеют проблемы с концентрацией внимания и демонстрируют гиперактивное и импульсивное поведение. Эти характеристики СДВГ часто влияют на отношения ребенка с семьей, друзьями и учителями.

У большинства детей СДВГ выявляют во время их пребывания в начальной школе. Средний возраст, когда ставят СДВГ — 7 лет. Дети с легкой формой СДВГ, как правило, диагностируются примерно в 8 лет, а дети с тяжелой формой СДВГ диагностируются в 5 лет.

Heather England

Можно ли диагностировать СДВГ у детей раннего возраста?

Возможные причины и факторы риска, которые указывают на СДВГ:

Генетика;

Употребление матерью наркотиков и алкоголя, воздействие токсинов во время беременности;

Преждевременные роды или низкий вес при рождении;

Проблемы с центральной нервной системой в критические моменты развития.

Важно отметить, что некоторые признаки и симптомы не означают, что у ребенка есть СДВГ:

Снижение окружности головы;

Задержка в развитии моторики и речи;

Поведенческие трудности.

Некоторые исследователи предполагают, что СДВГ можно точно диагностировать, когда ребенок достигнет 3-летнего возраста. Ученые, исследовавшие детей школьного возраста, отмечают, что матери сообщали о симптомах СДВГ, начиная с 4 лет. Трудно заметить симптомы СДВГ у детей до 4 лет, так как дети в этом возрасте быстро меняются.

Энергичный и очень активный ребенок без СДВГ тоже не может сосредоточиться, когда необходимо посмотреть книгу с картинками. Кроме того, он не может спокойно сидеть и долго играть с игрушками.

Малыши с СДВГ

Беспокойны;

Постоянно бегают, лазают, прыгают;

Постоянно «на ходу» и, кажется, что у них «привод от электродвигателя»;

Не могут сосредоточиться или долго слушать;

Их трудно успокоить, уложить спать и покормить;

Тем не менее, некоторые дети с СДВГ в состоянии сосредоточиться на вещах, которые их интересуют, таких как конкретные игрушки.

Если родитель или воспитатель считает, что их малыш чрезмерно активен, они должны поговорить с доктором для оценки своего ребенка. Пока нет никаких руководящих принципов для диагностики и оценки СДВГ у детей раннего возраста. Тем не менее, врач может оценить ребенка с 4 до 18 лет, у которого имеются поведенческие симптомы СДВГ, включая невнимательность, гиперактивность, импульсивность.

Диагностика СДВГ у детей раннего возраста

Для того чтобы диагностировать СДВГ, врач может:

Провести медицинское обследование;

Посмотреть на личную и семейную историю болезни;

Попросить родителей, учителей, нянь заполнить анкету;

Сравнить симптомы и критерии поведения СДВГ по оценочной шкале.

Диагностирование расстройства у детей дошкольного возраста или младшего возраста является сложной задачей. Проблемы, связанные с развитием, такие как задержки речи, могут привести к ошибочному диагностированию СДВГ.

Дифференциальная диагностика СДВГ у детей раннего возраста

Другие состояния могут вызвать симптомы подобные СДВГ. К ним относятся:

Травма головного мозга;

Расстройства настроения, в том числе депрессия и тревога;

Другие психические расстройства;

Судорожные расстройства;

Проблемы со сном;

Проблемы с щитовидной железой;

Проблемы со зрением или слухом.

Дети дошкольного или младшего возраста, которые проявляют симптомы СДВГ, должны быть оценены специалистами, такими как логопед, педиатр, психолог или психиатр.

Лечение СДВГ у детей раннего возраста

Детям от 4 до 5 лет обычно рекомендуют поведенческую терапию. Если она не приводит к улучшению, то врач может назначить метилфенидат. Прием лекарства необходимо контролировать и изменять дозу, чтобы гарантировать максимальный эффект при минимизации побочных эффектов.

Метилфенидат не рекомендуется применять детям в возрасте до 6 лет. Препарат еще не изучен в этой возрастной группе. Некоторые исследования показывают, что он влияет на рост детей. Родители сообщили о побочных эффектах этого препарата, таких как потеря веса, бессонница, потеря аппетита, эмоциональные всплески и тревога.

Вы также можете почитать, как СДВГ протекает у девочек.

Список используемой литературы:

  1. Greenhill L. et al. Efficacy and safety of immediate-release methylphenidate treatment for preschoolers with ADHD //Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. – 2006. – Т. 45. – №. 11. – С. 1284-1293.
  2. Gurevitz M. et al. Early markers in infants and toddlers for development of ADHD //Journal of Attention Disorders. – 2014. – Т. 18. – №. 1. – С. 14-22.
  3. Centers for Disease Control and Prevention et al. Key findings: Trends in the parent-report of health care provider-diagnosis and medication treatment for ADHD, United States, 2003–2011 //Centers for Disease Control and Prevention. – 2014.
  4. Rappley M. D. et al. Patterns of psychotropic medication use in very young children with attention-deficit hyperactivity disorder //Journal of Developmental & Behavioral Pediatrics. – 2002. – Т. 23. – №. 1. – С. 23-30.
  5. Smith B. ADHD among preschooler: Identifying and treating attention deficit hyperactivity disorders in very young children requires a different approach //Am Psychol Assoc. Monitor Psychol. – 2011. – Т. 42. – №. 7. – С. 50.
  6. ATTENTION-DEFICIT S. O. N. et al. ADHD: clinical practice guideline for the diagnosis, evaluation, and treatment of attention-deficit/hyperactivity disorder in children and adolescents //Pediatrics. – 2011. – С. peds. 2011-2654.

Источник: https://medicalinsider.ru/news/sdvg-u-detejj-rannego-vozrasta-priznaki-simptomy-i-lechenie/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.