Ученые выяснили, где расположена семантическая память в головном мозге

Содержание

Какая часть мозга отвечает за память: механизм запоминания

Ученые выяснили, где расположена семантическая память в головном мозге

Какая часть мозга отвечает за память и что влияет на этот процесс, важно знать всем. Каждый день мы получаем массу информации, часть из которой запоминается. Почему одни воспоминания остаются в памяти, а другие нет, какой механизм действия памяти?

  • Где находится память
  • Механизм запоминания
  • Объем памяти

Где находится память

Памятью называют способность к запоминанию, накоплению и извлечению полученных сведений. Сколько может запомнить человек, зависит от его внимания.

Память формируется несколькими участками головного мозга: корой мозга, мозжечком, лимбической системой. Но в большей степени на нее влияют височные доли мозга. Процесс запоминания происходит в гиппокампе. Если повреждена височная область с одной стороны, то память становится хуже, но при нарушениях в обеих височных долях процесс запоминания полностью прекращается.

Функционирование памяти зависит от состояния нейронов и нейромедиаторов, обеспечивающих связь между нервными клетками. Они концентрируются в области гиппокампа. К нейромедиаторам относят и ацетилхолин. Если этих веществ не хватает, то память значительно ухудшается.

Уровень ацетилхолина зависит от количества энергии, производимой в процессе окисления жиров и глюкозы. Нейромедиаторы концентрируются в органе в меньших количествах, если человек переживает стресс или страдает от депрессивных состояний.

Механизм запоминания

Мозг человека работает, как компьютер. Чтобы сохранить текущую информацию он использует оперативную память, а для длительного хранения не обойтись без жесткого диска. В зависимости от того насколько долго часть мозга отвечающая за память хранит информацию, выделяют:

  • непосредственную память;
  • кратковременную;
  • долговременную.

Интересно, что в зависимости от вида, память хранится в разных участках мозга. Кратковременные воспоминания концентрируются в коре головного мозга, а долговременные – в гиппокампе.

Способность к запоминанию считается важной частью интеллекта. Поэтому от ее развития зависит и объем информации, которой владеет человек.

Работа памяти состоит из запоминания, сохранения и воспроизведения. Когда люди получают информацию, она поступает от одной нервной клетки к другой. Эти процессы происходят в области коры головного мозга. Данные нервные импульсы приводят к созданию нейронных связей. По этим путям в дальнейшем человек извлекает, то есть, вспоминает полученные сведения.

На то, как успешно и надолго запомнится информация, влияет то, с каким вниманием человек относится к объекту. Если это ему интересно, то он сильнее концентрируется на интересующем его предмете и процесс запоминания происходит на высоком уровне.

Вниманием и концентрацией называют такую функцию психики, которая позволяет сфокусировать все мысли на определенном объекте.

Не менее важным, чем запоминание, является забывание информации. Благодаря этому нервная система разгружается и освобождается место для новых сведений, начинают образовываться новые нейронные связи.

Какое полушарие отвечает за память, точно сказать нельзя, так как оба эти участка играют важную роль в процессе обработки и запоминания информации.

Объем памяти

Согласно недавним результатам исследований, ученым удалось выяснить, что объем памяти человеческого мозга составляет около миллиона гигабайт.

Если способности к запоминанию хорошо развиты, то творческим личностям это может доставлять много проблем.

В составе головного мозга около сотни миллиардов нервных клеток, между каждой из которых существуют тысячи нейронных связей. Информация передается в синапсе. Так называют точку, в которой контактируют нейроны.

Во время взаимодействия двух нейронов, происходит формирование прочных синапсов. На ветвящихся отростках нервных клеток есть дендриты, которые увеличиваются в размерах во время получения новой информации.

Эти отростки позволяют контактировать с другими клетками, во время увеличения он может воспринимать большее количество сигналов, поступающих в мозг.

Некоторые ученые сравнивают дендриты с битами компьютерного кода, но вместо цифр применяют описательные характеристики их размеров.

Но раньше не знали и том, каких размеров способны достигать эти отростки. Ограничивались только определением маленьких, средних и больших дендритов.

Ученые из Калифорнии столкнулись с интересной особенностью, которая заставила их пересмотреть известную информацию о размерах отростков. Это произошло во время изучения гиппокампа крысы. Это отдел мозга отвечающий за память по отношению к зрительным образам.

Исследователи заметили, что один, из отростков нервной клетки, отвечающий за передачу сигналов способен взаимодействовать с двумя дендритами, принимающими информацию.

Ученые выдвинули предположение о способности дендритов принимать одинаковую информацию, если она происходит от одного аксона. Поэтому размер и прочность их должны быть идентичными.

Было произведено измерение объектов, отвечающих за формирование синаптических связей. В ходе исследования удалось выяснить, что разница между дендритами, получающими информацию от одного аксона составляет около восьми процентов. Всего удалось выявить 26 возможных размеров отростков.

Основываясь на результатах исследований, была выдвинута гипотеза о способности человеческой памяти сохранять квадриллион байт информации. Чтобы сравнить мозг с компьютером достаточно знать, что размер средней оперативной памяти устройства не больше восьми гигабайт.  Тогда как мозг может сохранить миллион гигабайт.

Каждый человек знает, что полностью использовать весь объем памяти нельзя.

Многие хоть раз забывали о днях рождениях друзей и родственников, испытывали трудности с изучением стихотворений или запоминанием параграфов по истории. Это явление считается нормальным.

Но, если человек помнит абсолютно все, то это считается феноменом. Миру известны лишь единицы людей, которые помнили большую часть полученных сведений.

Источник: https://GolovaUm.ru/svojstva-mozga/kakaya-chast-mozga-otvechaet-pamyat.html

Объём памяти нашего мозга в 10 раз больше, чем считалось ранее

Ученые выяснили, где расположена семантическая память в головном мозге

Алексей Калько

Salk Institute

Компьютерная модель синапса – соединения нейронов, которое, как считается, отвечает за память

Кто-то однажды сказал, что мозг человека – наиболее сложно организованная часть материи во всей вселенной. Вряд ли он мог себе представить, насколько окажется прав.

Учёные-нейробиологи из Института биологических исследований Солка в Калифорнии изучили характеристики нейронных связей, и выяснили, что информационная ёмкость мозга во много раз выше, чем считалось ранее.

Они также раскрыли рациональную тактику, которую использует мозг, чтобы увеличить свои вычислительные способности и одновременно свести к минимуму энергопотребление. Более того, это открытие может помочь инженерам создать новый класс компьютеров с невероятной вычислительной мощностью и пониженным энергопотреблением.

Снова и снова человек учится у своего Создателя, но, к сожалению, часто забывает отдать Ему должное как настоящему Автору.

Как мозг хранит информацию?

Объём информации в компьютере можно измерить с помощью количества бит (0 или 1), которые могут храниться и быть считанными. В головном мозге информация хранится в виде силы синапса. Синапс – место контакта между двумя нейронами, через которое происходит передача нервного импульса, а сила синапса – мера того, насколько активно один нейрон влияет на другой.

Результаты могут помочь инженерам создать новый класс компьютеров с невероятной вычислительной мощностью и пониженным энергопотреблением.

Из тела каждой нервной клетки выходят длинные, подобные кабелю ветви – аксоны, и многочисленные короткие ветви, называемые дендритами. Аксоны одних нейронов соединяются с крошечными выступами, или «шипиками» на дендритах других. Каждый нейрон может иметь тысячи синапсов с другими нейронами.

Когда два нейрона по обе стороны от синапса активны одновременно, этот синапс становится сильнее. При этом толщина дендритных шипиков также увеличивается, чтобы вместить дополнительные молекулярные механизмы, необходимые для поддержания более сильного синапса.

Эта возможность изменения силы синапса называется синаптической пластичностью и считается основным механизмом, с помощью которого реализуется память. [См. видео «Как работает синапс» (англ.)]

Количество различных значений силы может быть измерено в битах. Следовательно, полная ёмкость памяти мозга зависит от количества синапсов и количества различимых сил синапса. Поэтому для определения объёма памяти мозга важным является вопрос – как много информации можно хранить в синапсе.

Image generated by Life Science Databases(LSDB)
[CC BY-SA 2.1 jp]

Трёхмерная модель гиппокампа (красным)

Какова ёмкость памяти человеческого мозга?

В новом исследовании, опубликованном в журнале eLife,1 нейробиологи из Института биологических исследований Дж. Солка в Калифорнии попытались ответить на этот вопрос. Они пришли к выводу, что объем информации человеческого мозга может быть на порядок выше (в 10 раз), чем считалось ранее.

С помощью современных методов электронной микроскопии учёные построили 3D-модель миниатюрного (размером с кровяную клетку) кусочка ткани гиппокампа (части мозга, отвечающей за память) крысы. Модель воссоздавала соединения, формы, объёмы и поверхность тканей мозга вплоть до наномолекулярного уровня.

Это позволило сравнить размеры дендритных шипиков, которые формируют синапсы. Из-за случайной изменчивости синаптической активности, для обеспечения точности измерений требовалось усреднение активности в течение нескольких минут.

Учитывая также колоссальное количество соединений между нейронами, моделирование требовало высокую вычислительную мощность.

Сначала выяснилось, что некоторые аксоны (примерно в 10 процентах случаев) образуют два или больше синапсов с одним дендритом, но на разных дендритных шипиках. Сначала учёные не придали большого значения такому дублированию, но потом поняли, как это можно использовать.

Такие синапсы должны быть одинаковой силы, потому что они испытали ту же историю нейронной активности. Кроме того, известно, что размеры шипика и сила синапса напрямую связаны.

Эти удивительные зависимости позволили оценить изменчивость синаптической пластичности, а значит, и количество бит информации, которые может хранить один синапс.

Измерения в небольшом кубике мозговой ткани показали, что шаг увеличения силы составляет всего 8%, и что есть 26 различных размеров дендритных шипиков. А значит, есть 26 уровней силы синапса. И учёные признаются, что такого никто из них не ожидал.

Ранее считалось, что синапс может иметь всего несколько состояний (например, сильное, среднее, слабое, что говорило бы о троичной системе сигналов). Но полученные результаты говорят о ёмкости примерно 4,7 бит информации на 1 синапс (24.7 ≈ 26).

Определив информационную ёмкость отдельного нейрона, можно оценить объём всей человеческой памяти.

Salk Institute

2 синапса (показаны стрелками) между одним аксоном (жёлтым) и одним дендритом (серым)

Salk Institute

26 уровней силы синапса

Это означает, что ёмкость памяти мозга – с многочисленными триллионами синапсов – возможно, прежде была занижена примерно на порядок. Терри Сейновски, соавтор исследования, сказал в интервью для издания Института Солка:2

«Это настоящая бомба в области неврологии. Наши новые измерения объёма памяти мозга увеличивают сдержанные оценки в 10 раз, до как минимум петабайта, что соизмеримо с объёмом всемирной паутины».3 Что такое петабайт? 1 000 000 000 000 000 байт информации. Но некоторые считают, что и эта оценка занижена. Например, Пол Ребер из Северозападного Университета полагает, что настоящий объём может составлять от 3 до 5 петабайт.4

Однако авторы статьи отмечают, что оценка является предварительной, и необходимы дополнительные измерения в этих же и других областях мозга, чтобы подтвердить их выводы. Кроме того, сложно точно вычислить объём, поскольку мы ещё очень многого не знаем о построении и принципах работы мозга.

Снова и снова человек учится у своего Создателя, но, к сожалению, часто забывает отдать Ему должное как настоящему Автору.

Что удивляет в такой точности шага изменения силы, так это то, что она на первый взгляд контрастирует с общеизвестной ненадёжностью самих синапсов. Когда один нейрон передаёт сигнал другому, обычно активация другого нейрона происходит лишь в 10–20% случаев.

Учёные признаются, что они часто удивлялись, как такая удивительная точность работы мозга обеспечивается такими ненадёжными синапсами.

Ответ, который предполагают учёные, заключается в том, что синапсы постоянно подстраиваются, что аггрегирует уровни успешных и неуспешных срабатываний.

С одной стороны, это позволяет уменьшить потребление энергии, ведь, если синапс активен 10–20% времени, то его потребление уменьшается на 80% по сравнению с постоянной активностью.

С другой, успешные и неуспешные срабатывания усредняются на длительных промежутках времени, и позволяют считать корректное значение. То есть записанная информация считывается как усреднённое значение многих событий, а не в виде результата отдельных срабатываний. Такой способ считывания значений также уменьшает влияние отдельных ошибок.

И это повышает надёжность системы по сравнению с традиционными компьютерами, в которых один ошибочный бит может привести к сбою всей программы.

Авторы исследования предполагают, что система, основанная на точности отдельных срабатываний, была бы намного энергозатратнее и менее надёжной (и при этом более сложной), чем система, точность и стабильность которой основана на усреднённом уровне вероятности множества событий.

Итоги

Под кажущимся хаосом и беспорядком мозга прячется невероятная точность размеров и форм синапсов, которая была скрыта от нас. Мы  нашли ключ к раскрытию конструктивного решения, как нейроны гиппокампа обрабатывают такие громадные объёмы данных, потребляя так мало энергии. Этот ловкий приём, используемый мозгом, подсказывает нам принципы построения более совершенных компьютеров.

Открытый исследователями такой принцип хранения информации позволяет значительно сократить энергопотребление, одновременно повышая рабочий объем данных. Это частично объясняет тот факт, что человеческий мозг является наиболее эффективным вычислительным устройством в мире (оставляя даже суперкомпьютеры далеко позади), и при этом потребляет всего от 15 до 45 Вт энергии.

«То, что мы обнаружили, открывает огромные перспективы. Под кажущимся хаосом и беспорядком мозга прячется невероятная точность размеров и форм синапсов, которая была скрыта от нас» – говорит Сейновски, и добавляет – «Мы  нашли ключ к раскрытию конструктивного решения, как нейроны гиппокампа обрабатывают такие громадные объёмы данных, потребляя так мало энергии. Этот ловкий приём, используемый мозгом, подсказывает нам принципы построения более совершенных компьютеров. Оказывается, что использование вероятностной трансмиссии обеспечивает высокую точность и требует намного меньше энергии, как для компьютера, так и для мозга».

Конструктивное решение без конструктора? Такой потрясающий уровень организации и обязательный регулирующий протокол синапсов, настоящий код, который нам ещё предстоит раскрыть, отвергает любые заявления об эволюции мозга путём естественных процессов. Стратегии, алгоритмы, конструктивные принципы, задействованные в мозге, могут исходить только от сверхъестественного Конструктора, у которого нам, людям, ещё учиться и учиться!

Это прекрасное и многообещающее исследование, открывающее новые перспективы.

Но разве не удивительно, что эти люди постоянно говорят о «великолепном дизайне», «изобретательных инженерных находках», и «эффективных конструктивных решениях» в природе, и копируют эти решения, потому что они намного превосходят придуманные людьми. И при этом забывают (или не желают) отдать должное Тому, Кто создал и их самих, и те технологии, которые они копируют в Его творении.

по теме

  • Биомимикрия – копирование идей и технологий биосистем

Ссылки и примечания

  1. Thomas M Bartol Jr идр.,Nanoconnectomic upper bound on the variability of synaptic plasticity, 30 ноября 2015; eLife 2015,4:e10778, http://elifesciences.org/content/4/e10778.

    Назад к тексту

  2. Memory capacity of brain is 10 times more than previously thought. Salk News. на salk.edu 20 января 2016 г.

    Назад к тексту

  3. Речь идёт только о «Всемирной паутине» (World Wide Web), то есть об информации, содержащейся непосредственно на веб-сайтах.

    Конечно, объёмы информации, хранящейся на серверах в интернете, в том числе аудио- и видеоданных, на много порядков больше. Назад к тексту

  4. Bradley J. Fikes, Salk study expands brain memory capacity estimate, San Diego Union Tribune, 19 января 2016 г. Назад к тексту

Информация Мозг Человек Биомимикрия Замысел

Источник: https://creationist.in.ua/reading/articles/260-brain-memory-capacity

Эмоциональная карта мозга: почему мы стыдимся висками, а боимся миндалинами

Ученые выяснили, где расположена семантическая память в головном мозге

Нам легко понять, как память или счет могут быть процессами, протекающими в головном мозгу.

Однако с чувствами все не так гладко — отчасти потому, что в речи мы используем фразы вроде «разбить сердце» для описания грусти или «залиться краской» для описания стыда.

И все же чувства — это явление из области нейрофизиологии: процесс, проходящий в тканях главного органа нашей нервной системы. Сегодня мы может отчасти оценить его благодаря технологии нейровизуализации.

В рамках своих исследований Петра Михль и несколько ее коллег из Университета Людвига-Максимилиана в Мюнхене недавно сделали серию МРТ-снимков.

Они стремились найти зоны мозга, которые отвечают за нашу способность чувствовать себя виноватыми или пристыженными.

Ученые выяснили, что стыд и вина, похоже, являются соседями по «кварталу», хотя для каждого из этих чувств и предусмотрена своя анатомическая область.

Специалисты попросили участников эксперимента вообразить, будто они ощущают вину или стыд, и в обоих случаях это активировало височные доли мозга.

При этом стыд задействовал в них переднюю поясную кору, которая следит за внешней средой и сообщает человеку об ошибках, и парагиппокампальную извилину, ответственную за запоминание сцен из прошлого.

Вина, в свою очередь, «включала» латеральную затылочно-височную извилину и среднюю височную извилину — центр вестибулярного анализатора.

Кроме того, у пристыженных людей начинали работать передние и средние лобные извилины, а у тех, кто ощущал вину, активизировались миндалевидные тела (миндалины) и островковая доля. Последние две зоны мозга входят в лимбическую систему, которая регулирует наши базовые эмоции из серии «бей или беги», работу внутренних органов, кровяное давление и другие параметры.

Сравнив МРТ-снимки мозга людей разного пола, ученые обнаружили, что у женщин вина затрагивала только височные доли, а у мужчин параллельно начинали работать лобные доли, затылочные доли и миндалины — одни из самых древних элементов мозга, которые отвечают за чувство страха, гнева, паники и удовольствия.

Страх и гнев: миндалевидное тело

Во время внутриутробного развития эмбриона лимбическая система формируется сразу после ствола, который организует рефлексы и связывает головной мозг со спинным. Ее работа — чувства и действия, которые нужны для выживания вида. Миндалины — важный элемент лимбической системы.

Эти области располагаются вблизи гипоталамуса, внутри височных долей, и активизируются, когда мы видим пищу, сексуальных партнеров, соперников, плачущих детей и так далее.

Разнообразные реакции организма на страх — тоже их работа: если ночью в парке вам кажется, будто за вами следует незнакомец, и ваше сердце начинает бешено колотиться, это происходит благодаря активности миндалин.

В ходе нескольких независимых исследований, проведенных в различных центрах и университетах, специалистам удалось выяснить, что даже искусственная стимуляция этих областей вызывает у человека чувство приближения неминуемой опасности.

Гнев — это во многом тоже функция миндалевидных тел. Однако он разительно отличается от страха, печали и других негативных эмоций.

Человеческий гнев удивителен тем, что похож на счастье: как радость и удовольствие, он заставляет нас двигаться вперед, в то время как страх или горе вынуждают отстраниться.

Как и другие эмоции, гнев, злоба и ярость охватывают самые разные участки мозга: ведь чтобы реализовать их импульс, этому органу нужно оценить обстановку, обратиться к памяти и опыту, отрегулировать выработку гормонов в теле и сделать многое другое.

Нежность и утешение: соматосенсорная кора

Во многих культурах грусть и потрясение принято скрывать: например, в британском английском даже существует идиоматическое выражение «keep a stiff upper lip», которое означает «не выдавать своих чувств». Тем не менее нейробиологи утверждают, что с точки зрения физиологии мозга человеку просто необходимо участие других людей.

«Клинические эксперименты показывают, что одиночество провоцирует стресс больше, чем любой другой фактор», — рассказывает немецкий ученый, автор книги «Наука счастья» Стефан Кляйн. «Одиночество — это бремя для мозга и тела. Его результатом становится беспокойство, беспорядок в мыслях и чувствах (следствие работы гормонов стресса) и ослабление иммунной системы.

В изоляции люди делаются печальными и больными».

Одно исследование за другим показывает, что дружеское общение полезно для человека физически и духовно. Оно продлевает жизнь и улучшает ее качество. «Одно прикосновение того, кто вам близок и заслуживает вашего доверия, облегчает печаль», — говорит Стефан. «Это следствие работы нейромедиаторов — окситоцина и опиоидов, — которые высвобождаются в моменты нежности».

Недавно британским исследователям удалось подтвердить теорию полезности ласки с помощью компьютерной томографии. Они выяснили, что прикосновения других людей вызывают сильные всплески активности в соматосенсорной коре, которая и так работает постоянно, отслеживая все наши тактильные ощущения.

Ученые пришли к выводу, что импульсы, которые возникают, если кто-то нежно касается нашего тела в тяжелые минуты, связаны с процессом вычленения из общего потока критически важных стимулов, способных все для нас изменить.

Специалисты также заметили, что участники эксперимента переживали горе легче, когда их держал за руку незнакомец, и намного легче, когда их ладони касался близкий человек.

Когда мы испытываем радость, переживаем счастье, смеемся или улыбаемся, в нашем мозгу «зажигается» множество разных участков. В процесс создания и обработки положительных эмоций вовлекаются уже знакомое нам миндалевидное тело, префронтальная кора, гиппокамп и кора передней островковой доли большого мозга, так что чувство радости, как гнев, печаль или страх, охватывает весь мозг.

В радостные моменты правая миндалина становится намного активнее левой. Сегодня распространено мнение, что левое полушарие нашего мозга отвечает за логику, а правое — за творчество. Однако с недавних пор мы знаем, что это не так.

Для выполнения большинства функций мозгу требуются обе части, хотя асимметрия полушарий существует: например, крупнейшие речевые центры располагаются слева, в то время как обработка интонации и акцентов больше локализуется справа.

Префронтальная кора — это несколько областей лобных долей мозга, которые находятся в передней части полушарий, сразу за лобной костью.

Они связаны с лимбической системой и отвечают за нашу способность определять свои цели, вырабатывать планы, достигать нужных результатов, менять курс и импровизировать.

Исследования показывают, что в счастливые моменты у женщин префронтальная кора левого полушария активнее, чем та же область справа.

Гиппокампы, которые находятся в глубине височных долей, вместе с миндалинами помогают нам отделить важные эмоциональные события от незначительных, чтобы первые можно было сохранить в долговременной памяти, а вторые — выкинуть.

Иными словами, гиппокампы оценивают счастливые события с точки зрения их значимости для архива. Кора передней островковой доли большого мозга помогает им делать это.

Она тоже связана с лимбической системой и активнее всего ведет себя, когда человек вспоминает приятные или печальные события.

Похоть и любовь: не эмоции

Сегодня человеческий мозг изучают тысячи нейробиологов по всему миру. Тем не менее пока науке не удалось точно определить, что такое эмоция и чувство. Нам известно, что многие чувства рождаются в лимбической системе — одном из самых древних элементов мозга.

Однако, возможно, не все, что мы традиционно признавали эмоциями, действительно является ими. Например, вожделение с точки зрения физиологии мозга не похоже на страх или радость. Его импульсы формируются не в миндалинах, а в вентральном стриатуме, который еще называют «центром вознаграждения».

Эта область также активизируется во время оргазма или поедания вкусной пищи. Некоторые ученые даже сомневаются в том, что вожделение — это чувство.

При этом вожделение отличается от любви, которая активирует дорсальный стриатум. Любопытно то, что ту же зону мозг задействует, если человек употребляет наркотики и попадает в зависимость от них.

Тем не менее в периоды влюбленности мы определенно испытываем счастье, страх, гнев и печаль чаще, чем в спокойные периоды, — а это означает, что любовь, возможно, стоит считать суммой эмоций, желаний и импульсов.

Иконки: Pham Thi Dieu Linh

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/9677-karta-mozga

Семантическая память: «у меня вертится на языке»

Ученые выяснили, где расположена семантическая память в головном мозге

«У меня вертится на языке» . Семантическая (вербальная) память хранит наши знания о мире и языке. Когда мы хотим что-то вспомнить, например, какой город является столицей Франции или кто сейчас президент США, мы активно задействуем нашу семантическую память.

Именно благодаря ей мы можем мгновенно вспомнить ответы. В этой статье вы узнаете о том, что такое семантическая память, для чего она служит, какие упражнения нужно делать, чтобы оценить её состояние и улучшить, а также о некоторых расстройствах, связанных с дефицитом обработки информации.

  

Что такое семантическая память?

Что такое семантическая память? Термин «семантическая (вербальная) память» ввел Эндель Тульвинг.  Семантическая память — память на общие знания и значения, не связанные с конкретными событиями в нашей жизни и воспоминаниями о них.

Например, чтобы ответить на вопрос о том, сколько часов содержится в сутках, нет необходимости вспоминать какой-то определённый момент нашей жизни, в который мы об этом узнали. Вербальная память позволяет «автоматически» вспомнить о том, что в сутках 24 часа, без привязки к жизненным событиям, которые нам об этом напоминают.

Семантическая память нужна для запоминания информации об окружающем мире, а также для правильного использования речи. Кроме того, это вид долговременной памяти, поскольку, приобретя какое-либо знание, мы можем его помнить в течение всей жизни.

Вербальная память такая же объемная, как и знания, которые мы приобретаем. Например, нам не нужно припоминать что-то из своей жизни, связанное со львами, для того, чтобы просто вспомнить, что лев — это млекопитающее с четырьмя лапами. Наш мозг работает гораздо быстрее.

  • Семантическая память — это вид долговременной памяти: она позволяет нам хранить наши воспоминания днями, десятилетиями и годами. Безгранична по объему и продолжительности.
  • Семантическая память декларативна: это означает, что мы сознательно к ней прибегаем.
  • Различия между эпизодической и семантической памятью: эпизодическая память отвечает за наши автобиографические воспоминания, например, помогает вспомнить, что мы ели на завтрак или как провели выходные. Главным отличием этих видов памяти является то, что семантическая память представляет собой словарь слов и мировых событий, не связанных с нашим личным опытом, а эпизодическая память — это своего рода личный дневник, основанный на событиях нашей жизни.

Где в нашем мозге находятся слова? Группа учёных создала интерактивную карту, демонстрирующую области мозга, которые активируются при прослушивании разных слов. Эта семантическая карта мозга показывает как речь распределяется через кору и полушария головного мозга, группируя слова по значениям.

Не забудьте включить субтитры на русском языке.

Для чего нужна семантическая память?

Вербальная память — это своего рода ментальный словарь, помогающий организовать и придать значение хранящимся в нашей голове словам, знаниям, символам. Она позволяет нам сберечь наши когнитивные ресурсы, а также даёт возможность за короткое время понять происходящее вокруг нас и выразить свои мысли словами.

Семантическая память ежедневно играет ключевую роль в нашей жизни. Как было упомянуто выше, она позволяет нам «автоматически» помнить о том, что лев — это млекопитающее. Для этого нам не нужно перечислять в голове всех львов, которых мы когда-либо видели, или думать о том, какие виды львов существуют.

Семантическая память даёт нам общее значение слова «лев»: крупное млекопитающее с четырьмя лапами и густой гривой вокруг головы и т.д.

Согласитесь, было бы невозможно думать обо всех львах, которые нам встречались.

Таким образом, семантическая или вербальная память является гарантом того, что мы можем объединить многочисленные понятия (животные, люди, предметы…) в одно общее.

 Эти знания организуются посредством бесчисленного множества категорий (животные, одушевлённые и неодушевлённые предметы, млекопитающие, рептилии, т.д.).

Нарушения семантической памяти:  проблемы с доступом и хранением семантической информации

    • Люди с семантической деменцией: таким людям сложно разобраться в значении понятий. При этом люди с подобным нарушением сильно отличаются друг от друга. Например, есть такие, кто не могут разобрать значения слов, но при этом не испытывают затруднений в понимании схемы действия (например, глажка одежды).
    • Люди с повреждениями префронтальной коры головного мозга: есть свидетельства того, что люди с повреждениями префронтальной коры головного мозга, наоборот, имеют сложности с пониманием схемы действия, однако не испытывают затруднений в осознании терминов и понятий.  Такой человек не способен реализовать схему действий, например, пойти к врачу, если болит зуб, или стирать бельё, однако хорошо понимает значения слов.
    • Для болезни Альцгеймера характерны нарушения эпизодической памяти (автобиографических воспоминаний), однако, несомненно, повреждается и семантическая память: у таких людей нарушена речь и затруднено использование схем действий.

1- CogniFit («КогниФит»), онлайн платформа — лидер когнитивной оценки и стимуляции.

Одной из наших основных когнитивных способностей является быстрый и свободный доступ к словам. Все мы когда-либо испытывали то самое ощущение, когда слово «вертится на языке»: иногда возникают сложности с тем, чтобы быстро подобрать нужное.

«КогниФит» — это профессиональный инструментарий, позволяющий протестировать и улучшить способность использовать лексику.

Исследование о пластичности мозга показало, что чем больше мы используем нейронную цепь, тем сильнее она становится.

И это применимо ко всем нейронным сетям, задействованным в памяти: способность использовать лексику, рабочая память, кратковременная память, зрительная память, кратковременная слуховая память, контекстуальная память…

Способность в подходящий момент подобрать нужное слово можно улучшить с помощью тренировки. С помощью батареи клинических тестов «КогниФит» можно оценить и тренировать как способность использовать лексику, так и другие задействованные в памяти когнитивные навыки.

Как работает «КогниФит»? Сначала программа с высокой точностью тестирует вашу способность использовать лексику (воспроизводить названия объектов) и иные когнитивные навыки. Затем «КогниФит» автоматически анализует полученные результаты и далее на их основе предлагает полноценную персональную тренировку.

Разнообразные интерактивные упражнения представлены в виде увлекательных онлайн игр, в которые можно играть на компьютере. После каждой игры «КогниФит» представит детальный график с прогрессом вашего когнитивного состояния. Нужно только зарегистрироваться!

2- Запоминать факты об окружающем мире

Полезно запоминать факты об окружающем мире:  если человек хочет укрепить семантическую память, самое эффективное — это запоминать серию слов, постепенно увеличивая их количество и сложность. Например, сначала запомнить названия испанских провинций, затем — европейских столиц, и после этого — выучить названия всех мировых столиц. Здесь вы сможете найти другие очень полезные упражнения для мозга.

3- Изучать новые языки и путешествовать

Изучая новый язык, мы осваиваем новый словарь, новую структуру и правила языка. Для всего этого необходима семантическая память. Откройте для себя преимущества билингвизма. Путешествия также помогут вам узнать новые схемы и сценарии, поскольку традиции и культура каждой страны могут сильно отличаться, и эти новые знания помогают нам адаптироваться в той или иной ситуации.

4- Осмысливать то, что мы изучаем 

Как учится мозг? Все исследования показали, что быстрее и лучше мы запоминаем различные термины, осмысливая их. Например, при учёбе мы гораздо лучше запоминаем то, что мы осознали, чем то, что просто зазубрили. Откройте для себя эффективные техники запоминания информации.

5- Упражнения для людей с нарушением семантической памяти

Существуют простые упражнения, в которых предлагается ответить на серию несложных вопросов, и при ошибке проходящему эти упражнения показывается верный ответ. Например, вас просят назвать четыре времени года или ответить на вопрос, сколько месяцев в году и перечислить их, или назвать цифры от 1 до 15.

Также людям с нарушением вербальной памяти очень полезно давать упражнения-незавершённые фразы с предложением закончить их. Например: «столица Испании — …» или «цвет лимонов — …», и т.д.

Семантическая память настолько важна в нашей жизни, что если мы хотя бы на минуту представим то, как часто мы её используем, то очень удивимся. Она помогает нам говорить, общаться, понимать и запоминать значения слов.

Это похоже на чудо, что в нашей голове существует такой объемный и хорошо упорядоченный словарь, с помощью которого мы интерпретируем огромное число стимулов окружающей среды.  Было бы нереально каждый день начинать «с нуля», без возможности вспомнить всё, что мы изучили и поняли ранее.

Семантическая память сберегает наши когнитивные способности, благодаря ей мы можем хранить в голове всю получаемую информацию.

Ежедневно она помогает нам понять и осуществлять схемы действий (например, обращаться к врачу в случае, если мы заболеваем), а также реализовывать сценарии, которые мы выполняем почти автоматически (пойти в ресторан, подождать, когда нас обслужат, сделать заказ и т.д.)

Будем признательны за вопросы и комментарии к статье.

Перевод Анны Иноземцевой

Psicóloga en continua formación académica y profesional. Especializada en terapia familiar donde ha estado formándose como coterapeuta en consulta. Apasionada de la psicología social y la neuropsicología.

Otros intereses son la filosofía, y la literatura.

Tiene muy en cuenta la medicina, viene de familia de médicos: «Es importante no excluir diferentes disciplinas, que a menudo se complementan, así como aportar conocimientos de la medicina y la psicología para tener un buen conocimiento de la misma».

This post is also available in: Испанский Французский Немецкий

Источник: https://blog.cognifit.com/ru/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D1%8C/

Память человека – память и головной мозг

Ученые выяснили, где расположена семантическая память в головном мозге

Представление человека о памяти зависит от духа времени и связано с актуальными возможностями техники запоминания.

В наши дни часто память сравнивают с жестким диском компьютера, на котором мы сохраняем информацию и выученный материал, а затем при необходимости снова им пользуемся.

Однако в большей степени головной мозг по принципу организации напоминает безграничную мировую сеть Интернет.

Аристотель был убежден в том, что память покоится в сердце, и там хранятся воспоминания, Платон в 400 году до нашей эры считал, что память находится в душе и представляет собой восковую табличку: «То, что отпечатывается на ней, мы помним.

Если же что-то стерлось или совсем не смогло оставить следа, эту вещь мы забываем и не знаем». После распространения книгопечатания память стали сравнивать с библиотекой.

Изобретение фото- и кинокамеры, а также магнитофонной ленты наглядно нам показало, каким образом головной мозг записывает знания и воспроизводит их впоследствии.

По счастью, наш головной мозг — это не груда аппаратного оборудования весом в 1,3 килограмма, которому все равно, какое программное обеспечение на него устанавливают, так что сравнение с жестким диском компьютера все-таки неправомерно.

Наш головной мозг потому так хорошо работает — и не отказывает, — что постоянно приспосабливается к нашему «программному обеспечению». В головном мозге человека практически невозможно даже условное разделение на аппаратное и программное обеспечение.

Ячейка памяти в нем может включать до 100 миллиардов нервных клеток, а нейронные связи между ними постоянно активно перестраиваются и разрушаются. На протяжении всей жизни структуры головного мозга подстраиваются под приобретенный жизненный опыт и окружение. Наш мозг — это не статический орган, он обладает необыкновенной гибкостью.

Процесс приспособления мозга в науке обозначается термином «нейропластичность«. Мозг не только сохраняет информацию, как это делает компьютер, он автоматически ее интерпретирует.

Сравнение мозга с сетью Интернет тоже нельзя назвать совершенно удачным, так как наш головной мозг представляет собой систематическую сеть, то есть работает со смыслом. Когда из памяти всплывает имеющаяся информация, мозг стремится обнаружить в ней «нечто разумное» и дает нам сигнал, удалось это или нет. Такого Интернет пока не может.

Головной мозг — основа нашей памяти. То, что мы сами узнаем и изучаем, образует структуры нашего мозга и тем самым нашу память. Головной мозг, как и память каждого человека, уникален — даже однояйцевые близнецы имеют разный, сформированный их собственным опытом головной мозг.

Выше всего нейропластичность головного мозга в детском возрасте. Именно поэтому этот период жизни так важен для развития самосознания, личности, ума, а также отношения к учебе. Уже во время внутриутробного развития закладывается анатомия мозга и грубая система связей в нем.

Индивидуальная тонкая система связей формируется с рождения последовательно посредством воздействия окружения. Нейроны пытаются образовать друг с другом связь.

Нейронная сеть возникает по первоначальному примеру, заложенному генетически: чувства и знания образуют в некотором роде уникальную сеть дорог, в которой конструируются магистрали для основополагающих мыслительных процессов. Эта «главная сеть путей сообщения» сохраняется для последующих учебных процессов.

Дополнительные пути сообщения неизменно достраиваются, сеть становится все шире и «оживленнее».

Если же внешние раздражители или учебные процессы отсутствуют, существующие нервные волокна между нейронами исчезают в течение нескольких дней, так как в системе головного мозга имеется механизм ликвидации неиспользуемых нейронных цепей. Сенсорные области головного мозга развиваются в раннем детстве, эмоциональная система развивается до переходного возраста, а развитие фронтальных долей головного мозга, обители интеллекта, происходит вплоть до двадцати лет.

При этом в определенные периоды в головном мозге закладывается основа для интеллектуальных способностей и манеры поведения в более позднее время. Анатомия мозга и динамика его структурирования развиваются толчками. В критические периоды головной мозг особенно чувствителен к влиянию окружающего мира. Важный толчок происходит во время первых двух лет жизни.

В это время массово возникают контакты между нервными клетками (синапсы), которые затем — в зависимости от того, используются они или нет — выборочно удаляются. Дальнейшая перестройка нейронных связей происходит еще раз во время переходного возраста, прежде всего в лобных долях головного мозга, которые контролируют долгосрочное планирование, а также эмоции.

Головной мозг человека разделен на две части: левое полушарие отвечает за правую половину тела, правое полушарие «руководит» левой половиной тела. Нервные клетки коры головного мозга получают электрические и химические сигналы от органов чувств.

Почти каждая часть тела через периферические нервы посылает сигналы головному мозгу.

Например, если человек кончиком среднего пальца на левой руке коснется струны скрипки, осязательное тельце кончика пальца создаст импульсы, которые передаются по нервным волокнам и доходят до нейронов правой половины головного мозга, отвечающих за кончик этого пальца.

Нейроны перерабатывают и кодируют сигнал в смысловую информацию. Это значит: они представляют что-то. В коре головного мозга имеются нейроны, представляющие отдельные кончики пальцев, или нейроны, представляющие губы или позвоночник. В нашем головном мозге имеется так называемая «карта» нашего тела, возникающая еще в утробе матери.

Если ребенок еще совсем в юном возрасте начинает учиться играть на скрипке и каждый день кончиками пальцев левой руки упражняется со струнами скрипки, это оказывает большое влияние на его головной мозг. При этом увеличивается не число нейронов, а в несколько раз вырастает число синапсов.

Каждая нервная клетка контактирует с тысячами и даже десятками тысяч других нервных клеток. Если нервная клетка получает внешнее раздражение, то с помощью химических веществ через узлообразные соединения она отправляет сигнал связанным с ней нейронам.

Если две нервные клетки связаны между собой и одновременно активируются, синапсы между этими нервными клетками укрепляются. Чем чаще в головном мозге происходит такое «синхронное воспламенение», тем лучше скрепляется сеть нейронов и тем интенсивнее и долговечнее будет воспоминание.

Таким образом, если ребенок часто и регулярно упражняется в игре на скрипке, в результате синхронной активации одних и тех же сенсорных и моторных процессов больше и сильнее становятся определенные синапсические соединения.

Кончики пальцев левой руки сильнее представлены в головном мозге юного скрипача и занимают значительно больше места, чем у ребенка такого же возраста, не играющего на этом инструменте. Менее частые действия получают гораздо меньшую площадь в мозге.

Наряду с отражением в коре головного мозга, представляющей как бы карту нашего тела, реакция происходит и в задних областях мозга, отражающих состояние чувств нашего тела, как, например, расположение или гнев, спокойствие или отвращение.

Когда юная скрипачка берет в руки скрипку, то при одном только взгляде на инструмент она испытывает приятное чувство. Если общение ученика с учителем складывается из неприятных моментов, то при воспоминании об учителе у ученика возникнет чувство враждебности. Это происходит помимо нашей воли.

Молодая девушка при одном только взгляде своего нового друга «заливается румянцем» — это указывает, насколько сильную реакцию молодой человек вызвал в мозговых извилинах своей возлюбленной. Эти отражения внешнего мира в нас могут меняться: как только мы расстаемся с любимым, изменяется и состояние наших чувств.

Если вдруг учитель становится внимательным, понимающим и постоянно хвалит, то соответствующие реакции в головном мозге ученика меняются и активируются.

Где находится память?

Долгое время считалось, что клетки головного мозга взрослого человека больше не делятся, а отмершие клетки головного мозга не могут восстанавливаться.

Однако в 1990-е годы общественность взбудоражило новое открытие в области головного мозга: оказалось, что в гиппокампе, маленькой внутренней части головного мозга, и у взрослого человека могут появляться новые нервные клетки.

Гиппокамп активизируется при изучении чего-либо нового и как «организатор» решает, в какую ячейку памяти коры головного мозга сложить поступающие данные. Гиппокамп способен даже расти, что немаловажно для учебного процесса.

Исследование мозга лондонских таксистов помогло подтвердить значение роста клеток в гиппокампе. Оказывается, они в среднем имеют больший гиппокамп, чем остальные люди.

Причиной этого явления неврологи считают тот факт, что таксисты в этом городе, насчитывающем семь с половиной миллионов жителей, должны сильнее, чем другие люди, тренировать свое чувство ориентации и память на местность. Кроме того, им приходится регулярно сдавать сложный экзамен, который требует многомесячного изучения сети улиц Лондона. Невероятное сплетение улиц 33 районов на почти 160 квадратных километрах подвергают напряжению гиппокамп таксистов настолько, что он вырастает до необыкновенных размеров.

Наша память не сортируется по предметам и не имеет какого-либо центра, где могли бы скапливаться все сохраненные факты. В головном мозге царит совершенно иной порядок: память различается по содержанию и времени.

Головной мозг имеет различные системы памяти, в которых откладываются различные знания и опыт соответственно различным функциям. Выделяют кратковременную и долговременную память.

Память сохраняет как осознанные, так и неосознанные события, и сохранение происходит не обязательно в тех же структурах головного мозга, что и воспоминания. Пока события и факты ищут свое место в долговременной памяти, которая хранится в отдельных системах по всей коре головного мозга, проходит очень много времени.

Гиппокамп, который является прежде всего фильтром или промежуточным запоминающим устройством для фактов и автобиографических воспоминаний, решает, обрабатывать полученную информацию дальше или нет и найдется ли в долговременной памяти место для новых знаний.

По этой причине у школьников порой возникают сложности с запоминанием и воспроизведением материала.

Даже увлеченный географией ученик может не запомнить надолго скучные сведения об экономическом развитии и специализации различных регионов Аргентины, но он, скорее всего, легко вспомнит название столицы Аргентины Буэнос-Айрес, а также субтропические леса и их обитателей. Насколько глубоко отложились в его памяти знания об этой стране, покажет итоговая контрольная работа в конце четверти.

Далее читайте:

Источник: https://5psy.ru/samopoznanie/pamyat-cheloveka-pamyat-i-golovnoi-mozg.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.