Ученые: животные с человеческими чертами в детских книжках уменьшают представление о животном мире у детей

Содержание

Детские книги могут исказить представления ребенка о животном мире?

Ученые: животные с человеческими чертами в детских книжках уменьшают представление о животном мире у детей
bookclubbyАмериканские ученые недавно заявили, что дети, которые с младенчества слушали сказки о животных, которые вели себя, как люди, теряют способность воспринимать наших братьев меньших как отдельный биологический вид.

Приключения Мухи-Цокотухи, принимающей гостей – тараканов, букашек и блох, медвежья семья, живущая в настоящем домике, где есть стол, стулья и кровати, а также другие любимые с детства персонажи, оказываются, несут настоящую опасность для неокрепших детских умов.

Исследователи предложили малышам в возрасте от года до пяти лет просмотреть книжку с картинками о жизни морской свинки, которая занималась различными занятиями.

Во время просмотра картинок половина отобранных для эксперимента детей слушала рассказ о главной героине книги в реалистичном стиле, например: «Мама-свинка вылизывает своих детей, чтобы их шубка была чистой».

Другая же половина слушала такое описание: «Мама-свинка укладывает своих деток спать в их маленькой пещерке» или «Сыночек морской свинки заплакал: «Мамочка, я боюсь!»Дети, которые услышали описание животных, действующих так же, как люди, после чтения книги продолжили описывать других животных в том же духе – как будто они были людьми.

Им было сложнее осознавать, что на самом деле морская свинка не может разговаривать на человеческом языке.Ученые считают, что дети с младенчества должны понимать, что животные – отдельный вид организмов с присущими им особенностями поведения. Для этого в детских книгах они должны быть описаны в биологически реалистичном образе.

Это не означает, что Мухе-Цокотухе больше не разрешается пить чай из самовара. Просто мы, взрослые, должны рассказать детям, что муха легко передвигается вверх ногами по потолку благодаря липким подушечкам на лапках, а также является опасным врагом человека, так как может переносить смертельные заболевания.

Против этой точки зрения возражает другой американский ученый Марко Савериано. Он считает, что содержание книг о животных не столь важно. Хорошо уже то, что ребенок вообще проявляет интерес к чтению, особенно в наше время, когда видеоигры заменяют детям все развлечения.

А Николас Олдленд, детский писатель, уверен, что говорящие животные – это всего лишь невинные фантазии, так свойственные детям. Если ребенку нравятся истории о них – не стоит лишать его этого удовольствия!Впрочем, родители все равно должны указать ребенку на разницу между вымыслом и реальностью.

Во время чтения книги вместе с малышом, нужно убедиться в том, что он понимает, что медведи или мухи не могут вести светскую беседу, а также пить чай, есть из тарелок и так далее.

Действительно ли мы, взрослые, вносим путаницу в детские умы? С рождения мы учимся пользоваться своим воображением, фантазировать и мечтать. А теперь нам советуют не читать детям истории, которые способствуют развитию воображения.

На самом деле, важно понимать, что самое главное – найти верный баланс между полетом фантазии и способностью усваивать новые факты об окружающем мире. Трудно? На самом деле, нет – вспомните, мы все читали в детстве книги о Винни Пухе и попрыгунье-стрекозе.

Это отнюдь не помешало нам окончить школу и получить профессию 🙂

Книжный Клуб предлагает замечательный выбор детских книг о животных – как познавательные энциклопедии, так и старые добрые сказки. Читайте с удовольствием вместе с нами!

1. «Про животных. Маленькая энциклопедия»

В книгу вошли занимательные рассказы и необычные интересные факты о животных, а также стихи известных детских авторов А. Усачева, В. Берестова, В. Орлова. Ребята лучше запомнят рассказы о медведе и волке, сове и тигре, кроте и дятле и др. благодаря стихам, загадкам, пословицам и ярким иллюстрациям.

2. «Удивительные животные. Словарь в картинках»

На страницах книги дети встретятся с обитателями лесов, пустынь, джунглей и саванн, узнают о них много интересного: про характер животных, их повадки и дом.

3. «Домашние питомцы»

Интересные и достоверные факты, замечательные цветные фото! В этой книге доступно и увлекательно расскажут о домашних любимцах: котах, собаках, попугайчиках, кроликах и других животных.

4. «Эти удивительные животные. Самые неожиданные факты о братьях наших…разумных», Вирджиния Морелл

Знаете ли вы, что попугаи называют друг друга по имени, крысы могут смеяться от щекотки, шимпанзе – кокетничать, а гепарды умереть от горя? Правда ли, что слоны могут узнать себя в зеркале? Оказывается, дельфины помогают плыть своим раненым товарищам, а муравьи умеют обучать друг друга! Это издание откроет вам множество неожиданных и удивительных фактов и историй, доказывающих, что животные действительно обладают разумом и эмоциями!

5. «Животные. Детский иллюстрированный атлас», А. Ганери

Этот атлас откроет ребенку удивительный мир животных! Великолепные иллюстрации, познавательные статьи, интересные факты о жизни обитателей арктических морей и знойных пустынь, непроходимых джунглей и суровой тайги! В книге увлекательно рассказывается о самых необычных представителях фауны со всех уголков нашей планеты.

6. «Алёнушкины сказки», Д. Мамин-Сибиряк

Сказки, на которых выросло не одно поколение! Милые и поучительные истории научат малышей быть добрыми, смелыми и справедливыми.

«Сказка про храброго Зайца», «Сказка про Козявочку», «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке», «Ванькины именины» и др.

Эти увлекательные истории ребенок будет с удовольствием читать самостоятельно.

7. «Маша и медведь. Книги с крупными буквами»

Книга для детей, которые только начинают учиться читать. Крупный шрифт, милые иллюстрации и давно знакомые и любимые герои помогут заинтересовать ребенка чтением. Он сможет легко и быстро складывать слоги в слова, составлять предложения, выразительно читать и понимать прочитанное.

8. Комплект «Почитай мне сказку»

Комплект состоит из 10 книг. Обеспечьте свою кроху добрыми, веселыми, яркими книжками! Самые любимые сказки: «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Сивка-бурка», «Принцесса на горошине», «Золотой гусь», «Красная шапочка», «Мальчик-с-пальчик», «Спящая красавица», «Три медведя».

9. «Лучшие стихи и сказки», Корней Чуковский

В эту красочную книгу вошли самые веселые и добрые стихи замечательного поэта и сказочника Корнея Чуковского «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Краденое солнце» и, конечно же, знаменитый «Мойдодыр».

10. Атлас «Животные. 250 наклеек»

Более 250 красочных многоразовых наклеек, разнообразные творческие задания и интересные факты из жизни животных! Ребенок познакомится с десятью самыми известными хищниками, заселит джунгли разными животными, постарается не попасть в лапы хитрой лисы, вернет зверят мамам, соберет модель хамелеона и узнает многое другое из мира дикой природы. Юный любитель природы будет часами увлеченно возиться с заданиями и наклейками из этой книги!

bookclubby

“— Мариночка! Ты же жизни не видишь за своими книжками! — говорит мама проникновенным голосом. Примерно третий раз за последнюю неделю и примерно три тысячи триста третий — за всю мою жизнь”

Елена Лобанова, «Из жизни читательницы»

Источник: https://bookclubby.livejournal.com/154688.html

23 книги о животных, которые понравятся любому ребенку

Ученые: животные с человеческими чертами в детских книжках уменьшают представление о животном мире у детей

Мы уже вспоминали такую классику, как “Необыкновенные приключения Карика и Вали”, “В стране дремучих трав”, “КОАПП! КОАПП! КОАПП!”, рассказы Виталия Бианки. Но в мире еще немало книжек, которые делают человека человеком, рассказывая о его животных родичах.

Ондржей Секора “Муравей Ферда”

Очень доброе и милое, но при этом совершенно не розово-сопливое чтение для малышни о жизни мелких интересных козявок. Улитки, кузнечики, жуки живут вполне человеческой жизнью, но при этом ребенок получает инфу об их реальных названиях и особенностях. Главный герой, муравей Ферда, как полагается, добрый, храбрый и милейший персонаж.

Евгений Чарушин “Рассказы о животных”

“Волчишко”, “Яшка”, “Кошка Маруська”, “Тюпа, Томка и сорока”… Помните? Как мы их любили! Возможно, рассказы Чарушина немного сентиментальные и старомодные по стилю для современной малышни. Но многие их наверняка полюбят. А чарушинские рисунки – ими просто невозможно не очароваться! 

Феликс Зальтен “Бемби”

Самый знаменитый на свете олененок, его пугливые и благородные родичи, а также разнообразные лесные друзья (а опосредованно – и опасные недруги) учат ребенка удивляться миру и сосуществовать с ближними. А вы знали, что эта мимимишная детская книжица была в свое время запрещена Гитлером?

Элвин Брукс Уайт “Паутинка Шарлотты”

Трогательные книжки о мелких, но весьма славных персонажах. От литературного родителя знаменитого мышонка Стюарта Литтла – на этот раз история о поросенке, который дружил со всеми вокруг, от девочки до паучихи. И которому дружба очень помогла в нелегкой поросячьей жизни.

Вера Чаплина “Забавные животные”

Писательница Вера Чаплина всю жизнь, с шестнадцати лет, проработала в Московском зоопарке. Выкармливала осиротевших зверят, организовывала площадку молодняка – и знала о своих питомцах все на свете, и этим знанием поделилась с человеческими детенышами.

Ольга Перовская “Ребята и зверята”

Дети людей и дети зверей – они всегда тянутся друг к дружке. В книжке Перовской описано несколько историй их взаимной дружбы. Эта написанная почти сотню лет назад безобидная книжка и даже диафильмы по Перовской о зверушках в сороковые-пятидесятые годы не издавались, потому что писательница была репрессирована. И все же несколько поколений на ней – этой книжке – успешно выросли.

Константин Паустовский “Заячьи лапы”

Простые и ясные, лиричные и наблюдательные – тексты Паустовского от времени не портятся. Все такое знакомое, такое родное – и одновременно неизведанное. Писатель говорил, что все описанное им – из собственного опыта, и при этом каждый случай, каждый рассказ открывал для него самого что-нибудь новое о природе.

Редьярд Киплинг “Книга джунглей”

Киплинг пытался писать поучительно и воспитательно, но получалось у него необыкновенно увлекательно – талант не спрячешь. Маугли и его зверская компания, пестрая и разношерстная, из экзотических джунглей, а также маленький, но смелый Рикки-Тикки-Тави – любимые детские герои форэва.

Антон Чехов “Каштанка”

“Молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой – очень похожая мордой на лисицу” трогала наши сердца, когда мы сами были школьниками. Как мы за Каштанку-Тетку волновались, как сочувствовали ее собачьей судьбе! И в финале испытывали смешанные чувства, не зная, больше радоваться возвращению в “семью” – или потере карьеры, таланта и заботливого “импресарио”…

Ричард Адамс “Необыкновенные приключения кроликов” (или “Обитатели холмов”)

Если вы по какой-то причине в детстве разминулись с этой удивительной книжкой, то увидев ее, хватайте непременно: сами же наверняка получите не меньше удовольствия, чем потомки. Крутые приключения в сюжете, обаятельные персонажи каждый со своим ярким характером, неподражаемый “кроличий язык” и фольклор… Море удовольствия.

Джеральд Даррелл “Моя семья и другие звери”

Даррелл-младший – он, разумеется, наше всё.

И ребенок, который тянется душой ко всему живому от многоножки до слона, неизбежно прочтет у него всё – и на какое-то время забредит им и забудет обо всем остальном.

А начать погружение в мир Даррелла можно с “Моей семьи”. Рассказ о том, как из мальчика рос великий натуралист, божественная природа Корфу… Ну и семейка очень колоритная, забавная.

Бернгард Гржимек “Австралийские этюды”

Гржимек, как и его коллега Даррелл, всю жизнь тесно общался с животными и написал о них немало: “Братья наши меньшие”, “От кобры до медведя гризли”, “Животные – жизнь моя”… Мы выбрали из его наследия книжку о фауне Австралии, ведь для нас это все какие-то сказочные, фантастические края: там прыгучие кенгуру, милые мишки-коалы, странные утконосы и вомбаты. С такой компанией не соскучишься!

Эрнест Сетон-Томпсон “Рассказы о животных”

Волки и лисы, олени и мустанги – вот кто здесь главные герои. Они любят, страдают, ищут счастье. Канадец Сетон-Томпсон рассказывает о животных, как о людях – с любовью и вниманием. Этому пристальному и неравнодушному взгляду на “дикий мир” потом учились поколения писателей – и читателей, конечно, тоже.

Джек Лондон “Белый Клык”

Оказывается, собачкой быть не всегда так хорошо и беззаботно, как ребенок может себе вообразить. Во всяком случае, наполовину собакой, наполовину волком, как Белый Клык.

Лондон удивительно честный писатель, так что прочитать, какими разными бывают люди, как они относятся к собакам – небесполезно. И уж во всяком случае невероятно интересно.

Книга читается как детектив, с победой добра над злом в конце, как это и должно быть.

Джеймс Кервуд “Бродяги Севера”

“Половину своей жизни он проводил в диких местах, а все остальное время писал об увиденном”, – писал Кервуд, явно о себе.

Потомок индейцев из племени мохоков Кервуд исходил вдоль и поперек Северную Канаду – и притащил из лесных дебрей бесценные трофеи – свои рассказы.

Так что когда он рассказывает о дружбе медвежонка и щенка, это вовсе не аллегория и не метафора. Там все правдашнее, живое, настоящее.

Шейла Барнфорд “Невероятное путешествие”

Канадка Шейла Барнфорд училась любить природу и писать о ней у Сетона-Томпсона и Кервуда. Главные герои ее книги – две охотничьи собаки и сиамская кошка – отправились искать хозяина. Их мушкетерский девиз “Один за всех и все за одного!”, верность и отвага ведут веселую мохнатую компанию через всю страну…

Серая Сова “Саджо и ее бобры”

Серая Сова – это имя, да! Этот факт уже должен очаровать ребенка. Индейское имя, куда более интересное, чем Арчибальд Стэнсфелд Билэйни. Автор-канадец принял его, женившись на индианке и поселившись с индейцами. А рассказывает Серая Сова о том, как девочка Саджо и ее братишка Шепиэн подружились с бобрятами – и о красоте природы Северной Америки.

Юрий Коваль “Недопесок”

Лучшая детская книга на все времена – вот какая это книга. А недопесок – подросток северного зверька, песца по имени Наполеон Третий. Песцы и собаки, школьники и дошкольники, взрослые люди и ночные созвездия описаны так, как только и можно описывать все живое: с нежной любовью. И читателю она неизбежно передается.

Пол Гэллико “Томасина”

Томасина – это кошка. И она хорошо помнит о своем божественном происхождении. А у кошки есть девочка. А у девочки есть отец, а у отца есть душевная рана… В общем, повесть печальная и берущая за душу. Да, о кошках: надо сказать, что кошачью жизнь автор знал досконально: у него самого дома их обитало аж 23 (двадцать три!).

Гавриил Троепольский “Белый Бим Черное ухо”

Мы долго думали, прежде чем включить эту книгу в наш список. Книга хороша. Книга берет за душу. Но как мы рыдали над ней, о наша несчастная детская психика! Можно ли пожелать таких переживаний кому-нибудь еще? Но ведь и правда: “Если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце концов не будут их замечать”…

Джеймс Хэрриот “О всех созданиях – прекрасных и удивительных”

Книгу британского ветеринарного врача Хэрриота ребенок проглотит, не останавливаясь, забыв про все остальные дела. А потом попросит добавки.

Ведь интересны не только котики и собачки, лошади и свиньи – но и то, как они болеют, как их лечат, как воспитывают. И как они воспитывают хозяев.

Будьте осторожны, книга обладает побочным эффектом: после нее ребенок так захочет питомца, что устоять невозможно.

Терри Пратчетт “Кот без прикрас” (“Кот без дураков”)

Коты – они не только ценный мех и пушистые мурчалки, но и хулиганье еще то. Но ведь божественное же. “Вначале было слово, и это слово было Кот. Эту неколебимую истину возвестил народам кошачий бог через послушного своего ученика Терри Пратчетта…” Остроумно и задорно, и наверняка понравится всем вашим домашним хулиганам – и бесхвостым, и хвостатым.

Джеймс Боуэн “Уличный кот по имени Боб” и “Мир глазами кота Боба”

“Уличный кот по имени Боб” – автобиографическая книжка, в прошлом году занявшая 7 место в списке самых вдохновляющих подростковых книг. Автор действительно рос хулиганом, вырос наркоманом и стал бомжом.

И вот однажды бездомный человек встретил бездомного рыжего котяру. Думал, возьмет только на время, помочь. Но тот не отставал. И жизнь обоих очень изменилась. Теперь они звезды. Их узнают на улицах Лондона, их знает весь ютуб с фейсбуком и твиттером.

Так что взаимопонимание с меньшими братьями действительно может творить чудеса!

Фото на анонсе – Shutterstock

Источник: https://pics.ru/rebyatam-o-zveryatah-luchshie-knigi-o-zhivotnyh

Учим зверей: как правильно знакомить ребенка с миром животных

Ученые: животные с человеческими чертами в детских книжках уменьшают представление о животном мире у детей

Кто-то считает, что любые «карточки с картинками» — это такой способ заставить ребенка вызубрить десяток слов и тут же их забыть. На самом деле, всё зависит от вашего же подхода. Сегодня расскажем, как правильно учить животных с ребенком и как поддерживать интерес к такой «учебе».

С какого возраста начинать учить животных

Мир животных — это один из столпов познания в принципе. Так что рекомендуемый возраст — от рождения до одного года. Когда именно приступать — решаете сами, поглядывая на своего карапуза. Начнете с пяти месяцев — отлично, ребенок научится ничуть не хуже, чем соседский, которого усиленно тренируют с младенчества.

Почему животный мир — это основа? Дело в том, что он невероятно разнообразен: у льва есть грива, дятел зачем-то стучит клювом о дерево, воробей крохотный, а страус огромный. Всё это, само собой, в будущем будет вызывать сотни вопросов — и чем богаче база, тем более любопытствующим вырастет малыш.

Итак, вот какие правила мы бы выделили.

Сначала реалистичные

Реалистичность — это тот принцип, который используется в развивающих карточках Домана. И неспроста. Человеческий мозг так устроен, что принимает за эталон то, что увидел первым.

Поэтому если для ребенка эталоном слова «мышь» станет Микки-Маус, то он подсознательно начнет требовать, чтобы у каждой мыши были огромные круглые уши на макушке и красные штаны с подтяжками.

А если их нет — то это, в его понимании, и вовсе не мышь, а неведома зверушка.

Поэтому сначала изучайте реалистичные изображения животных. А потом уже — все остальные. Ребенок сможет выделять схожие черты и узнает в советском Винни-Пухе медведя (хотя это и не очень просто), а Дональде — обычного селезня.

Сначала домашние

Лучшее обучение — это когда для каждой картинки есть живой пример. Поэтому лучше будет начать с изучения домашней живности: от кошек, собак, ворон и хомячков до сельских жителей.

Мы, например, в своем приложении сделали 6 наборов с животными, и они не просто так разделены на домашних, лесных, африканских животных, городских птиц, насекомых и морских обитателей.

Начинаем с тех, которых можно повстречать на улице или дома — а потом делаем с ребенком «закрепляющие» прогулки: заново рассматриваем каждую встречную собачку.

Так у ребенка будет складываться правильное представление о мире: сначала он узнал, что есть такой зверь, а потом увидел, что один и тот же зверь может быть очень разным — от маленькой дворняжки до внушительного соседского ротвейлера.

Когда перейдете на экзотических животных или морских жителей — можно будет сходить в зоопарк или океанариум.

Правило времен года

Как мы уже говорили, здорово, если можно не только посмотреть на зверька на картинке, но и понаблюдать за ним вживую. А то и погладить!

Поэтому лучше спланировать нашу занимательную учебу так, чтобы летом учились летние животные (например, жучки и бабочки), а зимой — зимние (снегири и синички).

Не только картинки, но и звуки

Учите звуки. Детям поначалу проще сказать «му-у» вместо «корова», но так вы хотя бы будете понимать, что осознание пришло.

Со звуками есть еще один тонкий момент. Те звуки, которые звери «говорят» в действительности сильно отличаются от тех, которыми их наградили люди. Поэтому здесь, как и с картинками — сначала не помешает показать, какой звук издает каждое животное, а потом назвать звукосочетание, которое ему присвоил человек.

В наших «Умных карточках» каждый зверек имеет собственную озвучку. Собаки лают, пчёлы жужжат, а воробьи чирикают. Всё, как в жизни.

Играйте в угадайки

Когда ребенок узнает достаточно животных, можно закрепить материал в игровой форме. Как именно — не так важно, просто подбирайте игру по возрасту.

Например:

  • Угадай животное по контуру.
  • Угадай зверя по его звуку (кстати, наши карточки отлично подойдут для такой игры).
  • Найди животное среди многих.
  • Угадай животное по описанию.
  • Ответь на вопрос «у кого…» (большие уши, хвост колечком, есть острые коготки и т.д.).

Классифицируйте

Когда всё зверье выучено, можно знакомить ребенка с признаками, по которым животных можно разделить.

По каким:

  • Домашние и дикие.
  • Хищные и травоядные.
  • «Мальчики» и «девочки» (так, например, нужно дать ребенку понять, что кот и кошка — одно и то же животное разного пола).
  • По месту обитания (кто живет в лесу, кто джунглях, кто в пустыне).

Сгодится любая дополнительная информация: что едят, как спят, когда отдыхают, а когда бодрствуют, в каком «домике» живут.

А когда всё выучили и скоро в школу — учите зверей на английском

Кто бы мог подумать, что старые добрые карточки Домана для планшетов пригодятся и в таком деле! Да-да, у нас есть еще и английская озвучка для каждого животного — с правильным произношением.

Одним словом, карточки в помощь:

Источник: http://yellowbricks.ru/blog/index.php/2016/10/26/animals/

» Всё о рисуночной психодиагностике «Несуществующее животное»

Ученые: животные с человеческими чертами в детских книжках уменьшают представление о животном мире у детей

Тест «Нарисуй несуществующее животное» очень востребован психологами при работе со школьниками. Используя такой способ диагностики, можно многое понять о психическом состоянии ребёнка. Для этого нужно знать, как провести тестирование и правильно расшифровать его результат.

Суть рисуночного проективного теста «Нарисуй несуществующее животное»

Целью диагностики является определение степени тревожности испытуемого, его самооценки и других важных особенностей подрастающей личности.

 Тестирование напрямую связано с внутренним миром испытуемого: все части тела животного, которое предлагается изобразить ребёнку, отражают процессы, происходящие на психическом уровне.

Их прорисовывание не контролируется сознанием, так как временной промежуток, отводящийся на проведение теста, не позволяет запустить этот механизм.

Такая методика психологического обследования — одна из самых информативных из всех рисуночных способов диагностики. Как правило, она используется параллельно с другими психологическими тестированиями — это позволяет составить полную картину состояния ребёнка.

Для прохождения теста испытуемому понадобится дать лист бумаги и пишущие средства — карандаши средней мягкости (простые или цветные). Ручки, фломастеры и краски исключаются, так как линии, сделанные ими, затрудняют процесс расшифровки рисунка. Время выполнения задания ограничивается тремя минутами.

Чтобы исследование было наиболее полным, ребёнка следует чётко проинструктировать:

  1. Нужно изобразить только такое животное, которое не существует в реальности и не может встретиться ни в лесу, ни в зоопарке, ни в цирке и так далее.
  2. У нарисованного существа должны быть все части тела, а не какая-то одна (например, голова).
  3. При необходимости можно пользоваться ластиком.
  4. Желательно дать название результату фантазии, подписав рисунок.

    Ребёнку полагается использовать для рисования только карандаши

После того как испытуемый выполнит задание, нужно попросить рассказать его о своём животном (как оно живёт). Если повествование не содержит достаточно сведений для анализа, то ребёнку предлагаются конкретные вопросы (тестирующий человек при этом должен подробно записывать ответы):

  • Где существо живёт?
  • Чем питается?
  • Чем обычно занимается?
  • Что любит делать больше всего?
  • Чем не любит заниматься?
  • Есть ли у него друзья, кто они?
  • Кто живёт с ним вместе?
  • Кто его враги, если есть?
  • Чего он боится больше всего?

Анализ манеры выполнения рисунка

По нажиму можно судить о состоянии тестируемого человека. Слабый говорит о пассивности, астении, предпосылках депрессии; сильный означает напряжённость в эмоциональной сфере, импульсивность и ригидность. Твёрдость нажатия на карандаш такой силы, от которой даже рвётся бумага, символизирует агрессию, повышенную активность и конфликтность.

Качество линий тоже даёт определённую характеристику состояния ребёнка:

Идеальный вариант расположения рисунка — в центре вертикально лежащего листка, это говорит о нормальном состоянии психики человека.

 Смещение изображённого животного в ту или иную сторону иллюстрирует некоторые психологические аспекты, связанные с самооценкой: уклон от центра вверх означает завышенную, вниз — заниженную.

Если существо смещено вправо, то это значит, что испытуемый стремится контролировать свои поступки и мысли, «переход» в левую сторону означает бездеятельность и низкую социальную активность, застенчивость. Расположенный в углу рисунок может свидетельствовать о депрессии.

Животное «сбежало» с листка и не уместилось на нём полностью — это сигнал об острой тревоге и импульсивности.

При выраженном увеличении размера рисунка можно быть уверенным, что ребёнок находится в тревожном и стрессовом состоянии. Если же нарисованное существо очень маленькое, то испытуемый, скорее всего, подвержен депрессии или обладает низкой самооценкой.

Необычный персонаж, расположенный строго по центру, говорит о том, что психика его автора в норме

Тип животного

Задание считается выполненным неправильно, если испытуемый нарисовал реальное животное и описал его естественный образ жизни (например, собаки или кошки). Это может быть нормальным для пяти- или шестилетнего малыша, но когда такой результат демонстрирует более взрослый ребёнок, это свидетельствует о низком уровне воображения.

Какие типы животных чаще всего изображаются при тестировании?

  • Исчезнувшее с поверхности Земли, но ранее реально существовавшее (например, динозавры разных видов или мамонты). Такой рисунок может быть следствием педагогической запущенности и бедности фантазии школьника, общего невысокого уровня культуры.
  • Сказочное или фольклорное. Драконы, лешие, русалки и прочие существа, нарисованные детьми до 8–9 лет — психологическая норма. Если же взрослый ребёнок или подросток рисует подобное, то это происходит от недостатка фантазии или от низкого культурного уровня.
  • «Сконструированное» животное (с использованием частей тела от разных существ — лапы от собаки, голова крокодила, хвост петуха и так далее) говорит о приверженности к рационализму и небольшом творческом потенциале.
  • С элементами человеческого облика. Такой подход к изображению связан с большой потребностью в общении и присущ (в основном) подросткам в возрасте от 13 до 17 лет.
  • Механизированное существо, состоящее из всевозможных шестерёнок, винтиков и технических узлов. Представление такого рисунка свойственно людям с необычным подходом к жизни, креативным видением.
  • Оригинальное и сложное животное, в котором очень трудно вычленить составляющие части и принадлежность к реальному миру. Подобные существа «рождаются» у людей творческих, с богатой фантазией, умеющих придумывать неординарные вещи.

    Плод детской фантазии может кого-то напугать или рассмешить

Определённую информацию можно почерпнуть и из анализа частей тела животного. Каждый элемент говорит о том или ином состоянии тестируемого в момент прохождения диагностики и о его психическом здоровье в целом.

Фигура животного — не менее важная деталь, на которую необходимо обратить внимание при тестировании.

Если она изобилует множеством деталей, то это свидетельствует о мощной энергетике испытуемого, составных частей очень мало -такой рисунок говорит об астении.

Существо, нарисованное с большим количеством острых углов — признак агрессивного настроя человека; преобладание округлых форм говорит о замкнутости ребёнка и закрытости от внешнего мира.

Если животное обладает хвостом, его положение также необходимо проанализировать. Обращённый вправо символизирует отношение школьника к своему поведению и поступкам, влево — к мыслям и решениям (вверх — положительное, вниз — отрицательное). Излишняя красота хвоста (например, как у павлина) – свидетельство демонстративности.

Неумелость построения отношений в социальной сфере можно определить по отсутствию или недостаточному количеству лап. Если конечностей, наоборот, слишком много — человеку нужна помощь, опора. Об этом же говорят и нарисованные толстые или большие лапы.

 Маленькие ножки свидетельствуют об импульсивности, легкомысленности, поверхностном отношении ко многим вещам. Чем шире конечности, тем больше вероятность того, что школьник уравновешен и умеет не только принимать ответственные решения, но и отвечать за них.

 Одинаковые по размеру и форме лапы характеризуют человека, который не склонен к инакомыслию и творческому началу.

Чем детальнее изображено животное, тем больше оно может рассказать о своём авторе

Очень показательны при анализе теста дополнительные элементы, которые могут говорить о:

  • желании защититься (чешуя, панцирь);
  • агрессии (иголки, разнообразные шипы, пририсованное оружие);
  • сексуальной значимости (изобилие волос на теле, половые органы, грудь, вымя);
  • демонстративности (узоры и рисунки на теле);
  • неврозе, ипохондрии (наличие шрамов и ран, изображение кровеносных сосудов, внутренних органов);
  • романтичности и мечтательности натуры (присутствие крыльев);
  • затруднениях в общении (части механизмов в теле).

Даже характер соединения конечностей с туловищем имеет определённое значение: если прослеживается чёткая их прорисовка — человек склонен следить за своими рассуждениями и ответственно подходить к принятию решений. Небрежность в изображении мест присоединения лап к телу или полное отсутствие этого — показатель недостаточного контроля над собой.

Название существа

  • «Летающий крокодил», «водоплавающий ягнёнок» и подобные имена животных говорят о чёткости понимания целей, к которым стремится человек.
  • Наукоподобные термины с «налётом» латыни — «зверолетиус», «устрашонис» и прочие — свидетельство эрудиции ребёнка и его желания показать это.

  • Звукоподражательные имена зверюшек («мамзяка», «каряка») – признак лёгкого отношения к жизни, некоторой беспечности.
  • Если в названии животного прослеживается юмор, то это показатель оптимистичного отношения к действительности. Примеры таких имён – «пузырик», «нескладушечка», «несапиенсный хомик».

  • Когда имя очень сложное и длинное, то это означает, что придумавший его человек — большой выдумщик и фантазёр.

Толкование ответов на вопросы

По окончании работы ребёнка над заданием нужно обсудить с испытуемым образ жизни нарисованного им существа

Если ребёнок придумывает своему нарисованному персонажу такую жизнь, которая полностью соответствует изображению, то это нормально и логически оправдано. О нарушении логики мышления можно сделать вывод, если рисунок и рассказ о существовании животного никак не связаны друг с другом.

Фантазия с целью компенсации каких-либо негативных моментов в жизни испытуемого прослеживается при идеализации или приукрашивании своего персонажа.

Когда ребёнок утверждает, что придуманный и нарисованный зверёк живёт на острове, за границей, в субтропиках, это говорит о демонстративности; в качестве места проживания животного названа изолированная площадь (космос, другая планета, пещера, колодец, лес и так далее) — тестируемый одинок и остро переживает это. Агрессию, боязнь испытуемого, его желание найти защиту характеризуют подобные ответы: «в тайге», «в непроходимых болотах», «в лесной чащобе». Невроз может выдавать «поселение» животного в неприятные условия — тину, грязь, лужу, помойку.

«Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты» — это выражение в полной мере может быть применимо к ответам человека на вопрос о том, чем питается нарисованная зверушка. Вот что могут значить реплики школьника на этот счёт:

  • ничем, воздухом, энергией — интравертность тестируемого;
  • всем, что попадётся — импульсивность;
  • несъедобными вещами (гвоздями, камнями, палками) – нарушения коммуникативных отношений;
  • неприятными элементами (слизью, трухой, клопами, тараканами) – невроз;
  • внутренними органами животных, кровью — невроз, граничащий с агрессией;
  • людьми — отрицание, негативизм, агрессия.

В рассказах ребёнка животное может:

  • много спать, что говорит об астении, хронической усталости испытуемого;
  • крушить, ломать — это признак агрессивности, негативного отношения к окружающим;
  • развлекаться и гулять — такое определение образа жизни существа символизирует желания школьника;
  • искать пищу — эта характеристика подаёт сигнал о каких-либо проблемах и жизненных трудностях тестируемого.

Если нарисованное существо любит неординарные занятия (вроде хождения на голове или вверх ногами), то ребёнку, придумавшему такие действия для животного, не чуждо стремление выйти за рамки обыденности и нарушить стандарты поведения.

Импульсивность присутствует в характере людей, наделяющих своих нарисованных персонажей невозможностью сидеть без дела.

Когда описание животного связано с частым упоминанием о его врагах, то можно сделать вывод о боязни агрессии; чрезмерный акцент на проблемах с едой — символ неблагополучия в быту испытуемого, привязанности к материальному. Существо, по словам тестируемого, одиноко, у него нет друзей — скорее всего, в жизни ребёнка такое же положение вещей. Рассказ о большом количестве близких по духу людей говорит о значимости общения для испытуемого.

Пример расшифровки

«Гламурный крылокот» — такое название дал существу автор рисунка

  • Полностью закрашенная радужка глаза — свидетельство страха, сконцентрированного внутри автора рисунка.
  • Испытуемый зациклен на себе, об этом свидетельствует прямое расположение головы животного и его открытый взгляд.
  • Тревожные сигналы — штриховка хвоста и расположение персонажа на краю листа.
  • Также о беспокойстве говорят множественные линии в изображении некоторых частей тела (нижней части головы, крыльев, задних лап).
  • Не слишком маленькие уши крылокота — показатель зависимости от чужого мнения, желания следовать общепринятым нормам.
  • Энергетический потенциал автора очень высок, об этом можно судить по большому количеству деталей фигуры животного.
  • О романтических устремлениях и мечтательности натуры сигнализируют большие крылья. Возможно, автор мечтает изменить свою жизнь, но не имеет возможности это сделать.
  • Тестируемый склонен к прагматизму и рационализму, потому что все части тела прорисованы чётко, а их соединения не размыты.

Проведение теста «Нарисуй несуществующее животное» — замечательный способ получить представление о внутреннем мире, характере ребёнка и даже условиях его жизни. Результаты диагностики помогут выявить существующие проблемы и скорректировать работу по их устранению.

  • Елена Алешина
  • Распечатать

Источник: https://paidagogos.com/vsyo-o-risunochnoy-psihodiagnostike-nesushhestvuyushhee-zhivotnoe.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.