Улучшение когнитивных функции после черепно-мозговых травм у подростков

Черепно-мозговая травма | Органические психические расстройства |

Улучшение когнитивных функции после черепно-мозговых травм у подростков

Психиатр, по всей вероятности, встречается с двумя основными типами больных, перенесших черепно-мозговую травму. Первая группа невелика; к ней относятся пациенты с серьезными и длительно сохраняющимися психическими осложнениями, такими как стойкое нарушение памяти.

Вторая — более многочисленная—группа включает в себя больных с эмоциональными симптомами и анергией; эти симптомы менее очевидны, их легко не заметить, но они часто приводят к длительной нетрудоспособности. (См.: Brooks 1984 — общий обзор, посвященный травмам черепа.

)

Острые психические нарушения, возникающие вследствие травмы

Нарушение сознания наблюдается после любых (за исключением самых легких) закрытых черепно-мозговых травм, тогда как при проникающих ранениях это происходит реже. Причина неясна, но она, вероятно, связана с ротационным давлением в головном мозге. После восстановления сознания обычно обнаруживаются дефекты памяти.

Период посттравматической амнезии охватывает промежуток времени между моментом травмы и возобновлением нормальной долгосрочной памяти.

Продолжительность посттравматической амнезии тесно коррелирует: во-первых, с неврологическими осложнениями, такими как двигательные нарушения, дисфазия, стойкие поражения памяти и счета; во-вторых, с психическими нарушениями и генерализованным снижением интеллекта; в-третьих, с изменением личности после черепно-мозговой травмы.

Период ретроградной амнезии включает в себя промежуток времени между травмой и последним ясно припоминаемым событием До Травмы. Этот признак не является надежным предиктором исхода. После тяжелой черепно-мозговой травмы часто наблюдается пролонгированная фаза делирия, иногда нарушенное поведение, расстройства настроения, галлюцинации, бред и дезориентировка.

Хронические психические нарушения

Хронические психические последствия травмы определяются в первую очередь повреждением мозга.

Важную роль играют также другие факторы, особенно тип преморбидной личности и факторы окружающей среды, в частности род занятий, степень доступной социальной помощи; в случаях, когда предъявляется иск о компенсации, определенное влияние могут оказать волнения, связанные с судебным разбирательством.

Lishman (1968) обнаружил, что локализацией и степенью повреждения головного мозга при проникающем ранении черепа в значительной степени определяется психическое состояние больного в течение длительного периода — от одного до пяти лет после травмы.

Выявлена зависимость снижения интеллекта и «органических» психопатологических симптомов, таких как апатия, эйфория, расторможенность и нарушение способности логично рассуждать, от степени повреждения тканей мозга. В то же время невротические симптомы не соотносятся со степенью повреждения.

Данные исследования, проведенного Lishman, указывают на то, что когнитивные нарушения связаны в основном с повреждением теменной и височной долей мозга (особенно с левой стороны). Аффективные нарушения более характерны для повреждения лобной доли.

Длительно сохраняющиеся посттравматические когнитивные нарушения

Если травма головы сопровождается посттравматической амнезией длительностью более 24 часов, это указывает на вероятность стойких когнитивных нарушений, степень которых пропорциональна тяжести повреждения мозга.

При закрытой черепно-мозговой травме поражение обычно глобальное и варьирует по степени тяжести от явной деменции до легких нарушений, проявляющихся только при напряженной интеллектуальной деятельности.

Последствия проникающего ранения черепа или другого локального повреждения мозга могут выражаться в очаговых дефектах когнитивных функций, но при этом обычно выявляются и некоторые признаки общего поражения. Менее серьезные черепно-мозговые травмы, сопровождающиеся только кратковременной потерей сознания, нередко вызывают диффузное повреждение мозга с последующим поражением когнитивной сферы (см.

: Boll, Barth 1983). Улучшение обычно наступает медленно — этот процесс продолжается месяцами или даже годами. Например, Miller и Stern (1965), в среднем в течение 11 лет наблюдая за 100 больными, перенесшими серьезные черепно-мозговые травмы, обнаружили, что за этот срок произошло существенное улучшение.

Состояние некоторых больных улучшилось весьма значительно, несмотря на пессимистические прогнозы специалистов, зафиксированные через три года после травмы. Вероятно, эти данные отражают медленное развитие компенсаторных возможностей здоровой ткани мозга. Деменция, не соответствующая тяжести повреждения мозга, дает основания для предположений о субдуральной гематоме, гидроцефалии с нормальным давлением или о совпавшем по времени с травмой дегенеративном процессе.

Изменение личности

После тяжелых черепно-мозговых травм, особенно связанных с повреждением лобной доли, изменение личности представляет собой обычное явление.

В таких случаях больной нередко становится раздражительным, отмечаются потеря спонтанности и мотивации, некоторое огрубление поведения, а иногда — ослабление контроля за агрессивными импульсами.

Все это зачастую серьезно осложняет жизнь больного и его семьи, хотя со временем подобные черты личности могут постепенно смягчаться.

Эмоциональные симптомы

Эмоциональными симптомами может сопровождаться любая травма. Неясно, обусловлена ли подобная симптоматика после травмы черепа неспецифической реакцией или же это специфический результат поражения мозга.

Основными факторами, определяющими вероятность развития эмоционального дистресса, являются степень поражения, личность больного и социальные условия (см.: Brooks 1984). Могут также иметь значение любые юридические процедуры, связанные с получением компенсации, судебные тяжбы, разбирательства (см. гл.

12, раздел о рентном неврозе). Меньшинство больных описывают синдром посттравматического эмоционального расстройства, основными чертами которого являются тревога, депрессия и раздражительность, часто сопровождающиеся головной болью, головокружением, усталостью, плохой концентрацией внимания и бессонницей.

Lewis (1942) исследовал пролонгированные невротические реакции у солдат с травмами черепа и пришел к выводу, что они в большинстве случаев наблюдаются «у тех, у кого все равно так или иначе развился бы психопатологический синдром».

При изучении больных, предъявляющих требования на получение компенсации, Miller (1961) не выявил соответствия между степенью тяжести черепно-мозговой травмы и выраженностью невротических симптомов.

Lishman (1968) в своем исследовании проникающих ранений черепа не обнаружил сколько-нибудь заметной связи между степенью повреждения мозга и основными симптомами посттравматического синдрома. Можно сделать заключение, что предрасположенная («уязвимая») личность является основным этиологическим фактором, обусловливающим эмоциональные проблемы после травмы черепа (см.: Trimble 1981 — обзор).

Шизофренополобные и аффективные синдромы

Трудно прийти к определенным выводам относительно распространенности шизофреноподобного синдрома среди перенесших черепно-мозговую травму. При обследовании 3552 финских солдат в возрасте 22-26 лет, перенесших такую травму, оказалось, что среди них частота шизофреноподобных синдромов гораздо выше ожидаемой (Achte et al. 1969).

В обширном обзоре, посвященном шизофреноподобным синдромам, связанным с органическими поражениями центральной нервной системы, Davison и Bagley (1969) подтвердили результаты своих финских коллег и сделали заключение, что полученные данные нельзя объяснить простым совпадением.

Эти авторы предположили, что травма иногда может иметь прямое этиологическое значение, а не просто выступать в роли преципитирующего фактора. По некоторым сведениям (см., например, Achte et al. 1969), существует связь между травмой черепа и параноидными, а также аффективными психозами, но это мнение не подкреплено убедительными доказательствами.

Общепризнано, что среди больных, перенесших черепно-мозговую травму, значительно повышен риск самоубийства, хотя причина этого неясна.

Социальные последствия черепно-мозговой травмы

Физические и психологические последствия черепно-мозговой травмы часто тяжким бременем ложатся на плечи близких больного. Многие родственники глубоко переживают все это, испытывают серьезные трудности, порой бывают вынуждены в корне менять привычный образ жизни.

Особенно страдает семейная жизнь, если у больного развивается изменение личности. При разработке плана реабилитационной работы следует учитывать нагрузку, которую несут члены семьи пациента, и предусматривать оказание им соответствующей помощи (см.: Brooks 1984; Livingston et al.

1985).

ЛЕЧЕНИЕ

К составлению плана длительного лечения пациента после травмы черепа следует приступать как можно раньше. Начинают с тщательной оценки трех аспектов проблемы. Во-первых, оценивается степень физической инвалидизации.

Как показали исследования, ранняя оценка степени неврологических повреждений служит важным ориентиром при прогнозировании длительной нетрудоспособности (Bond 1975). Во-вторых, оцениваются любые психоневрологические нарушения и прогноз их наиболее вероятного дальнейшего течения.

В-третьих, должна быть дана оценка социальных условий.

Лечение включает физическую реабилитацию, которую медицинский психолог при необходимости может дополнить курсом поведенческой терапии. Если у больного в связи с травмой возникли психические нарушения, к лечению периодически привлекается психиатр.

Необходимо также учитывать, что семья больного нуждается в практической и социальной поддержке.

Следует стремиться по возможности ускорить решение любых проблем, связанных с получением компенсации, с судебными тяжбами и т. п.

В идеале такая долговременная помощь должна обеспечиваться особой бригадой специалистов. Обзор, посвященный вопросам лечения черепно-мозговых травм, см. в работах: Brooks (1984); Livmgston (1986).

Источник: https://www.psyportal.net/909/cherepno-mozgovaya-travma/

Реабилитация после черепно-мозговой травмы: питание и восстановление в домашних условиях

Улучшение когнитивных функции после черепно-мозговых травм у подростков

Реабилитация после перенесенной черепно-мозговой травмы является длительным и непростым, но крайне необходимым процессом.

К сожалению, не всегда родные пострадавшего понимают, насколько важным является его восстановление после ЧМТ, и пренебрегают инструкциями лечащих врачей.

А ведь полное их соблюдение может значительно сократить период реабилитации, тем самым подарив пациенту надежду на полное выздоровление.

Значение реабилитации

Любая перенесенная травма головы является показанием для проведения курса реабилитационной терапии. Вариантов восстановления после перенесенной ЧМТ существует огромное множество, и каждый из них направлен на улучшение той или иной функции человеческого организма. При отсутствии подобных мероприятий у пациента повышается риск до конца своей жизни остаться инвалидом.

Восстановление после мозговых травм подразумевает внедрение комплекса терапевтических процедур, направленных на:

  • полное восстановление когнитивных функций организма;
  • восстановление речи;
  • выполнение упражнений, направленных на разработку моторики;
  • устранение проблем с функционированием опорно-двигательного аппарата;
  • купирование болевого синдрома;
  • улучшение психологического состояния больного (психотерапия);
  • восстановление способности самообслуживания и занятия физическим трудом (эрготерапия).

Каждый из этих подходов к восстановлению после ЧМТ подбирается в зависимости от ее вида.

Однако врачи-невропатологи и нейрохирурги склонны к единому мнению: перед назначением тех или иных восстановительных методик необходимо понаблюдать за пациентом на протяжении определенного периода времени.

Только по его истечении доктор сможет судить о том, насколько благополучным является прогноз выздоровления. По этой причине очень важно заняться вопросом реабилитации еще задолго до выписки пациента из клиники.

Как видно, каждый человек, столкнувшийся с серьезным повреждением головного мозга или костей черепа, нуждается в квалифицированной медицинской помощи, направленной на его скорейшее восстановление после полученных травм.

Мультидисциплинарный подход в этом случае обязателен, поскольку манипуляции, проводимые у больных при ушибе головного мозга, будут разительно отличаться от тех, которые будут назначены пациенту с сотрясением или сдавлением ГМ.

к оглавлению ↑

Когнитивное восстановление

Восстановить высшую нервную деятельность очень непросто, но это крайне необходимо, поскольку она является залогом полноценной жизни человека.

Память, внимание, воображение – все это только часть тех функций, за которые отвечает нервная система человека, однако их полному восстановлению необходимо уделить максимум времени и сил.

Как отмечают врачи, даже работа опорно-двигательной системы не так важна, как выполнение организмом когнитивных функций.

Зачастую такая программа восстановительных занятий проводится у пациентов с очаговыми поражениями головного мозга. При таких обстоятельствах реабилитация возможна исключительно в стенах больницы, поскольку проводить такой курс терапии в домашних условиях невозможно по причине отсутствия надлежащих условий.

Целью когнитивного восстановительного курса является:

  • проведение занятий для восстановления памяти, внимания, зрения, речи (массаж языка, щек, проговаривание слов про себя и др.), воображения, а также ряда других функций, за которые отвечает ЦНС;
  • занятия с пациентом, направленные на переобучение его навыкам, которые были утрачены после тяжелой контузии;
  • проведение комплекса занятий, направленных на компенсацию внутреннего функционального дефицита (основные аспекты этого курса будут рассмотрены далее);
  • помощь пациенту в ориентации в пространстве (оставление указаний или подсказок, написанных на бумаге, на стенах).

Огромное значение во время прохождения пациентом курса реабилитации после ЧМТ имеет правильное питание. Оно не может содержать высококалорийных вредных продуктов, а должно быть легко усваиваемым и в то же время стимулировать работу мозга.

Одним из главных направлений работы с больным является компенсация функционального дефицита. Такая стратегия включает:

  • проведение аутотренингов;
  • саморелаксацию;
  • создание ассоциативных образов, направленных на улучшение запоминания;
  • акцентирование на поставленной задаче и ее решении и др.

Когнитивная реабилитация имеет свои принципы, которых всего существует 5. В умственном восстановлении огромную роль играют:

  • дозированность, то есть умеренная подача материала;
  • системность проведения занятий;
  • регулярность сеансов;
  • активность пациента во время проведения занятий;
  • индивидуальный подход врачей к каждому больному.

При восстановительном курсе терапии очень важно преодолевать различные трудности. Основными задачами когнитивной реабилитации являются:

  • преодоление стрессовых ситуаций;
  • выражение пациентом своих чувств в полной мере;
  • создание мотивов для дальнейшего проведения курса реабилитационной терапии;
  • полное осознание проблемы и основных признаков ее проявления;
  • оказание необходимой психологической поддержки на всех этапах реабилитации;
  • абсолютное переосмысление жизненных целей и ценностей;
  • формирование плана на будущее с учетом существующих психологических и физических ограничений.

Если кто-то из близких людей переживает посттравматический синдром, вызванный ЧМТ, нужно быть предельно внимательными! Многие пациенты страдают от проблем с памятью, и по возвращении домой они нередко забывают закрывать краны с водой или газом. Подобные случаи происходят довольно часто, поэтому нельзя об этом забывать.

к оглавлению ↑

Психотерапия

Что касается восстановления пациента в психологическом плане, то с этой целью сегодня создаются специальные школы, где проводятся сеансы психотерапии. Выбор техники психологической реабилитации после ЧМТ зависит от состояния пациента, его возраста, готовности к прохождению таких сеансов и других факторов. Психотерапия в посттравматический период может быть:

  1. Рациональная. В данном случае психотерапевт должен постепенно и понемногу объяснять пациенту особенности его состояния и перенесенной им мозговой травмы.

    Также немаловажным является правильный настрой, а именно, акцентировать, что положительная динамика от терапии уже проявилась, и останавливаться на достигнутом нельзя. Психологическая поддержка со стороны квалифицированного специалиста помогает больному преодолеть трудности, в том числе и касающиеся того, как окружающий мир его воспримет после перенесенной им травмы.

  2. Телесно-ориентированная. В данном случае проводится целый комплекс психологических мероприятий, направленных на подготовку к физической реабилитации, а также к преодолению болевого синдрома.
  3. Когнитивная. Ставит себе цель прямого воздействия на мировосприятие больного, в результате чего он может изменить свою жизнь в лучшую сторону.
  4. Поведенческая. Такая психотерапия необходима для осваивания новых правил поведения в сложившейся ситуации (в данном случае – в условиях посттравматического состояния пациента).
  5. Суггестивная. Говоря другими словами, это внушающая психотерапия. Она может проводиться под видом сеансов гипноза, призыва, обеспечения пациента новыми жизненными целями, лозунгами и кредо.
  6. Аутогенная. Такая психотерапия основывается на методике самовнушения, когда пациент самостоятельно учится корректировать свои чувства, отношение к окружающему миру, манеру общения и т. д.
  7. Релаксационная. Направлена на снятие мышечного, дыхательного, умственного напряжения.
  8. Групповая. Для лиц, перенесших такое серьезное состояние, как ЧМТ, в специализированных психологических школах и клиниках создаются целые группы. Таким способом преодоление существующих трудностей и проблем, происходящее в коллективе, помогает поддерживать положительный настрой, а также предотвращает развитие депрессивного состояния.

Если психологическая помощь после ЧМТ может быть оказана больному только в стенах специализированного медицинского учреждения, то терапия, направленная на восстановление физических функций, вполне может проводиться в домашних условиях. Хотя, конечно, все зависит от того, насколько серьезным является состояние пациента, перенесшего черепно-мозговую травму.

к оглавлению ↑

Физическое здоровье

Чтобы максимально восстановить физические функции, реабилитацию после черепно-мозговой травмы необходимо начинать как можно раньше. Первые манипуляции будут проводиться в больничной палате или специальной комнате ЛФК.

Первый подход к физическому восстановлению – так называемая постуральная гимнастика. Ее еще называют «лечение положением». В данном случае необходимо повременить с активными движениями головой, поскольку они могут вызвать интенсивные боли. Как только состояние пациента максимально стабилизируется, а организм немного укрепится, можно будет переходить ко второму этапу – пассивной гимнастике.

Активная физкультура может проводиться в домашних условиях. Главное – выполнять все упражнения в точности с инструкцией лечащего врача. Физическая активность помогает полностью восстановить функционирование опорно-двигательного аппарата, снабдить организм кислородом, улучшить мозговую деятельность, а это – уже огромный шаг к полному выздоровлению после перенесенной тяжелой травмы головы.

В отдельных случаях черепно-мозговая травма может еще долго напоминать о себе в виде резкой боли, справиться с которой поможет физиотерапия. В частности, это касается:

  • криотерапии, подразумевающей использование холода для «замораживания» очагов, где боль особенно интенсивна;
  • магнитотерапии;
  • сеансов массажа;
  • кинезотерапевтического аппарата Экзарта и др.

Все эти методики направлены на купирование боли и дискомфорта, причем в большинстве случаев они оказывают более продолжительный и ярко выраженный эффект, нежели применение медикаментозных обезболивающих препаратов.

Что касается эрготерапии, то вкратце объяснить ее суть можно следующим образом.

Для того, чтобы понять, насколько пациент способен после выписки из больницы сам о себе позаботиться, его помещают в специальные комнаты, оборудованные под нужды людей с ограниченными физическими возможностями.

Исходя из поведения пациента, врачи делают вывод, нуждается ли он в особых условиях проживания, либо в скором времени он сможет вернуться к привычной жизни.

Полное восстановление всех жизненно важных функций после полученной черепно-мозговой травмы возможно! Многие люди вернулись к активному образу жизни за счет прохождения всех необходимых манипуляций в клинике и дома. Главное – это упорство и вера в то, что вам действительно помогут опытные специалисты, а также поддержка родных и близких, в которой нуждается каждый человек, перенесший черепно-мозговую травму.

Источник: http://oinsulte.ru/travmy-golovy/chmt/vosstanovlenie.html

Нарушение когнитивных функций (памяти, речи, восприятия)

Улучшение когнитивных функции после черепно-мозговых травм у подростков

Когнитивные  функции мозга – это способность понимать, познавать, изучать, осознавать, воспринимать и перерабатывать (запоминать, передавать, использовать) внешнюю информацию. Это функция центральной нервной системы – высшая нервная деятельность, без которой теряется личность человека.

Гнозис – восприятие информации и ее обработка, мнестические функции – это память, праксис и речь – это передача информации. При снижении указанных мнестико – интеллектуальных функций (с учетом исходного уровня) говорят о когнитивных нарушениях, когнитивном дефиците.

Снижение когнитивных функций возможно при нейро-дегенеративных заболеваниях, сосудистых заболеваниях, нейроинфекциях, тяжелых черепно – мозговых травмах. В механизме развития главную роль играют механизмы, разобщающие связи коры мозга с подкорковыми структурами.

Основным фактором риска считается артериальная гипертензия, которая запускает механизмы сосудистых трофических нарушений, атеросклероза.  Эпизоды острого нарушения кровообращения (инсульты, транзиторные ишемические атаки, церебральные кризы) способствуют развитию когнитивных расстройств.

Происходит нарушение нейротрансмиттерных систем: дегенерация дофаминэргических  нейронов с уменьшением содержания дофамина и ее метаболитов, снижается активность норадренэргических нейронов, запускается процесс эксайтотоксичности, то есть гибели нейронов в результате нарушения нейромедиаторных взаимосвязей. Имеет значение величина повреждения  и локализация патологического процесса.

Так, при поражении левого полушария возможно развитие апраксии, афазии, аграфии (неумение писать), акалькулии (неумение считать), алексии (неумение читать), буквенная агнозия (не узнавание букв), нарушается логика и анализ, математические способности, угнетается произвольная психическая деятельность.

Поражение правого полушария проявляется визуально – пространственными нарушениями, невозможностью рассматривать ситуацию в целом, нарушается схема тела, ориентация в пространстве, эмоциональная окраска событий, способность фантазировать, мечтать, сочинять.

Лобные доли мозга играют важную роль почти во всех когнитивных процессах – память, внимание, воля, выразительность речи, абстрактное мышление, планирование.

Височные доли обеспечивают восприятие и обработку звуков, запахов, зрительных образов, интеграцию данных со всех сенсорных анализаторов, запоминание, опыт, эмоциональное восприятие мира.

Повреждение теменных долей мозга дает разнообразные варианты когнитивных нарушений – расстройство пространственной ориентации, алексию, апраксию (неспособность выполнять целенаправленные действия), аграфию, акалькулию, нарушение ориентации – лево – право.

Затылочные доли – это зрительный анализатор. Ее функции – поля зрения, цветоощущение и узнавание лиц, образов, цветов и взаимосвязь объектов с цветовой гаммой.

Поражение мозжечка вызывает мозжечковый когнитивный аффективный синдром с притуплением эмоциональной сферы, расторможенным  неадекватным поведением, нарушениями речи – снижением беглости речи, появление грамматических ошибок.

Приичины когнитивных расстройств

Когнитивные нарушения могут носить временный характер, после черепно-мозговой травмы, отравления и восстанавливаться в  интервале времени от дней до лет, а могут иметь прогрессирующее течение – при болезни Альцгеймера, Паркинсона, сосудистых заболеваниях.

Сосудистые заболевания головного мозга – наиболее частая причина когнитивных расстройств разной степени выраженности от минимальных расстройств до сосудистой деменции.

Первое место в развитии когнитивных нарушений занимает артериальная гипертензия, далее окклюзионные атеросклеротические поражения магистральных сосудов, их сочетание, усугубляющееся острыми нарушениями кровообращения – инсультами, транзиторными атаками, нарушения системного кровообращения- аритмии, сосудистые мальформации, ангиопатии, нарушения реологических свойств крови.

Нарушение метаболизма при гипотиреозе, сахарном диабете, почечной и печеночной недостаточности, недостатке витамина В12 , фолиевой кислоты, при алкоголизме и наркомании, злоупотреблении антидепрессантами, нейролептиками, транквилизаторами может вызвать развитие дисметаболических когнитивных расстройств. При своевременном выявлении и лечении они могут быть обратимы.

Поэтому если Вы сами заметили у себя какие-то появившиеся интеллектуальные отклонения – обратитесь к врачу. Не всегда сам больной может сообразить, что с ним что-то не так.

Человек постепенно утрачивает способность ясно мыслить, запоминать текущие события и при этом отчетливо помнит давние, снижается интеллект, ориентация в пространстве, характер изменяется на раздражительный, возможны нарушения психики, нарушается самообслуживание.

  Родственники могут первыми обратить внимание на нарушения повседневного поведения. В таком случае – приведите больного на обследование.

Обследование при нарушении когнитивных функций

Для определения наличия когнитивной дисфункции учитывается исходный уровень. Опрашивается и пациент и родственники. Имеют значения случаи деменции в роду, травмы головы, употребление алкоголя, эпизоды депрессии, принимаемые лекарственные препараты.

Невролог при осмотре может обнаружить основное заболевание с соответствующей неврологической симптоматикой. Анализ психического состояния проводится по различным тестам ориентировочно неврологом и углубленно психиатром. Исследуются внимательность, воспроизведение, память, настроение, выполнение инструкций, образность мышления, письмо, счет, чтение.

Широко используется краткая шкала MMSE (Mini-mental State Examination) – 30 вопросов для ориентировочной оценки состояния когнитивных функций – ориентировки во времени, месте, восприятия, памяти, речи, выполнение трехэтапной задачи, чтения, срисовывания. MMSE используют для оценки динамики когнитивных функций, адекватность и результативность терапии.

Легкое снижение когнитивных функций – 21 – 25 баллов, тяжелое 0 – 10 баллов. 30 – 26 баллов считается нормой, однако следует учитывать исходный уровень образования.

Более точная  клиническая рейтинговая шкала деменции (Clinical Dementia Rating scale – CDR) основана на исследовании нарушений ориентации, памяти, взаимодействий с окружающими, поведения в быту и на работе, самообслуживания. По этой шкале 0 баллов – это норма, 1 балл – легкая деменция, 2 балла – умеренная деменция, 3 – тяжелая деменция.

Шкала – Батарея лобной дисфункции используется для скрининга деменций с преимущественным поражением лобных долей или подкорковых церебральных структур. Это более сложная методика и определяются нарушения мышления, анализа, обобщения, выбора, беглость речи, праксис, реакцию внимания. 0 баллов – тяжелая деменция. 18 баллов – самые высокие когнитивные способности.

Тест рисования часов  – простой тест, когда больного просят нарисовать часы – циферблат с цифрами и стрелками, указывающими определенное время может использоваться для дифференциальной диагностики деменции лобного типа и при поражении подкорковых структур от альцгеймеровской.

Для больного с наличием приобретенного когнитивного дефицита необходимо проведение лабораторного обследования : анализ крови,липидограмма, определение тиреотропного гормона, витамина В 12, электролитов крови, печеночные пробы, креатинин, азот, мочевина, сахар крови.

Для нейровизуализации поражения головного мозга применяют компьютерную и магнитно-резонансную томографию, доплерографию магистральных сосудов, электроэнцефалографию.

Метод электроэнцефалографии.

Больной обследуется на наличие соматических заболеваний – гипертонической болезни, хронических заболеваний легких, сердца.

Проводится дифференциальный диагноз сосудистой деменции и болезни Альцгеймера.

Болезнь Альцгеймера характеризуется более постепенным началом, постепенным медленным прогрессированием, минимальными неврологическими нарушениями, поздним нарушением памяти и исполнительных функций, кортикальным типом деменции, отсутствием нарушений ходьбы, атрофией в области гипокампа и височно – теменной коры головного мозга.

Болезнь Альцгеймера.

Лечение нарушений

Обязательно лечение основного заболевания!

Для лечения деменции применяют  донепезил, галантамин, ривастигмин, мемантин (абикса, мема), ницерголин. Дозировки, длительность приема и схемы подбираются индивидуально.

Для улучшения когнитивных функций применяют лекарственные препараты разных фармакологических групп, обладающих нейропротекторными свойствами – глицин, церебролизин, семакс, сомазина, цераксон, ноотропил, пирацетам, прамистар, мемоплант, сермион, кавинтон, мексидол, милдронат, солкосерил, кортексин.

Обязательно лечение гиперхолестеринемии. Это способствует снижению риска развития когнитивных дисфункций. Это соблюдение диеты с пониженным содержанием холестерина – овощи, фрукты, морепродукты, нежирные молочные продукты; витамины группы В; статины – липримар, аторвастатин, симватин, торвакард.

Исключить курение, злоупотребление алкоголем.

Консультация врача невролога по теме когнитивные нарушения

Вопрос: полезно ли разгадывать кроссворды?
Ответ: да, это своеобразная «гимнастика» для мозга. Нужно  заставлять мозг работать – читать, пересказывать, запоминать, писать, рисовать…

Вопрос: возможно развитие когнитивных нарушений при рассеянном склерозе?
Ответ: да, структуру дефицита когнитивных функций при рассеянном склерозе составляют нарушения скорости обработки информации, мнестические нарушения (кратковременной памяти), нарушения внимания и мышления, зрительно – пространственные нарушения.

Вопрос: что такое «вызванные когнитивные потенциалы»?
Ответ: электрическая реакция мозга на выполнение умственной (когнитивной) задачи. Нейрофизиологический метод вызванных когнитивных потенциалов  – это запись биоэлектрических реакций мозга в ответ на выполнение умственной задачи при помощи электроэнцефалографии.

Вопрос: какие препараты можно принимать самостоятельно при легкой рассеянности, нарушениях внимания и памяти после эмоциональных перегрузок?
Ответ: глицин по 2 таблетки рассасывать под языком или препараты гинко-билобы (мемоплант, гинкофар) по 1 таблетке 3 раза в день, витамины группы В (нейровитан, мильгамма) до 1 месяца или ноотропил – но тут дозировку назначит врач в зависимости от возраста и заболевания. А лучше сразу обратиться к врачу – Вы можете недооценить проблему.

Врач-невролог Кобзева С.В.

Источник: https://medicalj.ru/symtoms/head/676-narushenie-kognitivnyh-funkcij

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.